Большая рыба, маленький пруд
Хорошо известна шутка американского сатирика Г.Л. Менкена, что богатство - это «любой доход, который по крайней мере на сто долларов в год больше, чем доход мужа вашей свояченицы». Здесь он просто афористично сформулировал мысль, которая известна почти всем, но почему-то очень непопулярна среди экономистов, а именно: люди обычно больше думают о своем относительном, а не абсолютном положении в мире. Мы склонны завидовать. Мы хотим иметь то, что есть у других, и хотим того, чего хотят другие. Как заметил в 1958 году экономист Кеннет Гэлбрэйт, большая часть покупательского спроса вызвана не реальными потребностями, а социальным давлением11. Люди оценивают свою успешность не столько количеством денег, которые они получают, и не объемом купленных ими товаров, а тем, сколько они зарабатывают и потребляют по сравнению с их знакомыми.
Глубинная правда, скрытая в шутке Менкена, состоит в том, что двое мужчин сравнивают себя с теми, кто отделен от них тремя рубежами. Они не сравнивают себя с незнакомцами. Они хотят произвести впечатление на людей, которых знают. В классическом эксперименте, посвященном этому явлению, большинство людей ответили, что предпочли бы работать в компании, где их зарплата была бы 33 тысячи долларов, а все остальные зарабатывали бы 30 тысяч, чем в другой, аналогичной фирме, где им платили бы 35 тысяч долларов, но другим - 38 тысяч12. Хотя их абсолютный доход в первой компании был бы меньше, они считали, что чувствовали бы себя там счастливее. Нам больше нравится быть большой рыбой в маленьком пруду, чем огромной - в океане, где вокруг плавают киты.
Так что вряд ли стоит удивляться, что такая же ситуация наблюдается и с желанием быть привлекательным. В одном интересном эксперименте респондентов попросили ответить, в какой бы из двух ситуаций они предпочли оказаться:
А. Ваша физическая привлекательность - 6; средний уровень привлекательности окружающих - 4.
Б. Ваша физическая привлекательность - 8; средний уровень привлекательности окружающих - 10.
75 процентов людей предпочли ситуацию А ситуации Б. Для большинства их относительная привлекательность важнее абсолютной13. Мы повторили этот эксперимент со студентами Гарварда, и их ответы были еще более показательны: 93 процента выбрали ситуацию А, и только 7 процентов - ситуацию Б. И, конечно, любой подружке невесты, вынужденной надевать на свадьбу скромное платье, понятно, что за этим стоит.
Эти результаты показывают, что стремление к относительной привлекательности даже сильнее, чем стремление к относительному богатству. Люди понимают, насколько важно быть сексуально привлекательными, раз они хотят сексуальных отношений. Учитывают они и то, что нужно быть привлекательнее других кандидатов, претендующих на внимание желаемого партнера. Другими словами, относительное преимущество важно, если оно дает «полезную отдачу»: более привлекательная, чем у других, внешность - это средство достижения цели.
Тут уместно вспомнить один анекдот. Двое друзей гуляют в лесу и подходят к реке, раздеваются, разуваются и ныряют в воду. Когда они выходят из воды, то видят направляющегося прямо к ним голодного медведя. Один из друзей тут же бросается бежать, а второй задерживается, чтобы надеть ботинки. Первый ему кричит: «Зачем тебе ботинки? Все равно быстрее медведя не побежишь!» На что второй спокойно отвечает: «Мне не нужно бежать быстрее медведя, мне нужно бежать быстрее тебя».
Именно такие рассуждения заставляют все большее количество людей решаться на пластические операции. Липосакция могла давать преимущество в прежние годы, но теперь, когда ее делает чуть ли не каждый, преимущество перед другими исчезает. В результате люди просят сделать им и другие виды операций, что выливается в своего рода силиконовую «гонку вооружений». Ассортимент популярных косметологических процедур растет с такой же скоростью, что и число услуг, доступных через Интернет.
Конкуренция из-за партнера может вызывать сильный стресс.
