Развитие физических качеств средствами иппотерапии
Константинова М. В. Детский Экологический Центр «Живая нить»,
г. Москва
Иппотерапия признана как средство психической, социальной и физической реабилитации.
Иппотерапия как средство физической реабилитации используется в основном при различных формах ДЦП. Физическая реабилитация невозможна без воспитания и развития физических качеств. Статья посвящена разбору наиболее эффективных направлений развития физических качеств средствами иппотерапии. Здесь под термином «иппотерапия» понимается занятия на лошади на шагу, с минимальным применением других аллюров и управления лошадью всадником.
По теории физической культуры физические качества разделяют на:
l силу,
l скорость,
l выносливость,
l гибкость,
l координацию.
Под силой подразумевают способность человека преодолевать внешнее напряжение посредством мышечных напряжений. Развития силы при иппотерапии почти не происходит, так как нахождение на лошади не требует проявления силы (силовых качеств). Следствием этого является возможность заниматься иппотерапией физически слабым всадникам. Тренировка силы происходит только у не сидящих самостоятельно всадников, для которых нахождение верхом и попытка поддержать вертикальное положение туловища сопровождается максимальными и субмаксимальными нагрузками на мышцы туловища, чаще всего спины.
Для развития силы мышц туловища уместно использовать метод статических усилий, который заключается в поддержании напряжения мышцы в изометрическом режиме. Например, езда верхом в положении полунаклона вперёд или назад, езда в положении боком и спиной вперёд. Но при этом важно не развивать силу в мышцах, у которых антагонисты более слабы, чтобы не увеличивать дисбаланс их развития.
Например, не имеет смысла развивать силу мышц спины у ребёнка, который сидит верхом в полунаклоне вперёд, удерживаясь не опорой на руки, а мышцами спины. Проведение упражнений на лошади для развития силы в конечностях нецелесообразно, так как эти упражнения с большей эффективностью и меньшими сложностями можно проводить без лошади.
Можно также использовать методы непредельных и предельных отягощений, при этом целесообразнее выбирать отягощения собственным телом и упражнения в самосопротивлении, так как внешнее отягощение осложняет страховку и может пугать лошадь.
Под скоростью (скоростными способностями) понимается способность выполнять движение в минимальное для данных условий время.
Развития скоростных способностей при иппотерапии не происходит, так как верховая езда вообще (и иппотерапия, как часть ее) относится к видам деятельности, в которых «движителем является сила, находящаяся вне человека», и человек не проявляет собственной скорости.
Выносливость — это способность противостоять утомлению. Утомление может быть умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Разделяют также общую и специальную выносливость. Общая выносливость проявляется как способность выполнять работу умеренной интенсивности продолжительное время, а специальная выносливость — способность выполнять отдельные (специальные) виды работы вопреки нарастающему утомлению. Общая выносливость может тренироваться при регулярном проведении занятий с умеренно-большой нагрузкой. Обычно всаднику с поражением опорно-двигательного аппарата можно создать условия для такой нагрузки. Это может быть езда с активным выполнением упражнений, поддержанием позы, а также лечебная верховая и рекреационная езда.
Иппотерапия (и верховая езда в целом) требует также от всадника противостоять специфическому сенсорному утомлению от проприоцептивных рецепторов и необходимостью реагировать на них. Это сенсорное утомление близко к утомлению при ходьбе. Но стоит напомнить, что сидение на лошади является физически более лёгким актом, чем стояние и ходьба. Таким образом, целесообразно использовать иппотерапию для воспитания выносливости у людей, ограниченных в самостоятельном передвижении.
Гибкостью называют способность двигательного аппарата, позволяющую выполнять движения с определённой амплитудой. Гибкость зависит от строения и формы суставов, от эластичности связочного аппарата, от силовых способностей и возможности своевременно расслаблять мышцы при выполнении упражнений с большой амплитудой. Средствами для развития гибкости являются динамическое выполнение большеамплитудных упражнений и выполнение малоамплитудных упражнений в «крайних» положениях до появления неприятных ощущений в мышцах и связках. Упражнения требуется повторять много и часто: 1-2 раза в день, десятками повторов, разбитыми на несколько серий. Количество повторов и серий зависит от места развития гибкости.
