Участие верующих в охране природы

Церкви готовы активно сотрудничать с природоохранными организациями и образовательными учреждениями в защите окружающей среды и эколого-просветительской работе, поощряя личное участие своих членов в деле охраны природы. Верующие могут также участвовать в судебных процессах и других акциях против нарушения природоохранного законодательства, используя исключительно ненасильственные методы отстаивания экологических прав. Но такой вид служения не должен выливаться в политическую деятельность.

Церкви призывают к повышению юридической ответственности за вред, наносимый природе, выступают за объединение сил по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия. В вопросах экологии Церкви исходят из принципа единства и целостности сотворенного Богом мира.

Приоритетная же задача природоохранного служения Церквей состоит в изменении отношения людей к Богу, природе и самим себе. Этому способствуют специальные занятия с детьми, подростками, молодежью (особенно в летних лагерях и походах), богослужения на лоне природы, миссионерская и пастырская проповеди, духовная литература. Важнейшую же роль в экологическом воспитании играет семья. Способствуя укреплению семей и распространению духовности, Церкви призваны внести свой уникальный вклад в формирование экологической культуры жителей России.

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ.

«Делая добро, да не унываем, зная, что в свое время пожнем» (Послание Галатам 6:9).

Христианин должен заботиться не только о собственном благополучии, но непременно и об улучшении качества жизни других людей по принципу: «Возлюби ближнего, как самого себя» (Евангелие от Марка 12:31). Сознавая ценность каждой человеческой личности, созданной Творцом по Его образу и подобию, мы определяем «ближнего» не по конфессиональной, национальной или родственной принадлежности. Для нас ближний тот, кто нуждается в помощи, которую мы можем оказать.

Мотивом благотворительности наших Церквей является не реклама конфессиональных добродетелей или стремление к самоутверждению, но евангельский принцип: «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Послание Колоссянам 3:23). Черствость, безразличие и равнодушие чужды евангельскому духу. Рядом с каждым страдающим человеком, чем бы его страдание ни было вызвано, мы видим сострадающего Христа. Пример Христа и Его покоряющая сердца любовь определяют участие Церквей в нуждах людей.

Чаще всего социальные проблемы и физические страдания людей берут начало в проблемах духовного характера. В своем социальном служении Церкви помогают преодолевать не только последствия греха (такие как рост количества разводов, детская преступность, демографический кризис, всякого рода зависимости), но и трудятся над устранением их причин, предлагая обществу программы духовно-нравственного оздоровления. Например, помощь в воспитании детей в детских домах, интернатах, «детей улицы», опека над немощными, оказание помощи людям, входящим в группы риска.

Евангельские церкви уделяют особое внимание работе по предотвращению явлений, имеющих разрушительные для личности последствия:

- реклама алкоголя и алкогольная зависимость;

- доступность и употребление наркотических средств;

- пропаганда в СМИ нравственного либерализма;

- обесценивание традиционных семейных ценностей.

Реализуя социальные проекты, Церкви особое внимание уделяют оказанию помощи людям ВИЧ/СПИД-инфицированным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, а также членам их семей и детям, оставшимся без семьи.

Социальная справедливость

Социальная справедливость требует, чтобы у всех людей, независимо от пола, расы или социального положения были одинаковые возможности и чтобы все были равны перед законом. Но это не предполагает одинакового уровня материального благосостояния. Трудолюбие, усердие, предприимчивость и творческий подход заслуживают вознаграждения в виде более высокого уровня доходов.

Сегодня широко распространены экономические теории, согласно которым основным источником богатства является эксплуатация человека человеком. По нашему мнению, это далеко не всегда так, несмотря на достаточное количество примеров бесчеловечного отношения людей друг к другу. Частная собственность и свобода предпринимательства не всегда порождают эксплуатацию. Богатство в гораздо большей степени является плодом творчества и инициативы людей, их трудолюбия, чем результатом простого обладания естественными ресурсами или эксплуатации других людей.

Социальное служение Церквей строится на принципе социальной справедливости. Справедливость предусматривает неотъемлемость принадлежащих человеку прав.Они даны ему Богом и определяют его достоинство. Основа социальной справедливости - всеобщая доступность земных благ. Церкви в своем социальном служении последовательно защищают справедливость в различных областях жизни общества. Однако социальное служение Церквей не ограничивается только восстановлением справедливости там, где она попрана, но включает и борьбу за достоинство человеческой личности. Средства этой борьбы – милосердие и любовь: «О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим» (Михей, 6:8). Христианское милосердие и любовь простираются за пределы человеческой справедливости – они не противоречат ей, но вступают в силу там, где справедливость бессильна. Справедливость может требовать наказания виновному, но исправить его она не в силах, любовь же и милосердие не перестают бороться за согрешившего и оступившегося человека, стремясь восстановить его попранное им же самим достоинство.

О капелланском служении

Бог создал человека совершенным с разнообразием духовных, психических и социальных свойств, отражающих характер Творца. Влияние греха разрушило первоначальное состояние людей, ввергнув род человеческий в духовный кризис, нравственное разложение. Иисус пришел на Землю, чтобы восстановить через Свое служение утраченную целостность человеческой личности. В Евангелии от Иоанна об этом сказано: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Христос поручил Своим последователям продолжать Его служение восстановления, предусматривая многогранный подход к людям, переживающим кризис, в соответствии с их нуждами и конкретной обстановкой.

Актуальным элементом христианского служения является работа капелланов. Капелланское служение – это оказание помощи людям специально подготовленными служителями в кризисных ситуациях. Капелланская служба действует обычно в медицинских учреждениях, воинских частях, местах лишения свободы и других социальных институтах. Их служение направлено на восстановление людей, сломленных грехом, для жизни на Земле и жизни вечной. Капелланы трудятся ради людей, переживающих в своей жизни кризис, заботясь о них так, как это делал Христос. В местах лишения свободы капелланы помогают преступникам вернуться к плодотворной жизни в обществе. В больницах и хосписах помогают больным, находящимся в кризисной ситуации, их членам их семей найти смысл в своей жизни и радость Божьего прощения, учат ценить жизнь. Капелланы призваны помогать военнослужащим в частях оставаться верными Богу, служа своей стране, преодолевая трудные жизненные обстоятельства. Военнослужащий, как и любой другой человек, нуждается в моральной поддержке, когда сталкивается с физической опасностью, новыми вызовами или незнакомым окружением. Капелланы могут оказывать поддержку и практическую помощь семьям военнослужащих, помогать создавать здоровые семейные отношения, проводить обряды и церемонии согласно вероучениям и религиозной практике своих подопечных.

Наши рекомендации