Советы старшеклассников своим учителям
ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ НЕ ПОНИМАЕМ, О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В КЛАССЕ
Мы плачем.
Мы гримасничаем, закатываем глаза.
Мы кладем голову на руки и засыпаем.
Мы сердимся, пинаем стул, ругаемся неприличными словами.
Мы прерываем объяснения, громко разговариваем.
Мы сбегаем с уроков.
Мы думаем о своем.
Мы спрашиваем классного руководителя, можно ли не ходить
на этот урок, потому что все равно ничего в нем не смыслим.
Мы грызем ногти.
Мы слушаем музыку.
Мы хотим есть.
Мы деремся с соседом по парте.
Мы не даем учиться всему классу.
Мы флиртуем.
Мы перестаем ходить в школу.
Мы убегаем из дому.
ИЩЕМ УЧИТЕЛЯ, КОТОРЫЙ...
...имеет чувство юмора; который справедлив и не считает одних учеников лучше других; умеет сделать жизнь в школе интересной; знает, что иногда нужен и отдых; дает ученикам познакомиться с собой поближе; знает своих учеников; помогает проходить через трудности; поощряет учеников, когда у них получается или они действительно стараются; помогает всегда, когда его об этом просят; который терпелив и действительно знает свой предмет.
...не унижает учеников, не позволяет одним ученикам обижать других, не делает скоропалительных выводов; не кричит на учеников, не звонит домой, если не случилось чего-то уж слишком чрезвычайного; не бывает угрюмым, не обсуждает своих учеников с другими.
КАК ДОБИТЬСЯ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ
Возьмите за правило сообщать нам план урока.
Объясните, какой стиль работы, включая поведение, вам подходит и почему.
Реагируйте немедленно и открыто, если ваши ожидания (наши договоренности) нарушаются.
Если что-то случилось, вы должны опираться только на установленные факты и ничего не додумывать.
Будьте последовательны в своих действиях и все же помните, что каждый из нас со своими особенностями.
Признайте, что сидеть в тишине все время невозможно, – должны же мы когда-нибудь поговорить.
Найдите время, чтобы выслушать нас.
КОГДА ВСЕ ПОШЛО НАПЕРЕКОСЯК
Не стесняйтесь просить прощения.
Не принимайте неудачный день слишком близко к сердцу.
Не судите о своем успехе по тому, как мы к вам относимся. Не пытайтесь быть супергероем.
Не разочаровывайтесь в нас.
КАК ДОСТУЧАТЬСЯ ДО КАЖДОГО В КЛАССЕ, КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ
Будьте увлечены своей работой, своим предметом.
Умейте находить связи между своим предметом и нашей жизнью за стенами школы.
Всякий раз, когда есть хоть какая-то возможность, разрешите нам выбрать, что изучать.
Дайте нам почувствовать, пережить радость учения.
Всегда убеждайтесь, что мы на самом деле
до конца вас понимаем.
Всеми средствами поддерживайте наш интерес.
Во главу угла ставьте нас и наш рост, а не предмет,
который преподаете.
Соизмеряйте нагрузку.
Помогайте нам оставаться на пике работоспособности.
Гордитесь нашей хорошей работой.
Умейте нас вдохновлять.
КАК СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ УСПЕХА НА УРОКЕ
Дайте ясно понять, как вы будете оценивать нашу работу.
Предложите нам примеры хороших работ и объясните,
почему они хорошие, на ваш взгляд.
Покажите, чем плоха плохая работа.
Ваши отзывы на наши работы должны быть
быстрыми и понятными и всегда должны предполагать возможность доработки.
Поощряйте нас, даже если мы с работой не справились.
Помните сами и напоминайте нам,
что в нас есть потенциал для роста.
Давайте нам столько подсказок и поддержки, сколько возможно.
Помогите нам установить приоритеты среди множества вещей, которые мы делаем.
Не выделяйте учеников, которые, по вашему мнению, более способные и справятся с заданием лучше.
Никогда не сравнивайте нас с другими учениками.
Уроки практической психологии
Рекомендации классному руководителю
Многие проблемы, возникающие у педагога, вполне разрешимы, если удается освоить благоприятный стиль педагогического общения.
