Техника «Классические пары» («Классические тройки»)

Участникам раздаются маленькие карточки с написанными (напечатан­ными) на них понятиями, явлениями, фамилиями людей, именами сказоч­ных и фольклорных персонажей и т.п., имеющими классическую или обще­известную связь между собой.

Например, классические пары:

- Дед Мороз — Снегурочка;

- Ромео — Джульетта;

- Чук — Гек;

- дебет — кредит;

- Иван — Марья;

- сестрица Алёнушка — братец Иванушка;

- Штепсель — Тарапунька.
Классические тройки:

- солнце — воздух — вода;

- ум — честь — совесть;

- пришел — увидел — победил;

- К. Маркс — Ф. Энгельс — В. И. Ленин;

- Илья Муромец — Алеша Попович — Добрыня Никитич;

- Г. Вицин — Ю. Никулин — Е. Моргунов.

Участники должны найти и составить «классическую» пару или тройку.

Интерактивное обучение в диадах и триадах помогает вырабо­тать навыки сотрудничества в микрогруппах, т.е. в ситуации ка­мерного общения; оно может предшествовать обучению в малых группах.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что при­водит к возникновению эмоциональных связей, а также специ­фических межличностных ценностей и норм. В условиях образова­тельного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, комму­никативно-развивающих задач. Объединение обучающихся в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборато­рия или проблемная группа, действующие в течение всего перио­да обучения), так и временный (одно занятие) характер. Одной из техник организации групповой работы в четверках является «Междусобойчик» (вариант «Мозаики») (табл. 1).

При правильной организации групповой работы по выполне­нию задания продолжается формирование благоприятной комму­никативной среды: формулируются правила кооперации, сотрудничества, которые способствуют поиску общего решения. Увеличение численного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменя­ются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из попу­лярных, но не так часто и охотно используемых педагогами-прак­тиками форм познания, поскольку этот метод требует большой подготовительной работы и особого мастерства, заключающегося в умении руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс об­суждения неактивных участников, поддерживать интерес обуча­ющихся.




Таблица 1 Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»

Этап Содержание деятельности
1. Индивидуаль­ная работа Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект какой-либо статьи, составить перечень необходимых про­фессиональных компетенций выпускников, проду­мать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т. д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15 — 20 мин. Важно, чтобы к концу конт­рольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания
2. Работа в парах (горизонтальные связи) Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цельданного этапа заключается в нахождении совместного, пар­ного решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение обоих участников. Время для обсуждения — 10 мин
3. Работа в парах (вертикальные связи) Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проб­лемы. Время для обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возмож­ность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать най­денное решение
4. Принятие группового решения Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цельданного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время — 10 мин

Более подробно на технологии организации дискуссионного обсуждения мы остановимся в главе «Дискуссия как метод интер­активного обучения», а сейчас ограничимся общими сове­тами по организации групповой работы со взрослыми.

1. При создании атмосферы учебного сотрудничества в груп­пе необходимо учитывать, что опыта такой формы общения у взрослых обучающихся либо было недостаточно, либо не было вообще.

Панина

2. Техника «Классические пары» («Классические тройки») - student2.ru Техника «Классические пары» («Классические тройки») - student2.ru Техника «Классические пары» («Классические тройки») - student2.ru Техника «Классические пары» («Классические тройки») - student2.ru Техника «Классические пары» («Классические тройки») - student2.ru Для оптимизации внутригруппового взаимодействия целесо­
образно подготовить для каждой группы структурирующий рабо­
чий процесс карточки, а также наделить членов малых групп оп­
ределенными полномочиями (обязанностями, ролями).

3. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее
образец.

4. Преподавателю следует подробно расписать и обосновать свою
собственную деятельность во время группового обсуждения. Однако
в работе со взрослыми преподаватель может не участвовать в ра­
боте групп и заняться какой-либо другой деятельностью: анали­
зом прошедшего этапа работы, подготовкой следующего, расста­
новкой в нужном порядке технических средств в аудиториях, про­
смотром необходимых учебных материалов и др.

5. По-настоящему образец совместной работы будет освоен толь­
ко после разбора нескольких ошибок. Главный принцип — анали­
зировать не саму содержательную ошибку, а ход взаимодействия,
приведший к ней. Типичные ошибки стоит обыграть.

6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько
профессиональные, сколько человеческие достоинства участни­
ков: толерантность, доброжелательность, вежливость, открытость
и др. Оценивать можно только общую работу группы.

7. Педагогу очень важно анализировать свое профессиональное
поведение и свою деятельность на занятии, не жалеть времени на
«педагогические заметки». Такие записи помогают проследить, что,
как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зави­
сало», с чем это было связано и т.д.

