Работа с детьми из неблагополучных семей
Особенности той или иной семьи, несомненно, оказывают влияние на успешность (неуспешность) социализации детей. Объектом, социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.
Наше общество давно признало приоритетную роль семьи в становлении и формировании личности ребенка, однако, в силу нестабильности и сложности социально-экономической ситуации многие семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности. Одни семьи осознают свои проблемы, находят конструктивные пути решения и справляются с ними самостоятельно. Другие же, имея негативный опыт решения проблем, к тому же обладая низким уровнем культуры и социальной компетентности, уходят от проблем. Часто это приводит к тупиковой ситуации, и семья получает статус «неблагополучной», дисфункциональной семьи.
Что следует понимать под дисфункциональной семьей? Это семья, где ослаблена способность к осуществлению всех семейных функций, а именно: жизнеобеспечения, организации быта, поддержания физического, психологического здоровья, воспитания детей, отсутствие адекватной тактики во внешних и внутренних коммуникациях.
Л. С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков выделяют следующие типы дисфункциональной семьи:
- семьи с социально-демографическими проблемами (многодетная, неполная, семьи с приемными и опекунскими детьми), с недееспособными родителями и детьми, семья с низким социально-экономическим укладом (малообеспеченная, безработная);
- семья с социально-психологическими проблемами (психологические и социальные кризисы семьи; трудности межличностных отношений; психологическое и физическое насилие в семье);
- семья с социально-педагогическими проблемами (подростковые кризисы, семья со сниженным воспитательным потенциалом, неадекватными родительскими стратегиями: взаимодействие с ребенком по типу гипер или гипоопеки и противоречивым воспитанием);
- семья с проблемами социально-криминогенного характера [20, с 31].
Если за основание для дальнейшего разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то применяется следующая классификация семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке:
-семья «группы риска», которая может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для этих семей особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации; такая семья справляется с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
-проблемные семьи образуются из семей «группы риска», когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна; проблемной может быть и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчуждённость между мужем и женой, родителями и детьми;
-неблагополучные семьи,имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями; в таких семьях оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребёнка;
-асоциальные семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается; в таких семьях существует прямая угроза жизни и здоровью ребёнка[21, с. 6-7].
Целесообразно, классифицируя семьи, использовать социально-педагогическую дифференциацию, основанную на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все семьи можно разделить на 3 группы:
- благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны, и ребёнок чувствует себя дома комфортно;
- деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и т.п.), которым присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Эти семьи не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя они могут быть согласованными, и в таких семьях дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию;
-неблагополучные семьи,в которых:
а) дети подвержены насилию;
б) кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек);
в) родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
г) родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени;
д) отсутствует материальный и финансовый достаток;
е) нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;
ж) допускаются антисоциальные проявления (акты насилия, алкогольная и наркотическая деградация, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальная эксплуатация и т.д.);
з) сложились разрушающие взаимоотношения (глубоко конфликтные и кризисные семьи, находящиеся на грани распада).
и) родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию и др.
Разные авторы называют неблагополучные семьи по-разному: «социально незащищённые», «семьи социального риска», «семьи, подверженные социальному давлению». Хотя чаще всего употребляется термин «неблагополучная семья», под которой понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Семейное неблагополучие всегда порождает массу проблем в поведении детей, их развития, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Основными причинами возникновения таких семей являются следующие обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей;
- асоциальное поведение родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
- сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
- отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
- жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т. д.);
- отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
- побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т. д.
Анализ условий жизни таких семей показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска.
Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с подобными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений [12].
Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т.п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, дети и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечении больного и адаптации здоровых членов семьи к проблемам больного).
Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).
По данным исследований, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если в семье об этом не говорят. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, а в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других детей, прежде всего, враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности
В неблагополучной семье у детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии:
- отсутствие навыков гигиены;
- неумение вести себя в общественных местах;
- неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;
- потеря ценности человеческой жизни;
- жестокость;
- агрессивность;
- утрата интереса к труду, лень;
- утрата интереса к знаниям;
- девиантное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т. д.).
Для планирования работы с неблагополучными семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, совместно с классными руководителями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, общественной инспекцией по делам несовершеннолетних и подразделением по делам несовершеннолетних составляется программа работы с семьей, в которой фиксируются все виды работы с семьей и ребенком, ответственные за их выполнение и достигнутый результат.
Представим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап – изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
2 этап – первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
3 этап – знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
4 этап – знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
5 этап – изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
6 этап – изучение личностных особенностей членов семьи;
7 этап – составление карты семьи;
8 этап – координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
9 этап – составление программы работы с неблагополучной семьей;
10 этап – текущие и контрольные посещения семьи;
11 этап – выводы о результатах работы с неблагополучной семьей [22, с. 5].
В практике социально-педагогической работы с семьей используются в основном две формы работы, краткосрочные и долгосрочные. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модель взаимодействия [7].
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы специалисты, оказывающие помощь, концентрировали усилие на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать. Данная модель предписывает решать проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование возможностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
К долгосрочным формам работы относится социально-педагогическое патронирование и надзор. Консультативная работа и образовательный тренинг являются универсальными, так как используются как в краткосрочных, так и долгосрочных формах работы.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики – составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Работая с семьей, социальный педагог нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж – это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.). Одновременно социальный педагог может патронировать не более двух семей, и в тоже время под его наблюдением могут быть семьи, патронируемые им ранее. Работа социального педагога в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны [23].
1 этап. Знакомство и заключение договора с семьей. Договор не имеет юридической силы. Его назначение в определении круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога.
2 этап. Вхождение в семью, создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса. Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.
3 этап. Сбор и анализ информации о семье. Сопоставление информации полученной из различных источников. По мере необходимости социальный педагог прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации социальный педагог формирует отношения с семьей, способы взаимодействия с ней и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.
4 этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.
5 этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы социальный педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). Социальный педагог продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурно-образовательные и другие мероприятия.
Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Социальный педагог использует следующие формы надзора. Официальный надзор – это надзор, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальный органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль – это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый социальным педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационный мероприятий со стороны специалиста. В этом его отличие от социального патронажа.
Семейное консультирование представляет собой оказание социальным педагогом консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.
Социальный педагог имеет право быть инициатором деятельности по изъятию ребенка из семьи, пребывание в которой становится опасным для его жизни. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый полицейский, соседи, родители других детей и т. д.
На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребенка из семьи. В случае необходимости такой процедуры дальнейшая работа с родителями производится после принудительного изъятия ребенка из семьи.
С этой целью осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку.
Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Главная цель встречи с приглашенными родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка, понять, есть ли в семье проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
В результате первой встречи с семьей социальный педагог должен получить ответы на следующие вопросы:
1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)?
2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?
3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье?
Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то социальный педагог вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни.
Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечительства, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье.
Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Визит в семью позволяет социальному педагогу провести углубленное обследование условий проживания ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка своего угла или комнаты и т. п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами, между родителями и детьми.
Представляет интерес определить стиль супружеских отношений, (демократический, авторитарный, есть ли основания предполагать насилие в семье). Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей. Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине с социальным педагогом и при родителях и т. п.).
Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Специалисты (Т. И Шульга) рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет; проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека.
Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье. План совместных действий с такой семьей следует разрабатывать с учетом указанной мотивации родителей. Иными словами, сохранение ребенка в семье ставится в зависимость от безусловного выполнения родителями реабилитационных мероприятий.