Средства и целевая направленность

1. Езда верхом в положении пассивной нейрофизиологической укладки в различных исходных положениях. Цель – нормализовать мышечный тонус за счет воздействия колебаний спины лошади.

2. Комплекс физических упражнений, выполняемых в онтогенетической последовательности развития ребенка, в сочетании с трехмерными колебаниями спины лошади. Цель – тренировка силовой выносливости мышц спины и живота с целью развития вертикализации тела, нормализация мышечного тонуса, формирование правильного двигательного стереотипа, развитие мелкой моторики рук.

Структура занятия

Продолжительность занятия 30 мин. Работа на лошади, идущей шагом. Темп медленный.

Иппотерапевтическое занятие с грудным ребенком состояло из 3-х взаимосвязанных между собой и плавно переходящих друг в друга частей: подготовительной, основной и заключительной. Продолжительность частей занятия динамична и варьировалась в зависимости от состояния и возраста ребенка. В период адаптационного и вводного этапа продолжительность подготовительной и заключительной части вместе равнялась 50% от общей продолжительности занятий. По мере адаптации организма ребенка к физической нагрузке и приобретения двигательного навыка, продолжительность основной части увеличивалась, а подготовительной и заключительной уменьшалась. Физическая нагрузка дозировалась с учетом внешних признаков утомления за счет количества упражнений и количества повторений каждого упражнения. Паузы для отдыха были длиннее по продолжительности, чем период выполнения упражнения. Моторная плотность занятия не более 30% .

Вторая группа наблюдаемых детей занимались у одного и того же специалиста АФК (ЛФК, массаж -15 занятий) по специально разработанной для них программе, которая включала в себя:

· Приемы общего массажа – по состоянию общего мышечного тонуса и тонуса отдельных мышечных групп (расслабляющие, тонизирующие, корригирующие) с учетом возбудимости нервной системы.

· Некоторые приемы массажа и упражнений, разработанных Е.И. Зуевым.

· Комплекс рефлекторных, пассивных, пассивно-активных или активных упражнений включал в себя: коррекцию асимметрии движений; тренировку выносливости, внимания, вестибулярного аппарата; дыхательную гимнастику, лечение положением асимметрии мышц. Применялись следующие гимнастические снаряды в соответствии с возрастом: фитбол, валики, ортопедические укладки, кольца.

Результаты и их обсуждение:

Данные педагогического наблюдения не могут быть подвергнуты статистической обработке, т.к. количество наблюдаемых детей в группах небольшое, однако можно отметить следующее:

1. В обеих группах детей психомоторное и физическое развитие к концу курса занятий максимально приблизилось к возрастной норме.

2. В иппотерапевтической группе адаптация к физической нагрузке и темп психомоторного развития детей значительно ускорился со 2-3 занятия, начали активно развиваться двигательные навыки и речь, что было отмечено родителями и специалистами РОО « Аккорд». Специалисты РОО « Аккорд» отметили, что занятия на лошади вызывали у детей в основном положительные эмоциональные реакции.

3. Во второй группе детей адаптация к физической нагрузке отмечалась на 5-7 занятие, в развитии двигательных навыков первые результаты отмечались на 8-10 занятии, а речи (певучее гуление, лепет и т.д.) только к концу курса занятий

4. Анализ медицинской документации показал, что в иппотерапевтической группе у всех шестерых детей полностью нормализовался мышечный тонус, развилась сила мышц, сформировался мышечный корсет, правильный двигательный стереотип и необходимые двигательные навыки. Их физическое и психомоторное развитие соответствует возрасту, проявлений неврологической симптоматики не выявлено и поэтому в дальнейших реабилитационных мероприятиях они не нуждались.

5. Во второй группе детей было отмечено - незначительный гипертонус мышц нижних конечностей у 1-го ребенка, двоим детям, было дополнительно назначено физиотерапевтическое лечение, продолжить проводить курсы массажа и лечебной гимнастики было рекомендовано 4-м детям.

Выводы:

1. Анализ литературных источников показал, что не существует единого мнения по вопросу использования иппотерапии в реабилитации детей раннего возраста. Одни авторы утверждают, что использование иппотерапии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с неврологической и ортопедической патологией вполне оправдано. Использование иппотерапии при работе с детьми грудного возраста в период комплексной реабилитации позволяет повлиять на решающие двигательные реакции автоматического контроля тела. (К. Хорначек 2006, Евменов Д.А., Родикова Е.Н., 2008) Критические высказывания и возражения оппонентов против использования ЛВЕ в реабилитации детей раннего возраста, и, о нецелесообразности применения иппотерапии в реабилитации детей младше четырех лет были проанализированы в докладе Мариетты Шульц (2000). Она отметила, что подобные критические замечания нельзя просто проигнорировать. Обращаясь к опыту работы иппотерапевтических учреждений, Шульц привела список групп детей, которым эти занятия особенно показаны и отметила, что каждая из этих целевых групп подразумевает разработку целостного лечебно-педагогического плана работы.

2. Не смотря на то, что результаты данного наблюдения не были статистически обработаны, предположение о том, что занятия иппотерапией с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести будут эффективны, и окажут положительное влияние на их психомоторное развитие, в данной группе нашли свое подтверждение.

3. Занятия на лошади у наблюдаемых детей вызывали в основном положительную эмоциональную реакцию.

4. Можно признать, что использование иппотерапии в комплексной реабилитации детей 1-го года жизни с тяжелыми поражениями ЦНС при отсутствии противопоказаний вполне оправдано, но требует систематизации опыта различных иппотерапевтических организаций, детальной разработки базовой программы и основных принципов работы с такими детьми.

Динамика показателей психомоторного развития в баллах. Таблица 2

Иппотерапевтическая группа Контрольная группа
1е занятие 15е занятие 1е занятие 15е занятие
6,3 9,85 6,5 9,7

       
  Средства и целевая направленность - student2.ru
    Средства и целевая направленность - student2.ru
 

Список литературы

1. Денисенков А., Роберт Н., Шпицберг И. Иппотерапия: возможности и перспективы при детском церебральном параличе. М., 2004.

2. Журба Л.Г., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981, с 3-200.

3. Евменов Д.А., Родикова Е.Н. Возможности использования иппотерапии у недоношенных детей с риском развития ДЦП // Сборник докладов на V Международной Всероссийской Иппотерапевтической конференции / Москва, 2008

4. Коломенская А.Н., Александрова Н.К. Опыт реабилитации в домашних и амбулаторных условиях новорожденных с перинатальным поражением ЦНС. // Педиатрия № 5, с. 42-45., 1996

5. М.Шульц Лечебно-педагогические и психомоторные аспекты стимулирующего развития верховой ездой // Из методических материалов к семинару-практикуму «Что это значит, использование лошади в терапии», проведенному профессором медицины Карлом Клювером под патронажем немецкого Кураториума терапевтической верховой езды и национальной ассоциации «Русское иппотерапевтическое сообщество»/ Москва; 2000.


Наши рекомендации