Результаты одного из наших исследований говорят о том, что чем выше соотношение количества мужчин к количеству женщин к тому моменту, когда мужчина достигает 20 лет, тем короче его жизнь. В преимущественно мужской среде конкретный мужчина вынужден прикладывать больше усилий, чтобы найти себе партнершу, и такая обстановка постоянной конкуренции в долгосрочной перспективе сказывается на его здоровье. В этом смысле мы ничем не отличаемся от многих других видов животных. Однажды мы проанализировали влияние соотношения полов на примере выборки из 4183 старшеклассников и 5063 старшеклассниц 411 средних школ в Висконсине. Оказалось, что из учеников выпускных классов с неравномерным половым составом (больше мальчиков) через 50 лет в живых останется меньше, чем если бы этот состав был равномерным. В другом исследовании, охватывавшем более 7,6 миллионов мужчин со всех концов Соединенных Штатов, обнаружилось, что наличие подходящих для создания семьи женщин оказывает долговременный эффект на здоровье мужчин и влияет на продолжительность жизни даже в преклонные годы14.
Эти данные показывают, что окружающие нас люди - не только источник для поиска партнеров или получения информации, но и наши же конкуренты. Поэтому наша социальная сеть оказывает значительное влияние на то, чего нам ждать от жизни: она определяет, с кем мы познакомимся, формирует наши вкусы по отношению к качествам, которые нам кажутся привлекательными в партнере. Она же предопределяет, как нас будут воспринимать окружающие и какими преимуществами и недостатками мы будем обладать в их глазах. Вам не обязательно быть самой красивой женщиной или самым богатым мужчиной, чтобы привлечь симпатичного вам человека; вам нужно просто быть привлекательнее, чем все остальные женщины или мужчины в вашей сети. Короче говоря, наша сеть ведет себя как референтная группа - так социологи называют то, что мы бы назвали «прудом».
В 1950-х годах известный социолог Роберт К. Мертон сформулировал два основных способа, которыми референтные группы на нас влияют: они могут оказывать сравнительный эффект (то есть определять, как мы оцениваем себя сами или как другие оценивают нас), эффект воздействия (то, как другие влияют на наше поведение и взгляды) или и то и другое одновременно15. Социальные контакты с непривлекательными людьми могут повысить нашу самооценку (сравнение), но также могут заставить нас меньше заботиться о себе (воздействие). Когда мы ищем партнера, эти два эффекта порой работают в противоположных направлениях.
Десятилетиями референтные группы воспринимались как абстрактная категория: люди часто сравнивали себя с другими «американцами среднего класса», другими «детьми из того же класса в школе» или другими «футболистами-любителями». Но удивительный прогресс в наших знаниях о социальных сетях дает нам теперь возможность точно определить, какова референтная группа каждого человека. На свете много более привлекательных людей, чем мы, но реальную конкуренцию нам составляют лишь члены нашей социальной сети.
Все делают это
Наши знакомые влияют на то, что мы думаем и как поступаем в сексуальной сфере. Во-первых, сознательно или бессознательно в своих представлениях о внешней привлекательности возможного партнера мы ориентируемся на мнение как друзей, так и посторонних людей. Воздействие чужого мнения простирается гораздо дальше «естественным образом» привлекательных для мужчин или женщин черт внешности. Например, много раз уже было отмечено, что мужчинам больше нравятся женщины с тон-кой талией и широкими бедрами, а женщины, в свою очередь, ценят вполне определенные черты мужского лица. До недавнего времени все исследования, касающиеся выбора партнеров и
оценки внешности, фокусировались на предпочтениях отдельных людей. Однако есть серьезные биологические и социологические основания полагать, что наши представления о привлекательности могут передаваться от человека к человеку.
Вот эксперимент, который показывает, как это происходит. Сначала исследователи сфотографировали мужчин, которых группа женщин нашла одинаково привлекательными16. Затем они стали показывать по две фотографии одинаково привлекательных мужчин другой группе женщин, но между каждой парой мужских фотографий ученые вставляли фотографию женщины, которая как бы «смотрела» на одного из них. На одной из фотографий женщина улыбалась, а на другой была изображена с нейтральным выражением лица. Женщины-испытуемые чаще называли более привлекательным того мужчину из пары, которому женщина на фотографии улыбалась, а фотография с нейтральным выражением такого эффекта не производила.
