Оценка состояния здоровья женщин и детей
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.
Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, направления «педиатрия» и «репродуктивное здоровье» определены в числе приоритетных направлений развития медицинской науки.
Приказом Минздрава России от 30 апреля 2013 г. № 281 в рамках указанных приоритетных направлений утверждены научные платформы медицинской науки, в том числе научные платформы «Педиатрия» и «Репродуктивное здоровье». В 2015 году Минздравом России совместно с Научным советом Минздрава России, научным медицинским сообществом проведена работа по актуализации научных платформ медицинской науки (приказ Минздрава России от 23 сентября 2015 г. № 674), в частности, уточнен состав участников платформ, актуализированы направления и тематики научных исследований.
Участниками платформы «Педиатрия» на сегодняшний день являются 47 учреждений и организаций, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования, основная цель которых: научное обоснование и разработка современной эффективной системы оказания профилактической, диагностической, лечебной, комплексной реабилитационной помощи детям, реализация которой направлена на сохранение и укрепление здоровья, профилактику детской инвалидности, снижение младенческой и детской смертности.
Участниками научной платформы «Репродуктивное здоровье» определены 44 учреждения и организации, осуществляющих научные исследования по основным разделам: акушерство, репродуктология, андрология, гинекология, неонатология, общественное здоровье в акушерстве, гинекологии и перинатологии.
Целью данной научной платформы является: разработка и внедрение современных технологий, направленных на повышение качества медицинской помощи путем совершенствования ранней диагностики, профилактики и лечения наиболее значимых заболеваний в акушерстве, гинекологии, репродуктологии, андрологии и неонатологии, сохранение и восстановление репродуктивного здоровья, повышение репродуктивного потенциала, снижение показателей заболеваемости и смертности.
В 2015 году в соответствии с Планом научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава России от 31 марта 2015 г. № 161, проведено 14 научно-практических мероприятий, посвященных вопросам профилактики и лечения заболеваний у детей, внедрения репродуктивных технологий.
Состояние репродуктивного здоровья женщин
По данным на 1 января 2016 года, численность женского населения в Российской Федерации составила 78,6 млн. (53,7% в общей численности населения Российской Федерации). На фоне наметившейся стабильной численности женского населения репродуктивного возраста (2013 г. - 36,04 млн.; 2014 г. - 35,6 млн.; 2015 г. - 35,7 млн.; 2016 г. - 34,5 млн. человек) отмечается ухудшение показателей здоровья женщин.
В 2015 году возросла частота расстройств менструации (на 1,4% к уровню 2013 г. и на 0,7% к уровню 2014 г.), женского бесплодия (на 9,7% к уровню 2013 г. и на 12,7% к уровню 2014 г.). Сохраняется высокая частота эндометриоза (462,3 на 100 тыс. женского населения в 2015 г.; 434,1 - в 2014 г.; 435,4 - в 2013 г.). В то же время отмечается тенденция снижения первичной заболеваемости сальпингитами и оофоритами (на 8,9% - к уровню 2013 г.; на 4,0% - к уровню 2014 г.).
В возрастной группе 15 - 17 лет в 2015 г. (снизилась частота расстройств менструации на 4,0% к уровню 2014 г., а к уровню 2013 года - повысилась на 1,2%) и увеличилась частота сальпингита и оофорита (на 4,2% к уровню 2014 г., а к уровню 2013 г. снизилась на 0,7%).
В Российской Федерации сохраняется стойкая тенденция к снижению числа абортов.
За 2013 - 2015 годы общее число абортов в стране снизилось на 15,3% (2013 г. – 881 377; 2015 г. – 746 736), общее число абортов у девочек до 14 лет сократилось на 41,1% (с 450 до 265 соответственно), в возрастной группе 15 - 17 лет – на 35,1% (с 11 434 в 2013 г. до 7 418 в 2015 г.).
Число абортов у первобеременных женщин снизилось на 19,1% (2013 г. - 72 219; 2015 г. - 58 433); абортов по социальным показаниям – на 43,4% (с 53 в 2013 г. до 30 в 2015 г.); неуточненных абортов – на 5,5% (с 38 515 случаев в 2013 г. до 36 399 случаев в 2015 г.); число криминальных абортов возросло на 4,9% (с 162 - в 2013 г. до 170 - в 2015 г.). Увеличивается удельный вес медикаментозных абортов от общего числа абортов (2013 г. - 8,1%; 2014 г. - в 10,1%; 2015 г. -11,6%).
