Общий обзор информатизации регионов России
Региональный уровень управления здравоохранением занимает особое место в системе организации медицинской помощи населению страны. Именно здесь происходит преобразование глобальных целей государственного уровня в конкретные задачи органов и учреждений здравоохранения и в конечном итоге обеспечивается успех или неудача их реализации. Вполне естественно, что и информатизация управления здравоохранением на региональном уровне занимает свое особенное место.
В числе важнейших проблем информатизации здравоохранения регионального уровня является включение в систему сбора и обработки информации всех структурных подразделений, входящих в регион, а также постепенный охват информатизацией основных функций, свойственных органу управления регионального здравоохранения. Решение этих проблем даже в настоящее время еще далеко от завершения и неоднозначно происходило на различных этапах развития.
В настоящее время в Российской Федерации нет ни одной территории, где бы не имелось примеров внедрения автоматизированных информационных систем регионального уровня. В целом ряде территорий эти работы ведутся целенаправленно и эффективно уже много лет. Кроме уже вышеназванных территорий, следует выделить республики: Татарстан, Чувашию, Башкирию; Приморский, Хабаровский, Красноярский, Ставропольский и Краснодарский края; Свердловскую, Воронежскую, Иркутскую, Кемеровскую, Курскую, Нижегородскую, Омскую, Пермскую, Рязанскую, Самарскую, Томскую, Новосибирскую, Ростовскую, Тульскую области; Москву, Санкт-Петербург, Тольятти и другие регионы и города страны.
Мощным толчком развития компьютерных технологий информатизации в регионах послужили начавшееся реформирование здравоохранения и внедрение элементов страховой медицины. Особенно остро встала необходимость решения проблем персонального учета застрахованных, оценки объемов и качества оказываемой медицинской помощи, динамики состояния здоровья и проводимых взаиморасчетов. Во многих регионах страны разработаны и эффективно эксплуатируются информационные системы поддержки функционирования субъектов медицинского страхования и их взаимодействия.
За последние годы в регионах страны стали более активно решаться многие комплексные проблемы, которые быстро назревали в условиях интенсивного развития информатизации здравоохранения. Так, существенно активизировалось развитие телекоммуникационных средств связи, появился опыт практического применения телемедицины. В ряде регионов России активно идет формирование баз данных для единого информационного пространства отрасли, осуществляется объединение разрозненных информационно-вычислительных, статистических, организационно-методических и других структурно-функциональных подразделений в единые информационно-аналитические центры и службы территорий. Идет активное развитие учебно-производственных структур по подготовке и переподготовке медицинских кадров по использованию информационных технологий.
Как серьезный шаг в усилении информационного обеспечения управления региональным здравоохранением следует оценить включение в номенклатуру учреждений здравоохранения информационно-аналитических центров (Приказ МЗ РФ № 180 от 4 июня 2001 г), что позволило поднять этот вид деятельности на новый, более высокий уровень.
С сожалением приходится отметить, что в период до 2000 года развитие информатизации в Красноярском крае велось явно недостаточными темпами. Причиной этого являлось недопонимание тогдашним руководством здравоохранения края роли и места информационных технологий в решении управленческих задач. Не была реализована первая разработанная и утвержденная «Концепция и Программа информатизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования Красноярского края на 1998 - 2000 годы».
Серьезным стимулом развития информатизации здравоохранения региона явилось подписание в 1 ноября 2000 года между Управлением здравоохранения Красноярского края, Красноярским фондом ОМС и Институтом вычислительного моделирование СО РАН (г. Красноярск) трехстороннего договора «О намерениях по сотрудничеству в создании Единой информационной системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения Красноярского края на период с 2000 по 2005 год». Тем самым были определены заказчик, исполнитель и финансирующая сторона этого большого и важного проекта.
В январе 2002 г. в рамках Приказа Минздрава РФ № 180 от 4 июня 2001 г. Бюро медицинской статистики Управления здравоохранения администрации края было реорганизовано в Краевой медицинский информационно-аналитический центр (КМИАЦ), который возглавил новый молодой и энергичный руководитель – Е.Е.Корчагин. На КМИАЦ были возложены функции интегратора в области информационных технологий для системы здравоохранения Красноярского края.
В новой «Концепции и Программе информатизации здравоохранения и системы ОМС Красноярского края на 2001-2005 годы» была обозначена проблема создания средств поддержки управления здравоохранением. В основу стратегии развития информатизации регионального здравоохранения была положена базовая концепция формирования Единой информационной системы здравоохранения и системы ОМС края как технологической основы единого информационного пространства, что предполагает сквозную целевую, функциональную, информационную, технологическую и техническую согласованность всех информационных систем и элементов единого информационного пространства.