В другом исследовании группу женщин тоже попросили оценить привлекательность мужчин на фотографиях, но теперь фотографии сопровождались короткими описаниями. Если под фотографией было написано, что мужчина «женат», женщины оценивали его выше17. Еще в одном эксперименте мужчины на фотографиях признавались более привлекательными, если были сняты вместе с красивой «подругой», и менее - если «подруги» на фотографии не было. Однако присутствие на фотографии некрасивой «подруги» почти не увеличивало привлекательность этого мужчины в глазах респонденток18. Как это ни удивительно, но то, насколько женщине понравится уже «занятый» мужчина, зависит от фазы менструального цикла. Во время овуляции женщины гораздо чаще предпочитают мужчин, у которых есть жена или подруга19.
Таким образом, на бессознательном уровне происходит передача от женщины к женщине представлений о привлекательности. С точки зрения эволюции это вполне разумно. Копирование предпочтений других женщин может оказаться эффективной стратегией выбора подходящего мужчины, если самостоятельная оценка слишком затратна (с точки зрения времени или сил) или
когда другим способом этот вопрос решить трудно. Хотя женщина сама может с первого взгляда оценить самые разные качества мужчины, относящиеся к его генетическому здоровью (внешность, рост, умение танцевать), для оценки других черт, связанных с его возможной пригодностью для воспроизводства потомства (умение заботиться о детях, любить их), требуются время и усилия. В таких случаях мнение другой женщины оказывается очень полезным. Психолог Дэниль Гилберт показал, например, что женщина сможет точнее предсказать, как пройдет свидание, если расспросит ту, с которой он встречался раньше, чем если просто соберет о нем все возможные сведения20. Это человеческое свойство уже используется в коммерческих целях: существует сайт знакомств, где мужчина может зарегистрироваться только «по рекомендации» его бывшей подруги.
При непосредственном выборе партнера вы выбираете того, кто нравится вам, а при опосредованном выборе - вроде того, что мы только что рассмотрели, - того, кто нравится другим. Опосредованный выбор партнера иногда даже приводит к тому, что люди выбирают себе спутника с характеристиками, которые их раньше не интересовали. Небольшое предпочтение, которое некоторые женщины оказывают мужчинам с татуировками, например, может заставить целую толпу мужчин сделать себе татуировку, а это, в свою очередь, повлияет на предпочтения других женщин.
Наверное, неудивительно, что мужчины реагируют на социальную информацию несколько по-иному. В то время как они явно разделяют общие представления о том, какие черты делают женщину привлекательной, контекстуальные сигналы работают для них в противоположном направлении21. Так, студентки колледжа скорее найдут мужчину привлекательным, если на фотографии он изображен в окружении четырех женщин, чем если он там один. Но для студентов обычно более симпатичной кажется та женщина, которая сфотографирована в одиночестве, а не в компании четверых мужчин. С точки зрения эволюции это не лишено смысла: прежде всего, в выборе партнерши мужчины обычно менее привередливы, чем женщины, и поэтому их меньше интересует чужое мнение. А присутствие других мужчин несет в себе информацию другого рода: возможно, придется вступить в отнимающую время и вызывающую стресс борьбу за внимание этой женщины.
Таким образом, социальные сети влияют на наши отношения двумя основными способами. Во-первых, от нашего положения в сети зависит, считают ли люди нас привлекательными. Есть ли уже у нас партнер? Насколько мы с ним близко связаны? У нас много или мало друзей и партнеров? Окружающие обращают внимание на подобные вещи, потому что они сообщают кое-что о том, кто мы такие. Во-вторых, социальные сети помогают передавать информацию о том, что считается привлекательным, и меняют отношение людей к красоте. Конкретные представления о привлекательных чертах представителей противоположного пола постепенно распространяются все шире, и мужчины и женщины начинают ценить партнеров с определенными внешними данными в зависимости от того, что думают их друзья. Конечно, наши друзья и родственники выражают также свое мнение и напрямую и тем сознательно пытаются влиять на наши настроения и поведение.
