Способ № 2: создание подстановочного поля изменением свойств поля
o Чтобы воспользоваться вторым способом, добавьте еще одно поле «Район проживания»
o Установите для поля числовой тип
o В нижней части окна Конструктора таблиц (свойства поля) на вкладке «Общие» установите тип «Длинное целое» (рис. 9)
Рис. 9. Добавление нового поля «Район проживания»
Перейдите на вкладку «Подстановка» в нижней части окна Конструктора таблиц.
o Выделите единственную строчку «Тип элемента управления», значение которой по умолчанию – «Поле».
o Кликните кнопку выпадающего списка в правом конце строчки и выберите значение «Список» (второй пункт выпадающего списка). При этом на вкладке появятся несколько новых строк (рис. 10)
Рис. 10. Изменения типа элемента управления
o - Теперь в появившейся второй строке «Тип источника строк» вместо значения «Таблица или запрос», установленного по умолчанию, установите из выпадающего списка значение «Список значений».
o - В третьей строке «Источник строк» введите подряд одной строкой текстовые значения вариантов через точку с запятой (непосредственно перед и после точки с запятой – разделителя вариантов – не нужно ставить пробелы). Не ставьте точку с запятой в конце всей строки!
o - В четвертой строке «Присоединенный столбец» вместо имеющегося по умолчанию значения 1 введите 0 (ноль) (рис. 11)
Рис. 11. Изменение параметров подстановки
После сохранения структуры таблицы и перехода в режим таблицы вы обнаружите, что поле «Район проживание» также стало подстановочным.Изменение параметров типа данных поля
5. Необходимо сделать так, чтобы параметр «Температура» мы могли вводить с точностью до одной десятой. Для этого изменим свойства поля, вкладка Общие. Приведите параметры поля в соответствие с рис. 12.
Рис. 12. Параметры поля «Температура»
Задание ключевого поля
6. Программа автоматически назначила ключевое поле (в нашем примере поле "Код пациента"). Если вам будет необходимо сменить или добавить еще ключевое поле, это можно будет сделать через контекстное меню (нажав правой кнопкой мыши на строке соответствующего поля и выбрав пункт "Ключевое поле" выпавшего меню), или нажав на кнопку панели инструментов Microsoft Access.
О том, что поле задано ключевым, свидетельствует значок ключа рядом с именем поля в окне проектирования структуры таблицы.Сохранение таблицы в текущей базе данных
7. Сохраните в текущей базе данных созданную таблицу. Обратите внимание, что созданная таблица была сохранена не в виде отдельного файла на диске, а в структуре базы данных. Перейдите в режим Таблицы (аналогично переходу в режим Конструктора таблиц).
8. Заполните таблицу следующим образом:
Рис. 13. Заполнение таблицы данными
Руководство по созданию запросов:
Для создания запросов на выборку нужно сделать следующие шаги:
1. На вкладке «Создание»выбрать конструктор запросов:
2. В появившемся диалоговом окне выбрать таблицу(или запрос) в качестве источника данных:
Источник данных выбирается простым выделением нужной таблицы (или запроса) и нажатием кнопки «Добавить». После того, как все
необходимые таблицы (или запросы) выбраны, нажмите кнопку «Закрыть».
3. В меню перейдите на вкладку «Конструктор» и выберите тип запроса «Выборка»:
4. Указать необходимые поля в конструкторе, отвечающие запросу. Это можно осуществить следующими способами:
а) двойной щелчок левой кнопкой мыши по полю в таблице (или запросе):
б) перемещение нужного поля из источника данных в Конструктор;
в) непосредственная работа в Конструкторе: сначала выбор источника данных в списке, потом поля:
5. Указать условия, которым должны отвечать записи, чтобы быть отобранными в запросе – поле «Условие отбора».
6. Поставить флажки на тех полях, записи которых нужно вывести на экран – поле «Вывод на экран».
7. Запустить на проверку правильности запроса. Для этого на панели меню достаточно нажать кнопку «Выполнить»:
8. В случае неудачи вернуться в режим конструктора, нажав на кнопку ,
и исправив условия отбора или источник данных.
Иначе в пункт 9.
9. Сохранить запрос, нажав правой кнопкой по вкладке запроса и введя имя запроса.
5.4. Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия;
- отработка практических навыков;
- решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.
Контрольные вопросы по теме занятия
1. Что такое база данных?
2. Что такое таблица базы данных?
3. Что такое запрос?
4. Что такое форма?
5. Что такое отчет?
6. Чему соответствуют строки и столбцы в таблице?