Таким образом, развивать гибкость средствами иппотерапии нецелесообразно, потому что для тренировки требуются частые 1-2 раза в день занятия, движения с большой амплитудой, которые одинаково эффективно можно выполнять и без лошади, позы и положения, которые трудно принять на спине лошади. Исключение составляет развитие гибкости в тазобедренных и коленных сустава, но оно осуществляется не активно, а пассивно в режиме фона при езде верхом на широкой для данного всадника лошади. При этом периодические импульсы от спины лошади оказывают на связки и мышцы таза и бедер всадника пружинистую пассивную нагрузку. При увеличении развода ног в бедрах для дальнейшего увеличения гибкости в этом месте потребуется менять лошадь на более широкую для сохранения прироста гибкости.
Координация — это способность человека эффективно, экономно решать двигательные задачи, а также адекватно перестраивать двигательную деятельность в меняющихся ситуациях. Координация зависит от пластичности нервной системы, гармоничности развития силы, скорости и гибкости, двигательного опыта человека, способности расслабляться, предугадывать последствия своих действий и действий партнёра (в физическом плане). Понятно, что именно для человека с ограниченными двигательными возможностями важной задачей стоит развитие именно координации, как связующей между силовыми, скоростными способностями, гибкостью и выносливостью.
Критериями для оценки координации являются:
1. уменьшение времени на освоение новых движений и на перестройку для движений в новой ситуации;
2. сложность и точность выполняемых движений,
3. сохранение равновесия,
4. экономичность движений, связанная со своевременным расслаблением не участвующих в движении мышц.
Для воспитания координации можно применять любые упражнения, но с элементами сложности и новизны. Лошадь вариативностью своих движений непрерывно создаёт эффект новизны. Сложность же движений получаемых от лошади можно легко повысить изменением направления и скорости движения, введением остановок, рыси и других элементов верховой езды. Основное воздействие от движений лошади приходится на позвоночный столб, таз и плечи человека, а также всю систему поддержания равновесия. Кроме того, управление лошадью осуществляется с помощью движений конечностей с небольшой амплитудой, а также в большой степени незаметными со стороны движениями корпуса, напряжениями мышц плечевого пояса, диафрагмы, поясницы, бёдер. Причем при иппотерапии хорошо соблюдаются общие установки для развития координации: занятия в хорошем психофизическом состоянии, нагрузки без значительного утомления.
Особенно широкие возможности иппотерапия предоставляет для развития равновесия и правильной осанки. Наличие движущейся опоры, большая высота ее над землей, возможность уменьшения площади опоры — все это является методами тренировки равновесия. При этом инструктору-иппотерапевту можно легко регулировать меру действия этих факторов. На занятиях можно менять скорость и направления движения лошади, можно менять ширину и темп шага, а также вводить упражнения меняющие площадь опоры всадника. Такая мобильность в выборе средств тренировки равновесия с трудом достигается в условиях зала. При этом некоторым минусом иппотерапии является то, что для поддержания равновесия всаднику не приходиться использовать ноги. Замечу, что при лечебной верховой езде в седле со стременами ноги помогают в поддержании равновесия, но по-прежнему не несут полной нагрузки.