К сожалению, подробных сведений, касающихся социальной сети в целом и того, как сексуальные представления и нормы поведения распространяются в сетях, очень мало, да и большинство сетей, которые изучали в прошлом веке, включали в себя от 30 до 300 человек или около того. Понимая важность социальных сетей и ожидая, что для изучения их роли в формировании норм сексуального поведения, а также других аспектов (молодежная преступность, профессиональный стресс и так далее), группа ученых из Северной Каролины, в состав которой входили социологи Питер Берман, Ричард Адри, Барбара Энтвисл и Кэтлин Харрис, разработали и начали проводить исследование подростковых социальных сетей в масштабах всей страны. Проект стартовал в 1994 году и продолжается до сих пор.
Этот эпохальный проект, получивший название «Исследование здоровья подростков», охватил невероятное количество - 90 118 - учеников средних и старших классов 145 школ в разных районах Соединенных Штатов. Около 27 тысяч школьников и их родителей отбирались для повторных обследований в 1994, 1995 и в 2001 годах. Опросник включал сотни пунктов, касающихся буквально всех сторон жизни - от чувств по отношению к друзьям и родственникам, участия в работе клубов, посещения церкви до совершения опасных поступков вроде приема наркотиков и занятий незащищенным сексом. Каждого подростка попросили назвать до десяти друзей (по пять женского и мужского пола), большинство из которых также были включены в исследование - это принципиальный момент. Кроме того, ученые собирали сведения о романтических привязанностях молодежи. Все это позволило исследователям впервые увидеть огромную, детальную и полную картину социальной сети и анализировать конкретную структуру социальных связей каждого человека и ее изменение во времени. Мы можем использовать эти данные, чтобы узнать, кто находится в центре сети, а кто на периферии, кто вращается в узком кругу знакомых между собой людей, а кто предпочитает общаться с разными группами.
Связи между родителями и детьми имеют очень большое значение для передачи норм и моделей поведения. Например, одно исследование, в котором использовались данные, полученные в ходе этого проекта, доказало, что девочки, имеющие тесную эмоциональную связь с отцом, реже проявляют сек-суальную активность. Однако сверстники занимают в социальной сети подростка еще более важное место, чем родители.
«Исследование здоровья подростков» показало, что количество друзей, возраст и пол этих друзей, а также их успеваемость в школе влияют на то, когда подросток начинает жить половой жизнью. Кроме того, возраст начала половой жизни зависит от религиозности друзей подростка, и это влияние сильнее в «плотных» социальных сетях, то есть когда его друзья тесно дружат и между собой.
Таким образом, мы видим, что нормы сексуального поведения могут передаваться от человека к человеку, а влияние, которое сеть оказывает, зависит от того, насколько тесно люди между собой связаны. Но иногда ситуация оказывается гораздо запутаннее. Питер Берман и его коллега Ханна Брюкнер исследовали «обеты девственности» - явление, порожденное социальным движением, вдохновителем которого выступила Южная баптистская конвенция*, когда подростки дают обет воздерживаться от секса - обычно до вступления в брак25. Первоначальные результаты, с учетом других самых разных влияний, говорили о том, что принятие обета значительно и независимо снижает вероятность того, что подросток вступит в сексуальные отношения. Однако гораздо более сложная картина нарисовалась, когда исследователи начали анализировать это явление детально с учетом социального контекста каждой школы.
В небольшом числе «открытых» школ, где разнополая дружба и романтические отношения завязываются за пределами учебного заведения, большинство обетов действительно вели к более позднему началу половой жизни. Однако, как это ни удивительно, в «закрытых» школах, где подобные связи складываются в основном внутри школы, увеличение числа обетов вело к большей вероятности раннего вступления в сексуальные отношения. Эти результаты говорят о том, что смысл участия в Движении «обетов девственности» не только в воздержании от
Южная баптистская конвенция (англ. Southern Baptist Convention) - Крупнейшая протестантская организация США, объединяющая более ® Миллионов баптистов. - Примеч. ред.
