Лекция 1. Общая анатомия нервной системы. Развитие спинного и головного мозга и их оболочек (Чава С.В.).
Вопросы к лекциям по Анатомии за 3 семестр
Лекция 1. Общая анатомия нервной системы. Развитие спинного и головного мозга и их оболочек (Чава С.В.).
- Назовите составные части (элементы) нервной системы.
- Из каких зародышевых листков развиваются мозг и нервы, нервные окончания?
- Что мы называем сегментом спинного мозга? Дайте определение такого сегмента.
- Положение спинного мозга и корешков спинномозговых нервов у плода и в различные периоды после рождения.
- Причина отсутствия сегментарного строения у головного мозга.
- Что мы называем рефлекторной дугой? Из каких элементов она построена?
- Из каких структурных элементов развиваются оболочки спинного и головного мозга?
Лекция 2. Функциональная анатомия коры полушарий головного мозга. Анатомия и топография желудочков мозга, образование и пути оттока спинномозговой жидкости (Моталов В.Г.).
- Назовите источник роста коры полушарий большого мозга.
- Образование борозд и извилин полушарий большого мозга.
- Цитоархитектоника коры полушарий большого мозга.
- Миелоархитектоника коры полушарий большого мозга.
- Места расположения основных анализаторов.
- Образование и функции желудочков головного мозга.
- Оболочки головного мозга и межоболоченные пространства.
- Особенности и микроскопическое строение паутинной оболочки.
- Подпаутинное пространство. Что собой представляют ликвороносные каналы и субарахноидальные ячейки?
- Какие структуры участвуют в образовании сосудистых сплетений и их функции. Места расположения сосудистых сплетений в желудочках мозга.
- Назовите пути оттока спинномозговой жидкости.
Лекция 3. Функциональная анатомия ствола мозга и его ядер (Кудряшова В.А.).
- Отличительные особенности ствола мозга.
- Взаимоотношение белого вещества (проводящих путей) и ядер в стволе мозга.
- Части, выделяемые в чёрном веществе. Функции чёрного вещества.
- Красные ядра. Их связи и функции.
- Ядра моста. Их топография и связи.
- Ретикулярная формация.
Лекции 4-5. Проводящие пути головного и спинного мозга (Сапин М.Р.).
- Цепи нейронов. Взаимоотношения приносящего (афферентного), выносящего (эфферентного) и вставочного (кондукторного) нейронов.
- Из каких нейронов состоит простейшая рефлекторна дуга?
- Назовите структуры мозга (ядра), в которых происходит переключение импульсов общей чувствительности с 1 на 2 и со 2 на 3 нейроны, идущих от кожи человека к коре большого мозга.
- Чем отличаются (по своей топографии) проводящий путь болевой и температурной чувствительности от проводящего пути осязания и давления?
- Почему при повреждении одной половины спинного мозга болевая и температурная чувствительность исчезает полностью, а тактильная чувствительность только уменьшается?
- В какие образования головного мозга (большой мозг, мозжечок) направляются импульсы проприоцептивной чувствительности от органов опорно-двигательного аппарата?
- В каких ядрах располагаются тела клеток 2-го нейрона проприоцептивных проводящих путей коркового и мозжечкового направления?
- Назовите отличия вентрального (переднего) спинно-мозжечкового проводящего пути от дорсального (заднего) спинно-мозжечкового пути.
- Из каких ядер мозжечка выходят волокна мозжечково-красноядерного пути?
- Назовите отличия лобно-мостового проводящего пути от других кровно-мостовых проводящих путей.
- В каких структурах головного и спинного мозга волокна пирамидных путей переходят на противоположную сторону и к каким ядрам направляются волокна первого нейрона?
Лекция 6. Функциональная анатомия органа зрения (Кудряшова В.А.).
- Из каких эмбриональных структур развиваются сетчатка, хрусталик, сосудистая оболочка глаза?
- Из каких структурных элементов построена склера (волокнистая оболочка) глаза?
- Какие тканевые слои выделяют у роговицы?
- Где образуется и куда оттекает водянистая влага из камер глаза?
- Какие функции у механизма аккомодации выполняют мышечные волокна различной ориентации ресничного тела?
- Перечислите известные Вам пороки развития глазного яблока.
- Нарисуйте и объясните схему проводящего пути зрительного анализатора.
Вопросы к лекциям по Анатомии за 3 семестр
Лекция 1. Общая анатомия нервной системы. Развитие спинного и головного мозга и их оболочек (Чава С.В.).
- Назовите составные части (элементы) нервной системы.
- Из каких зародышевых листков развиваются мозг и нервы, нервные окончания?
- Что мы называем сегментом спинного мозга? Дайте определение такого сегмента.
- Положение спинного мозга и корешков спинномозговых нервов у плода и в различные периоды после рождения.
- Причина отсутствия сегментарного строения у головного мозга.
- Что мы называем рефлекторной дугой? Из каких элементов она построена?
- Из каких структурных элементов развиваются оболочки спинного и головного мозга?
Лекция 2. Функциональная анатомия коры полушарий головного мозга. Анатомия и топография желудочков мозга, образование и пути оттока спинномозговой жидкости (Моталов В.Г.).
- Назовите источник роста коры полушарий большого мозга.
- Образование борозд и извилин полушарий большого мозга.
- Цитоархитектоника коры полушарий большого мозга.
- Миелоархитектоника коры полушарий большого мозга.
- Места расположения основных анализаторов.
- Образование и функции желудочков головного мозга.
- Оболочки головного мозга и межоболоченные пространства.
- Особенности и микроскопическое строение паутинной оболочки.
- Подпаутинное пространство. Что собой представляют ликвороносные каналы и субарахноидальные ячейки?
- Какие структуры участвуют в образовании сосудистых сплетений и их функции. Места расположения сосудистых сплетений в желудочках мозга.
- Назовите пути оттока спинномозговой жидкости.
Лекция 3. Функциональная анатомия ствола мозга и его ядер (Кудряшова В.А.).
- Отличительные особенности ствола мозга.
- Взаимоотношение белого вещества (проводящих путей) и ядер в стволе мозга.
- Части, выделяемые в чёрном веществе. Функции чёрного вещества.
- Красные ядра. Их связи и функции.
- Ядра моста. Их топография и связи.
- Ретикулярная формация.