Опекун сгорает на работе
Учителя российских школ традиционно отличаются умением давать добротные знания, но порой их самоотверженность и энтузиазм приводят к полному истощению сил и постоянному ощущению перегруженности на работе.
Сегодня роль учителя не должна сводиться к опекунскому отношению к ученикам. Им необходим учитель, и в особенности классный руководитель-менеджер, организующий деятельность энергичных, самостоятельных детей и подростков, имеющих свои возрастные особенности. Следовательно, классному руководителю необходимы знания о возрастной психологии, психологии общения.
Классный руководитель-опекун «сгорает» на работе, тратя огромную энергию, чтобы контролировать, заставлять, направлять учеников. Классный руководитель-менеджер умеет использовать потенциал и энергию своих учеников, координируя их деятельность; владеет современными психологическими методами помощи детям (тренинги, ролевые игры).
Воспитание в современном понимании основано прежде всего на понимании ученика – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Эти же знания необходимы и родителям.
Методы, которыми часто пользуются классные руководители в работе с родителями, часто оказываются недейственными. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и срывают раздражение на детях.
Родителей необходимо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения. Однако для этого педагоги сами должны ими хорошо владеть.
Взаимодействие с ребенком, педагогическая поддержка основываются прежде всего на безусловном принятии ребенка. Это значит, что взрослый любит его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Разрушительные стереотипы
Учеными доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных потребностей человека. Что нам мешает безусловно принимать ученика? Главная причина – это неправильный настрой на «воспитание». Мы говорим: «Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». Это ошибка! Ошибка в том, что дисциплина налаживается не до, а после установления добрых отношений.
Воспитание учеников – сложный процесс, который происходит постоянно. А мы, педагоги и родители, часто пользуемся автоматическими реакциями, заготовленными фразами в общении с детьми. Они становятся помехами на пути эмпатического взаимодействия, позитивных и эффективных методов воспитания. Например:
– приказы, команды («Замолчи», «Чтобы больше я этого не слышала») приведут к эффективному, но временному результату;
– предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, как бы не стало хуже», «Не придешь вовремя, пеняй на себя») часто бессмысленны, так как загоняют ребенка в еще больший тупик;
– мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает», «Ты должен уважать взрослых») дают ребенку чувство давления внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще все вместе;
– критика, выговоры, обвинения («Зря я на тебя надеялась») формируют у ребенка низкую самооценку, он начинает думать, что он и на самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник;
– отшучивание, уход от разговора порой унижают и отталкивают подростка.
Нелегкое искусство общения
Безоценочное, безусловное принятие – это понятно, но как быть, если ученик «не слушается, делает не то»? Как часто мы принимаем меры в виде наказания, запрета, проявляем авторитарный стиль общения. Результат – протест, игнорирование, замкнутость. «Лечим» следствие оперативным путем, совершенно не разбираясь в причинах непослушания.
Причина негативного упорства и отказов часто кроется в отрицательных переживаниях. Нам нужно прислушаться к себе, проанализировать, как мы общаемся с учеником, как часто используем дружелюбный тон, совместную деятельность. Ведь вместе – значит на равных.
Научиться эффективно общаться с ребенком возможно, если использовать упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации. В.А. Кан-Каликом разработаны такие упражнения тренинга профессионально-педагогического общения. Представим некоторые из них.
Техника интонирования. Попробуйте произнести некоторые фразы (типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т.п.) с различными интонационными оттенками в зависимости от педагогической ситуации.
Развитие мимики, пантомимики. Занятия проводятся дома перед зеркалом: изобразите удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.п.
Упражнение на педагогически целесообразное переживание. Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которое вы сейчас не испытываете: радости, гнева, безразличия, горя, отчаяния, негодования, возмущения и т.п.; найдите педагогически целесообразные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.
Развитие семантических движений. Поиск мимических и зрительных средств воплощения требования, например: «садитесь», «внимание», «тишина», «иди сюда» и т.п. Найдите пантомимические и мимические средства выражения этих требований. Эти простые упражнения помогут педагогу проиграть типичные ситуации и приобрести навыки общения.
Что почитать по теме. Рекомендации от автора.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 2004
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют …» – 1997
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока – 2002