Это система педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.

Половое воспитание - процесс гендерной социализации, помогающий ребенку стать мужчиной или женщиной, воспринять общепринятую систему норм и правил взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни,

Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции.

Принципы полового воспитания

Ø Самое главное в половом воспитании детей – формирование положительного отношения к влюбленным, к интимным отношениям и рождению ребенка. Уже в раннем дошкольном возрасте дети начинают формулировать представления о сексуальных отношениях, исходя из собственных наблюдений за взрослыми. Видя, как мама с папой обнимаются и целуются, явно получая при этом удовольствие, ребенок постепенно начинает понимать, что физическая и эмоциональная близость позволяет получать приятные ощущения. А если ребенок постоянно видит, как родители ссорятся между собой, или слышит восклицания «Не трогай меня!», у него может развиться совершенно противоположный взгляд на близкие отношения.

Ø Невнимание родителей к «трудным» темам, желание взрослых предостеречь, не допустить, уберечь и т.д., в глазах детей превращает сексуальность и все, что с ней связано, во что-то безрадостное, тревожное, исполненное страхов, грязное и порочное.

Ø Сексуальное воспитание и просвещение детей ни в коем случае не должно их сексуально возбуждать. Нужно просто и естественно, самым обычным тоном рассказывать им обо всем. Дети хорошие психологи, и они чувствуют изменения в поведении взрослых, их неуверенность или смущение.

Беседы с детьми 3-5 лет

В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах, у них формируется сознание принадлежности к определенному полу. Они начинают спрашивать, откуда берутся дети, и способны понять простые ответы, но не разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых. На вопросы детей, интересующихся "тайной" их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п.

Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, "как я тебя родила в роддоме" или "ты вырос у меня в животике". В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более "осведомленных" старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям.

В этом возрасте дети начинают понимать необходимость уединения. Лучшее, что могут сделать родители, - создать атмосферу, в которой ребенок не стесняясь задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. При этом ребенок привыкает к мысли, что секс - это то, о чем можно свободно говорить дома.

Беседы с детьми 6-8 лет

Дети этого возраста понимают более сложные стороны таких явлений, как здоровье, болезнь, смерть. Они интересуются такими вещами, как рождение, брак, роль отца в деторождении. Все дети проявляют сексуальный интерес: «Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «А зачем нужны папы, если всех детей рожают мамы?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?». Сексуальная активность может проявиться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.


Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, адекватное психосексуальное развитие.

Беседы с детьми 9-12 лет

В организме детей этого возраста уже происходят изменения, присущие пубертатному периоду. Подростков чрезвычайно интересует собственное тело, внешний вид, что следует считать нормой. Для некоторых девочек - это время начала менструаций, для некоторых подростков - первых сексуальных контактов и употребления наркотиков. В этом возрасте ребенок начинает ощущать сильное давление социальных факторов.

В период полового созревания дети проявляют повышенный интерес ко всему, что связано с сексуальной жизнью человека и им необходимо предоставить полную и точную информацию. Они должны знать, что такое половое сношение, гомосексуализм. Им следует объяснить, что результатом сексуального контакта может быть беременность.

Необходимо объяснить также, почему половое сношение между детьми может повредить здоровью и что лучше отложить начало половой жизни на более позднее время. Дети должны также знать, как передается ВИЧ, в каких случаях передача невозможна, и как вообще избежать инфицирования (включая использование презервативов). На первый взгляд, кажется, что объяснить все это ребенку - очень трудная задача, однако выполнить ее - родительский долг, а полученные знания помогут вашему сыну или дочери в дальнейшей жизни. Ребенку необходимо внушить уверенность в том, что именно от вас он может получить ответ на любой интересующий его вопрос.

«Классификация» типичных детских вопросов:

Ø До 2-3 лет – интересует собственное тело, в том числе и половые органы, различия тел мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
До 3-4 лет – интересуют вопросы: откуда берутся дети? кто их приносит? почему у теть бывают большие животы? Верят, что перед тем, как попасть к маме, новорожденный ребенок где-то существовал.

Ø До 5-6 лет – задают вопросы типа: как попадают дети в живот мамы? как они оттуда выходят? как они там растут и развиваются? Понимают зачатие как процесс, когда из чего-то сделали что-то (мама проглотила таблеточку, потом получился братик).

Ø 6-8 лет – волнуют проблемы отцовства: какова роль отца в рождении детей? почему дети бывают похожими на своих пап? Могут ли родиться дети у детей? А у пап?

Ø Младшие ученики имеют представление о том, что у этого процесса как минимум три составляющие: отношения двух людей, любовь и свадьба, а уже потом объединение яйцеклетки и сперматозоида.

Ø 9-10 лет – имеют более четкое представление о яйцеклетке и сперматозоидах, однако представляют себе этот процесс не сложнее, чем «пестики и тычинки».

Ø 11-12 лет – способны понять анатомическое строение мужских и женских половых органов, созревания в них сперматозоидов и яйцеклеток, которые могут объединиться, создав зародыш ребенка.