Одной из мер по оказанию финансовой поддержки сохранения здоровья матерей и детей является реализация мероприятий подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», способствующих внедрению экономических стимулов для повышения качества услуг по медицинской помощи, предоставляемых медицинскими организациями женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.
В рамках реализации части 5 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон № 386) Фондом осуществлялись функции по оплате медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – медицинские организации), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в соответствии с порядком и условиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1233 и приказом Минздрава России от 16 июля 2014 г. № 370н.
В отчетном периоде оказаны услуги по медицинской помощи женщинам, новорожденным и детям в течение первого года жизни на основании талонов родовых сертификатов:
в амбулаторных условиях в период беременности (женские консультации и пр.) – 1 717,5 тыс. женщинам;
в стационарных условиях в период родов и в послеродовой период (родильные дома, перинатальные центры и т.п.) – 1 782,2 тыс. женщинам;
по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни – 2 275,3 тыс. услуг.
По данным о принятых к оплате талонах № 2 родовых сертификатов в отчетном периоде в Российской Федерации родилось 1 805,9 тыс. детей, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ). Из них первых детей – 42,1%, вторых и последующих детей – 57,9% (2014 г.: первых детей – 44,2 %, вторых и последующих детей – 55,8 %). Кроме того, в отчетном периоде родилось: мальчиков – 934,5 тыс. (АППГ – 921,2 тыс.), девочек – 871,4 тыс. (АППГ – 860,6 тыс.), а также двоен – 18814, троен – 275, а также 6 случаев рождения четверых и более детей.
Информация по оказанию услуг по медицинской помощи женщинам и детям первого года жизни на основании талонов родовых сертификатов
(по данным ФСС России)
Наименование | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Количество родившихся детей (тыс. чел.) всего, в том числе: | 1 767,6 | 1 781,8 | 1 805,9 |
первых детей (%) | 46,5 | 44,2 | 42,1 |
вторых и последующих детей (%) | 53,5 | 55,8 | 57,9 |
родилось мальчиков (тыс. чел.) | 913,7 | 921,3 | 934,5 |
родилось девочек (тыс. чел.) | 853,9 | 860,5 | 871,4 |
двойни | 17 409 | 18 448 | 18 814 |
тройни | |||
четверо и более детей | |||
Количество услуг, оказанных медицинскими организациями женщинам, новорожденным и детям в течение первого года жизни на основании талонов родовых сертификатов. Всего, в том числе (тыс. услуг): | 5 771,0 | 5 770,3 | 5 775,0 |
в амбулаторных условиях в период беременности (женские консультации и т.п.) тыс. услуг | 1 657,8 | 1 682,0 | 1 717,5 |
В стационарных условиях в период родов и в послеродовой период (родильные дома, перинатальные центры и т.п.) тыс. услуг | 1 748,0 | 1 763,2 | 1 782,2 |
По проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (детские поликлиники) (тыс. услуг) | 2 365,2 | 2 325,1 | 2 275,3 |
Общий объем средств, предусмотренный на 2015 год в соответствии с Федеральным законом № 386 на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни, составляет 19 030,0 млн. рублей.
Улучшается качество диспансерного наблюдения беременных женщин. В 2015 году доля женщин, поступивших под наблюдение в женские консультации до 12 недель, составила 86,2% (2014 г. - 85,1%; 2013 г. - 85,3%). Доля женщин, не состоявших под наблюдением в женских консультациях, сократилась до 1,6% (2014 г. - 1,7%; 2013 г. - 1,8%). Удельный вес беременных, осмотренных терапевтом до 12 недель беременности, возрос с 83,8% в 2013 г. до 84,2% – в 2014 г. и 85,4% – в 2015 г. Число женщин, которым проведен биохимический скрининг, увеличилось с 82,2% в 2013 г. до 83,4% – в 2014 г. и 85,1% – в 2015 г.
