Е) Диагностика и устранение неисправностей в электрическом и механическом оборудовании.
Системы, основанные на знаниях, применяются в таких случаях, как:
ремонт дизельных локомотивов, автомобилей и других электрических и механических устройств;
диагностика и устранение ошибок и неисправностей в программном и аппаратном обеспечении вычислительных машин.
Ж) Компьютерные системы обучения.
Достаточно эффективно использование систем, основанных на знаниях, в обучающих целях. Система анализирует поведение и деятельность объекта и в соответствии с полученной информацией изменяет базу знаний.
Системы искусственного интеллекта
СИИ — это компьютерная, креативная система (многофункциональная, интегрированная, интеллектуальная) со сложной структурой, использующая накопление и корректировку знаний (син- таксической, семантической, прагматической информации) для постановки и достижения цели (целенаправленного поведения), адаптации к изменениям среды и внутреннего состояния путем изменения среды или внутреннего состояния
Вопрос 2. Основные направления исследований в области искусственного интеллекта
Основные исследования в области искусственного интеллекта проводятся по следующим направлениям.
Представление знаний.
В рамках этого направления решаются задачи, связанные с формализацией и представлением знаний в памяти интеллектуальных информационных систем (ИИС). Для этого разрабатываются специальные модели представления знаний (продукционная модель, семантические сети, фреймы, логические модели) и языки для их описания. Определяются источники, из которых черпаются знания, и создаются процедуры и приемы, с помощью которых возможно приобретение знаний.
Манипулирование знаниями.
Для того, чтобы знаниями можно было пользоваться при решении задач, надо научить ИИС оперировать ими. В рамках данного направления:
- создаются методы достоверного или правдоподобного вывода на основе имеющихся знаний;
- предлагаются модели рассуждений, опирающихся на знания и имитирующих особенности человеческих рассуждений;
- разрабатываются способы пополнения, структуризации, формализации и классификации знаний.
Манипулирование знаниями очень тесно связано с представлением знаний. Многие исследователи считают, что эти два направления можно разделить лишь условно.
Восприятие и общение.
В круг задач этого направления входят проблемы распознавания, понимания и синтеза связных текстов на естественном языке, речи, зрительных образов, а также другой аудио- и видеоинформации. К этому же кругу проблем примыкают задачи формирования объяснений действий ИИС, которые она должна уметь порождать по просьбе человека. На основе исследований в этом направлении формируются методы построения лингвистических процессоров, запросно-ответных систем, диалоговых систем, игр и других информационных систем, целью которых является обеспечение комфортных условий для общения человека с ИИС.
Обучение.
Предполагается, что ИИС подобно человеку должны быть способны к обучению — решению задач, с которыми они ранее не встречались. Для этого разрабатываются методы корректировки уже имеющихся знаний на основе поступающей информации, генерации новых знаний, обобщения и классификации знаний и т.д.
Поведение.
Так как ИИС должны действовать в некоторой окружающей среде, то необходимо разработать специальные поведенческие процедуры, которые позволили бы им адекватно взаимодействовать с окружающей средой, другими информационными системами и людьми. Для достижения такого взаимодействия разрабатываются модели целесообразного, нормативного и ситуационного поведения, специальные методы многоуровневого планирования и коррекции планов в динамических ситуациях.
Разработка аппаратного и программного обеспечения интеллектуальных информационных систем.
В рамках этого направления создаются инструментальные средства для разработки ИИС, компьютеров, ориентированных на обработку символьной информации, интеллектуальных роботов и т.д.
Вопрос 3. Атрибуты среды применения ИИ. Атрибуты среды навигационной задачи. Формулировка задачи. Пространство состояний