секса, но и в проявлении своей индивидуальности. В закрытых школах присоединение к движению может принести свои плоды (с точки зрения воздержания от секса), когда в нем участвует меньшинство учеников, но, если обеты становятся нормой, эффект пропадает. Важно, чтобы принесение обета давало ученику чувство собственной уникальности. Езда на мотоцикле в черной кожаной куртке, украшенной черепом и костями, может подчеркивать вашу индивидуальность только там, где мало у кого есть мотоцикл. Но если вокруг все ездят на мотоциклах, про вас скажут, что вы просто экономите бензин.
Конечно, нормы поведения, распространенные среди сверстников подростка, также могут подталкивать его к началу половой жизни. На самом деле молодые люди чаще побуждают своих друзей к сексу, чем отговаривают от него. Тинейджеры, которые думают, что сверстники благосклонно отнесутся к их сексуальной активности, чаще вступают в случайные половые связи26. Занятия оральным сексом тоже могут увеличить популярность подростка среди его друзей27. Именно влияние сверстников лежало в основе изменения отношения к оральному сексу среди американских подростков, которое произошло в конце 1990-х. Схожие исследования, проведенные среди взрослых, говорят о том, что люди, у которых было больше партнеров, живут более разнообразной сексуальной жизнью и чаще вносят что-то новое в свои сексуальные практики28.
Наше поведение в романтических и сексуальных отношениях, будь то использование контрацептивов, анальный секс, рождение детей, аборт или развод, в значительной степени зависит от того, встречаются ли случаи подобного поведения в нашей сети. Например, в книге, озаглавленной «Иметь детей заразно?», экономист Ильяна Кузьменко приводит результаты регулярно проводимого с 1968 года обследования восьми тысяч американских семей. Она обнаружила, что вероятность того, что человек решит завести ребенка, значительно возрастает в первые два года после рождения ребенка у его сестры или брата. Влияние прослеживается не только в том, когда происходит деторождение, но и в количестве детей, которых человек собирается иметь29. Такие же тенденции были отмечены в развивающихся странах, где решение о количестве детей и использовании средств контрацепции распространяется через социальные связи30.
Даже растущую терпимость к гомосексуальности можно рассматривать как процесс, развивающийся в социальных сетях. В 1950-х, вероятно, гомосексуалистов было не меньше, чем сейчас, но в те времена большинство из них скрывало свою ориентацию. Политик из Сан-Франциско и активист движения за права гомосексуалистов Харви Милк недвусмысленно призывал других активистов рассказывать о своей ориентации родственникам, понимая, как это повлияет на всю социальную сеть. Терпимость к гомосексуальности постепенно росла, и все больше и больше людей решались открыто заявлять, что они геи. И все больше людей узнавали, что в их социальной сети, на расстоянии одного или двух рукопожатий, есть гомосексуалисты. Дядя Гарри, сосед, коллега, друг ближайшего друга - все они геи, и все - вполне нормальные люди, с ними может быть так же приятно общаться, как с любым гетеросексуальным человеком. Это, в свою очередь, привело к положительному обратному эффекту, что еще больше укрепило терпимость к гомосексуализму, и еще больше людей перестали скрывать свою ориентацию.
К сожалению, процесс может идти и в обратную сторону: общественное осуждение и дискриминация распространяются тем же путем. Равновесие и в данном примере, и в тех, которые мы рассмотрим позже, обычно поддерживается чем-то внешним по отношению к социальной сети. Точно так же, как для начала эпидемии нужны вирус и первый заболевший (иначе ничего не произойдет), нередко требуется что-то извне сети, чтобы начала распространяться новая норма - например, толерантность. Это ключевой вопрос социального влияния, и мы к Нему вернемся в главе 4.