2.4. Рефлексивное подведение итогов

Когда учащиеся уже активно включаются в процесс совмест­ной образовательной деятельности, важно регулярно возвращать­ся назад, сверяться с теми правилами, о которых договорились вначале. Сквозная и итоговая рефлексия занятия является важ­нейшей составляющей интерактивного обучения.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отраже­ние) — это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, пове­дения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе других, своих задач, назначения» [10, с. 469].

Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу за­нятия в целом, отдельного этапа или эпизода, по поводу деятель­ности микрогруппы или же индивидуальной (анализ своего поведе­ния, своих «приращений» и т.д.).

Рефлексия процесса образовательной деятельности и продукта (полученного результата) помогает: каждому участнику — опре-

делить его личный уровень продвижения; группе — путем реф­лексии улучшить процесс повышения квалификации, сделать со­вместную деятельность более комфортной и продуктивной; ко­манде преподавателей — лучше организовать собственную работу.

Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.

Возможные вопросы для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мне­ние группы, но не вполне разделяющий это мнение или недоста­точно уверенный в его правильности? К какому результату при­водит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испы­тывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь препода­вателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?

С первых же дней занятий для активизации участников стоит ввести правило трех «нельзя» при проведении групповой рефлексии: 1) нельзя говорить, что все уже сказано; 2) нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым пред­логом); 3) нельзя прятать за высказыванием свое плохое настрое­ние или неприязнь к кому-либо. При эмоциональной рефлексии необходимо настроить участников на то, что чувства, испытывае­мые ими, могут быть сходными, но не идентичными, поэтому словесно выражаться они могут тоже по-разному.

Если преподаватель заинтересован в конструктивной и искрен­ней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения участников занятий. Случается, что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недоста­точной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение. Попытка пресечь подобные высказывания чревата в будущем отказом обу­чающихся принимать участие и в анализе, и в самой групповой работе.

Нужно ли бояться негативных отзывов взрослых обучающихся о работе? Нет, они все равно будут иметь место, поскольку дале­ко не все взрослые готовы к такой коммуникативно-интенсив­ной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но нужно определить истоки негативной оценки, а для этого пре­подаватель должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние недовольного участника. Был ли он принят в группо-вУю работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к нему (его высказыванию) со стороны коллег, самого педагога? Соот­ветствовал ли подбор содержания учебного задания профессио­нальным интересам и возможностям участников?

При рефлексивном оценивании занятия важна совместная ра­бота слушателей (обучающихся) и преподавателей. Только при этом условии можно рассматривать рефлексию не как контроль со сто­роны, а как самооценку в целях профессионального роста и со­вершенствования .

О чем еще нужно помнить на этапе рефлексии? Обучающиеся к концу занятия или дня уже устают, внимание рассеивается, по­этому часто бывает так, что группа выслушивает реплики первых трех-четырех человек, а затем кто-то из участников отключается, кто-то начинает переговариваться и т.д. Преподаватель должен привлечь внимание обучающихся, потому что такой шум может служить для говорящего сигналом, что его мнение не очень инте­ресно и значимо для окружающих. В этой ситуации стоит напом­нить о принятых правилах работы группы.

Завершает этап рефлексии всегда преподаватель, и он, кроме конструктивной критики, не должен скупиться на позитивные оценки, добрые слова и выражения: «Вы меня очень обрадовали», «Я многому у вас научилась!», «Благодарю за занятие» и т.п.

Приведем примеры некоторых техник проведения экспресс-рефлексии (более подробно о техниках получения об­ратной связи см. главу 8).

«Синквейн» (пятистрочие)

На маленьком листочке бумаги участникам предлагается заполнить 5 строчек:

1-я строка — одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем);

2-я строка — два прилагательных (выражающих ассоциации относитель­но понятия, обозначенного существительным);

3-я строка — три глагола;

4-я строка — предложение;

5-я строка — заключительное слово или фраза.

Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:

1. День.

2. Плодотворный, насыщенный. .,

3. Увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься.

4. За этот день я узнала много нового о себе и своих коллегах.

5. Спасибо всем (Хорошо, что все дни такие разные).

Предварительные итоги

По истечении трети или половины всего времени семинара участники собираются вместе.

Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяют­ся предварительно (о методах анализа см. раздел 5.3). Могут быть предложены, например, следующие вопросы: - Чему я уже научился(лась)?

- Какие у меня остались вопросы?

- На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?

- Следует меньше...

- Следует больше...

- До сих пор я чувствовал(а) себя на этом семинаре...

Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальней­ших занятий фиксируются, если с ними согласны все участники. Заплани­рованные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия вы­сказанным участниками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия семи­нара требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.

Примечания:

- при вовлечении участников с их представлениями и опытом в форми­
рование программы возрастает их собственное чувство ответственности за
обучение;

- семинар становится не просто формальным выполнением обязанно­
сти, но способствует удовлетворению интересов его участников.

Наши рекомендации