Физическое развитие как показатель здоровья и социального благополучия
Физическое развитие представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется изменением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его личных органов и систем. Основными показателями физического развития являются длина, масса тела и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка руководствуются не только этими соматическими величинами (греч. «сома» — тело), а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила, кровяное давление и т. д.) и соматоскопические (развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только по совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития.
В настоящее время на основании обследования большого числа детей и подростков разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.
Выделяют несколько групп физического развития по пропорциям тела:
• пропорциональное развитие, когда масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту;
• хорошее развитие — когда масса тела и окружность грудной клетки могут превышать должные показатели за счет мускулатуры, но не более чем на 2 сигмы;
• плохое развитие — масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных показателей больше чем на 2 сигмы;
• ожирение — масса тела и окружность грудной клетки больше чем на 2 сигмы превышают должные показатели за счет жироотложения.
Отклонения антропометрических признаков от среднеарифметического значения (М) в пределах 2 сигм рассматриваются как варианты нормы для данного признака. Выделяют также несколько групп физического развития по росту:
• низкий;
• ниже среднего;
• средний;
• выше среднего;
• высокий.
Если масса тела соответствует росту, то физическое развитие надо считать гармоничным, если нет — дисгармоничным.
Каждый педагог, ежедневно сталкиваясь со своими учениками, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение оценить степень физического развития. Это важно не только с гигиенических позиций, но и для правильной организации индивидуальной учебно-воспитательной и профессиональной работы, так как лица с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.
Одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков является уровень физического развития ребенка — основной показатель, отображающий совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развития.
На каждом этапе онтогенеза человеческий организм готов к восприятию определенного объема требований, предъявляемых жизнью. В силу этого большое значение приобретает изучение не средних параметров, а индивидуально-типологических особенностей физического развития индивидуумов - конституциональных типов. На основе морфологических особенностей выделяют четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.
Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута, частично сужена книзу, эпигастральный угол, образованный соединением последних ребер с грудиной, острый. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатками, живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус ее вялый. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, хорошо видны кости плечевого пояса и ребра. Форма ног чаще О-образная. Могут быть и прямые ноги, и с несмыканием в области бедер.
Торакальный - относительно узко сложенный тип. Грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощенная. Эпигастральный угол близок к прямому. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно, причем последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть и невелика. Ноги чаще прямые, но встречаются также О- и Х-образной формы.
Мышечный тип характеризуется массивным скелетом с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Мышцы у людей с данным типом конституции развиты особенно сильно. Значителен как объем, так и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен. Ноги прямые, но возможна О- или Х-образная форма.
Дигестивный тип отличается обильным жироотложением. Грудная клетка коническая, короткая и расширенная книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками, особенно над лобком. Спина прямая или уплощенная. Кости развиты хорошо, скелет крупный, массивный. Мускулатура тоже развита, с хорошим тонусом. Подкожно-жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф не просматривается совершенно. Ноги Х-образные или нормальные.
Смысл учения о типах конституции заключается в том, что каждому из типов присущи характерные особенности не только в первично выделенных антропологических показателях, но и в составе тела (соотношение костной, мышечной и жировой тканей), метаболизме, структуре и функции внутренних органов, деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем, предрасположенности к инфекционным и неинфекционным заболеваниям. Так, например, дети астеноидного типа наиболее подвержены кариесу зубов, хроническим заболеваниям органов пищеварения. Самая высокая частота заболевания ревматизмом выявлена у детей торакального типа. Бронхиальная астма в большинстве случаев оказалась присущей дигестивному типу.
Таким образом, для дифференцированного подхода в обучении, воспитании, проведении лечебно-оздоровительных мероприятий большое значение имеет учет индивидуально-типологических особенностей организма, закономерностей его морфофункционального развития. Только при этом условии возможно более полное использование различных социальных факторов, способствующих гармоничному развитию организма, целенаправленному формированию здоровья, начиная с раннего детского возраста.