Ø Старше 12 лет - понимают не только суть процесса, но и его биологический алгоритм, развитие плода в утробе матери.

Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. приводят правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми.

  1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
  3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
  4. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: "Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова" или "Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь". Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
  5. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как "пипка" или "пиписька".
  6. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить "нет" взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: "Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить "нет" и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне (Sanford, 1982).
  7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  8. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.
 

Линн Понтон, в монографии «Сексуальная жизнь подростков. Открытие тайного мира взрослеющих мальчиков и девочек»приводит практические рекомендации относительно полового просвещения подростков в семье.

1. Говорите с подростками о сексе прямо, используя простые слова для описания ощущений и действий. 2. Обсуждения должны начинаться с раннего возраста. Если вы будете ждать, пока ребенок станет подростком, а затем ограничитесь только разговорами об опасности и наказании (например, риск беременности или болезни), то наладить хороший контакт будет почти невозможно. Разумеется, по мере развития вашего ребенка темы должны изменяться, но если вы своевременно научитесь вести доверительные беседы, то вам будет гораздо легче обращаться к взрослеющему ребенку и разговаривать о личном выборе сексуальной активности. Первые беседы лучше начать с биологической информации, объясняя слова, которые ребенок может услышать вне дома, и сведений о сексуальности, преподносимых средствами массовой информации. 3. Помните, что подростков смущают разговоры о сексе. Поговорите с ними о крайностях нашей культуры - от викторианской застенчивости до сексуальных провокаций и эксплуатации темы секса. 4. Разговор с подростками о сексе не означает необходимости обсуждать ваш личный сексуальный опыт. Возможно, и Предпочтительно говорить об ощущениях и уроках, полученных вами, не вдаваясь в специфические детали. Изучение реальных или вымышленных историй других подростков также может способствовать обсуждению. Не ограничивайтесь только выражением собственных взглядов, спрашивайте подростков об их мнении. 5. Отвлеченными разговорами дело не решается, необходимо постоянно вести диалоги о ценностях и нормах морали с рассмотрением примеров. 6. У всех подростков есть сексуальная жизнь - реальная или в фантазиях. Размышления о сексе и разнообразный сексуальный опыт являются важной частью взросления. Это помогает молодежи открывать и развивать собственную сексуальную идентификацию, жизненно важную часть своего "Я". 7. Мудрые родители осознают, что молодежь склонна к рискованным поступкам, и хотят, чтобы их взрослеющие дети сделали безопасный и здравый выбор, даже если он противоречит родительским ценностям. Важно поощрять подростков к разговорам о сексуальности с другими взрослыми, которым можно доверять. 8. К числу рискованных сексуальных действий можно отнести сношение без предохранения, вынужденное вовлечение в нездоровые или опасные сексуальные отношения или действия, связанные с сексуальными злоупотреблениями. В то же время могут возникать более общие психологические проблемы, такие, как депрессия, беспокойство, низкая самооценка, самоистязание или склонность к нездоровым рискованным поступкам (кража в магазине, нарушение правил дорожного движения, участие в деятельности шайки и употребление алкоголя и наркотиков). 9. Постарайтесь больше узнать о сексуальном поведении молодежи. Насаждение жестких родовых ролей или сексуальной ориентации может быть предельно опасным. Остерегайтесь оказывать давление на подростков в том, что касается их сексуального поведения (например, жесткие гендерные роли, призывы быть "настоящим" мужчиной или женщиной, завести партнера и т. д.). 10. Передавать родительские ценности и нормы морали лучше всего на личном примере. Поэтому отдавайте себе полный отчет в том, как вы говорите и действуете на глазах у подростков. Они следят за ними независимо от того, принимают это или нет. Они охотнее откликаются на предложения, чем на указания.

Половое просвещение осуществляется как целенаправленно, так и спонтанно благодаря всем основным источникам и каналам информационного воздействия: семьи, школы, общества, сверстников, средств массовой информации, литературы и искусства. Родители оказывают огромное влияние на половое воспитание детей, но в современном мире в связи с развитием информационных технологий резко возрастает роль и других факторов. В частности, пока мало учитывается риск, связанный с Интернетом и его роль в распространении и обмене информации о сексе.

Проведенный 2004г. соцопрос среди учащихся 10-11 классов выявил рейтинг источников сексуальной информации:

  • сверстники 52%
  • телевидение и кино 23%
  • школа 15%
  • семья 13%
  • Интернет и литература 8%

До последнего времени различия во взглядах на половое воспитание делили общество пополам: одни считали необходимым половое воспитание в школе, другие, напротив, были убеждены, что говорить об этом с детьми в стенах школы не только необязательно, но и нецелесообразно. Противники введения нового учебного курса приводили следующие доводы:

1) предоставление детям информации о сексе будет разжигать их половое любопытство и стимулировать раннее начало половой жизни,

2) половое воспитание настолько тонкая и деликатная материя, что должно осуществляться только в домашних условиях или в церковной среде,

3) уровень преподавания и качество учебных материалов для полового воспитания по меньшей мере неодинаковы в разных школах и в большинстве случаев очень низки.

Наши рекомендации