Маркетинг в здравоохранении. Медицинские услуги. Рынок медицинских услуг. Организация государственной гарантированной бесплатной
медицинской помощи в условиях страховой медицины”
1.Цель и задачи преподавания дисциплины.
I) Дать студентам понятие об экономике здравоохранения как комплексе экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области охраны здоровья населения. Дать представление о системе финансирования в здравоохранении РФ.
II) Ознакомить студентов с принципами маркетинговой деятельности медицинского учреждения
III) Дать понятие о сущности рынка медицинских услуг. Ознакомить студентов с принципами деятельности медицинского учреждения на рынке медицинских услуг
IV) Ознакомить студентов c целями, принципами, структурой и порядком формирования органами исполнительной власти территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Студент должен знать
I) Роль и место здравоохранения в экономической системе общества; методику расчета основных экономических показателей лечебно-профилактической помощи населению; методику расчета критерия экономической эффективности здравоохранения; методы экономических оценок альтернативных видов оказания медицинской помощи основные методы клинико-экономического анализа научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи; сбалансированность объемов, структуры гарантируемой медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств; уровень соответствия мощностей сети учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации потребности населения в медицинской помощи и необходимый объем медицинской помощи вне территории проживания; повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет комплексного территориального планирования сети учреждений здравоохранения и внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий.
II) Основные термины и понятия маркетинга, основные этапы маркетинговой деятельности, функции, принципы и цели маркетинговой деятельности. Основные функции маркетинга: комплексное изучение рынка и проблем, связанных с осуществлением маркетинга (исследовательская функция), планирование ассортимента продукции, сбыта и распределения, реклама и стимулирование сбыта, учет и контроль.
III) Определение рынка здравоохранения и его основных сегментов, принципы сегментирования рынка, виды управления спросом на медицинские услуги, отличие рынка медицинских услуг от стандартного рынка. Определение, характеристику медицинской услуги, задачи маркетинга при воздействии на каждую характеристику с целью увеличения объемов сбыта (продаж). Ценовую стратегию, цена спроса, цена предложения, законы ценообразования.
IV) Основные термины и понятия. Структуру, методы и принципы планирования Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Основные этапы планирования Программы государственных гарантий. Уровни и методы принятия управленческих решений при планировании Программы государственных гарантий. Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Роли менеджеров медицинских организациях. Планирование внебольничной и стационарной помощи.
Студент должен уметь
I) Анализировать результаты и затраты лечебно-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения на примере решения ситуационных задач; определять медицинскую результативность и экономическую эффективность деятельности ЛПУ на примере решения ситуационных задач.
II) Предложить структуру плана маркетингового комплекса.
III) Анализировать рынок медицинских услуг на примере ситуационной задачи.
IV) Осуществлять расчет стоимости реализации на территории субъекта Российской Федерации планируемых объемов медицинской помощи, предусмотренных Территориальной Программой (включающей программу ОМС); проводить анализ сложившейся структуры медицинской помощи, анализировать дефицит (или избыток) средств для реализации государственных гарантий, вырабатывать предложения по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и совершенствованию медицинских технологий; планировать объемы медицинской помощи, сбалансированные с планируемыми объемами финансирования как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также других финансовых источников.
Литература для занятий.