7. Как в таблице называются столбцы?
8. Чему в таблице соответствует единица наблюдения?
9. Может ли таблица не содержать ни одной записи?
10. Перечислите отличие баз данных от обычных таблиц?
11. Могут ли все ячейки записи в таблице быть пустыми?
12. Могут ли повторяться имена полей?
13. Могут ли в таблице присутствовать 2 одинаковые записи?
14. Что означает «атомарность» данных в ячейке. Приведите пример?
15. Что такое набор данных?
16. Какие типы данных вы знаете? Перечислите их.
17. Что такое числовой тип данных?
18. Что такое число с «плавающей точкой»? Примеры?
19. Что такое целое (дискретно) число? Примеры?
20. Что такое вариантный тип данных и связанное с ним численное кодирование?
21. Что такое «неупорядоченный вариант»?
22. Что такое «упорядоченный вариант»?
23. Что такое «частично упорядоченный вариант»?
24. Что такое логический тип данных?
25. Что такое временной тип данных?
26. Что такое строковый тип данных и когда он используется?
27. Что такое тип MEMO (текст)? Поддается ли он статистической обработке?
28. Как в таблице представлены параметры?
29. Приведите несколько примеров медицинских параметров различных типов?
Тестовые задания
1. MS ACCESS – ЭТО...
1) язык программирования
2) система управления базами данных
3) графический редактор
4) редактор для работы с электронными таблицами
5) текстовый редактор
2. ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ДАННЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РЕЖИМЕ:
1) таблицы
2) SQL запроса
3) конструктора
4) запроса
5) предварительного просмотра
3. ЗАПРОСЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ...
1) удобного представления и ввода информации на экране
2) вывода данных на печать
3) хранения данных в базе данных
4) автоматического выполнения некоторых операций
5) выборки, поиска и сортировки данных
4. ПРИ РАБОТЕ С ТАБЛИЦЕЙ В РЕЖИМЕ ТАБЛИЦЫ ВОЗМОЖНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:
1) добавление записи
2) установка условия назначения
3) установка значения по умолчанию
4) задание маски ввода
5) задание формата поля
5. РЕЖИМ КОНСТРУКТОРА НЕОБХОДИМ ДЛЯ:
1) заполнения таблицы записями
2) создания кнопочной формы
3) построения диаграмм
4) создания структуры таблицы
5) выполнения запросов
Ситуационные задачи
Задача №1:
Представлена база данных пациентов:
Фамилия пациента | Имя пациента | Отчество пациента | Год рождения |
Чернов | Александр | Андреевич | |
Петров | Иван | Кириллович | |
Черкашин | Антон | Анатольевич | |
Чернов | Александр | Андреевич |
В записях базы данных присутствуют однофамильцы.
1. Какое(ие) поле(я) нужно добавить к структуре базы данных для уникальной идентификации пациентов?
2. Какому типу данных будет соответствовать это(и) поле(я)?
Задача№2:
Вы работаете в регистратуре поликлиники. Информацию о пациентах, обращающихся на прием к врачу, Вы заносите в таблицу MS Access, в которой имеются поле «Фамилия врача», «ФИО пациента», «Дата приема».
1. В конце рабочего дня Вам нужно сгруппировать пациентов, обращавшихся к одному и тому же врачу. Каким образом это можно сделать?
2. Вам нужно найти пациента по фамилии Владимиров, обратившегося в поликлинику 1 числа любого месяца. Каким образом вы это сделаете?
3. Как можно модифицировать структуру таблицы, чтобы отбор производился более качественно?
Перечень и стандарты практических умений:
Студент должен уметь:
1. В базе данных создать поле с чиловым (целым, дробным, вариантным), логическим, текстовым типом данных.
2. В базе данных MS Acces ввести данные в таблицу через форму.
3. В базе данных MS Access создать запрос на отбор лиц женского пола.
4. Создать новую базу данных с именем Лекарственные препараты.mdb.
5. В базе данных MS Access удалить одновременно несколько записей из таблицы.
6. В базе данных MS Access создать форму с помощью «мастера».
7. Скопировать структуру одной таблицы в новую таблицу в этой же базе данных.
8. Экспортировать данные из базы данных MS Access в таблицу MS Excel.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Врач и программист – как правильно понимать друг – друга?
2. Реляционные базы данных. Принципы построения. Таблицы и связи между ними. Таблицы данных и таблицы справочники. Понятие целостности.
3. Системы управления базами данных (СУБД). Классификация по архитектуре, организации и способу доступа к данным.
Занятие №10.