Иппотерапия (и верховая езда в целом) предъявляет повышенные требования к координации и силе глубоких межпозвоночных мышц, чью тренировку трудно осуществить обычными упражнениями, так как при выполнении обычных упражнений функции глубоких мышц позвоночника могут брать на себя более поверхностные мышцы. Наличие поступательной, ротационной и колебательной составляющих в движениях от спины лошади к всаднику позволяет воздействовать на все межпозвоночные мышцы от шеи до таза. Преимуществом иппотерапии является легкая регулировка силы воздействия на позвоночный столб всадника от самых малых до больших нагрузок посредством изменения посадки, изменением ширины шага лошади, переходами от шага к остановке и обратно, переменами направления движения лошади, а также формы седла и наличия-отсутствия стремян, если они применяются. Такое многообразие средств делает иппотерапию уникальным средством для развития равновесия, воспитания правильной осанки и координации глубоких межпозвоночных мышц. При введении элементов управления всадник получает наглядную обратную связь, что дает ему возможность не только немедленно корректировать свои движения, но и включаться в сложную систему координирования своих действий и движения лошади. Для аналогичной корректировки осанки вне иппотерапии тренеру пришлось бы приложить немало усилий и педагогического таланта. Лошадь же непосредственно дает реакцию на изменения в посадке всадника, что упрощает обучение детей с трудностями в общении.
Кроме того, предъявляя низкие требования к физической подготовке всадника, иппотерапия делает доступной тренировку равновесия, осанки и координации для всадников с любой степенью физической готовности.
Большое значение в воспитании физических качеств имеет соблюдение методических принципов физического воспитания:
· принцип сознательности и активности,
· принципы доступности и индивидуализации,
· систематичности,
· прогрессивности.
Большой эмоциональный подъем, возможность партнерствовать с участниками иппотерапевтической команды позволяет в полной мере реализовать принцип сознательности и активности. Разнообразные приемы подачи материала, которые иппотерапия как смежная дисциплина переняла у коррекционных педагогов, инструкторов лечебной физкультуры и спортсменов-конников позволяет доступно донести до занимающегося задачу. Кроме того, лошадь принимает участие в занятии и дает непосредственную реакцию на происходящее, что усиливает эффект наглядности. Возможно ввести показ упражнений другими всадниками.
Как было сказано выше, иппотерапия доступна людям различных возрастов с разным физическим развитием. Занятия по иппотерапии являются индивидуальными, что позволяет подобрать понятные упражнения исходя из возможностей каждого всадника. Это соответствует принципу доступности и индивидуализации.
Стержневым и специфическим принципом физического воспитания является его систематичность. В связи с фазовым изменением работоспособности и восстановления этот принцип позволяет развивать физические качества. Несоблюдение этого принципа не развивает, а может даже привести к снижению физических качеств. Поэтому при занятиях иппотерапией в целях физического развития нужно особое внимание уделять систематичности занятий. При разработке индивидуальной программы по иппотерапии для людей с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо рассчитывать регулярность занятий исходя из того, какие физические качества необходимо развивать.
Поскольку организм адаптируется к нагрузкам, то на занятиях необходимо увеличивать и менять нагрузку для продолжения процесса развития. Для этого можно использовать увеличение количества повторов упражнения (времени удержания позы), усложнение условий выполнения упражнений, вводить новые упражнения. При этом у занимающегося должно быть ощущение успеха при выполнении.
Таким образом, можно резюмировать следующее. Иппотерапия является методом физического воспитания, показанным вне зависимости от физического развития всадника. Иппотерапия – уникальное средство развития равновесия, координации и силы глубоких межпозвонковых мышц, формирующих осанку от головы до таза. Иппотерапия эффективно решает задачу стабилизации и вертикализации верхней части корпуса, что служит необходимой предпосылкой к самостоятельному сидению и ходьбе. Также иппотерапию можно использовать для развития общей выносливости, увеличения объема движения в тазобедренных и коленных суставах.
Литература:
1. Дитце Сюзанна фон. Равновесие в движении., - М.: МККИ, 2001. – 202с.
2. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии : дис. ... канд. пед. наук / Дремова Г.В.; РГАФК. - М., 1996.
3. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Academia, 2005.
4. Матвеев Л.Н. Теория и методика физической культуры. Учебник для вузов физической культуры, - М: Физкультура и спорт, 1991.
5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. М. Физическая культура. - 2005.
6. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применение верховой езды, М.: МККИ, 2000.
7. Физиология человека. п/ред. Зимкина. Учебник для вузов физической культуры, - М: Физкультура и спорт, 1975