В результате принимаемых мер в 2015 году наблюдается тенденция снижения частоты болезней мочеполовой системы (2013 г. - 17,4%; 2014 г. - 17,0%; 2015 г. - 16,6%); нарушений родовой деятельности (2013 г. - 99,5 случаев на 1 000 родов; 2014 г. - 93,2 случая; 2015 г. - 88,4 случаев) кровотечений в связи с предлежанием плаценты (с 2,16 на 1 000 родов в 2013 г. до 2,23 – в 2014 году и 1,84 – в 2015 году).
Доля нормальных родов в 2015 году составила 38,4% (2014 г. – 34,1%; 2013 г. – 37,7%).
Вместе с тем, сохранялся рост заболеваемости беременных сахарным диабетом (с 0,73% – 2013 г. до 1,33% – в 2014 г. и 2,15% – в 2015 году).
В 2015 году, по данным Росстата, показатель материнской смертности в Российской Федерации составил 10,1 на 100 тыс. родившихся живыми, что на 10,6% ниже, чем в 2013 году. Всего зарегистрировано 196 случаев материнской смерти. Случаи материнской смерти в 2015 году не зарегистрированы в 20 субъектах Российской Федерации.
В 2015 году в Российской Федерации выявлено 22 252 беременных женщин с ВИЧ-инфекцией, из них у 16 078 женщин беременность закончилась родами. Число рожденных детей от женщин с ВИЧ-инфекцией в 2015 году составило 16 199 человек (2014 г. – 15 370).
Кумулятивное число детей, рожденных женщинами с ВИЧ-инфекцией, к концу 2015 года составило 145 287 человек, из них у 8 794 детей выявлена ВИЧ-инфекция.
За последние годы принят ряд организационных и практических мер по профилактике передачи вируса иммунодефицита человека от матери ребенку.
Охват трехэтапной антиретровирусной профилактикой (пар «мать-ребенок») в 2015 г. составил 87,2% (2014 г. - 84,3%); охват антиретровирусной профилактикой женщин в период беременности – 88,8% (2014 г. - 88,2%), в период родов – 92,0% (2014 г. - 93,7%); новорожденных – 98,8% (2014 г. - 98,9%).
Реализация комплекса мер по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку способствовала существенному снижению заболеваемости ВИЧ-инфекцией у детей.
При росте рождаемости детей от матерей с ВИЧ-инфекцией в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снижается число детей, у которых установлен диагноз ВИЧ-инфекция (2015 г. - 716 детей; 2014 г. - 832 ребенка).
Состояние здоровья детей
Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет
В 2015 году отмечается незначительное увеличение показателя общей заболеваемости среди детей в возрастной группе от 0 до 14 лет на 0,4% или 223 920,7 на 100 тыс. населения данного возраста (в 2014 г. данный показатель составлял 222 962,2; в 2013 г. - 230 429,0).
В структуре общей заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни нервной системы.
В 2015 году заболеваемость детей с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе от 0 до 14 лет составила 179 741,3 (2013 г. - 186 815,1; 2014 г. – 181 030,9) на 100 тыс. населения данного возраста.
В структуре заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, у детей в возрасте от 0 до 14 лет первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки, некоторые инфекционные и паразитарные болезни.
Заболеваемость детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно.
В 2015 году отмечается тенденция к снижению показателя общей заболеваемости на 1,26%, с 229 468,3 на 100 тыс. населения данного возраста в 2014 г. до 226 567,6 в 2015 г. (в 2013 г. данный показатель составлял 229 770,8).
Также, в 2015 году отмечается тенденция к снижению показателя заболеваемости с диагнозом, установленным впервые в жизни, в возрастной группе детей 15 - 17 лет на 3,2%, с 143 109,3 на 100 тыс. населения данного возраста в 2014 г. до 138 509,7 в 2015 году (в 2013 г. данный показатель составлял 143 754,8).
В структуре заболеваемости подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, как и в предыдущие годы, первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни органов пищеварения, болезни глаза и его придаточного аппарата, мочеполовой системы и костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Младенческая смертность
За 2015 г. в Российской Федерации младенческая смертность снизилась до 6,5 на 1000 родившихся живыми (на 12,2%) по сравнению с 2014 г. - 7,4 на 1000 родившихся живыми.
По данным Росстата, снижение показателя младенческой смертности зарегистрировано во всех федеральных округах Российской Федерации.
Уровень младенческой смертности, сравнимый с показателями Западной Европы (6,0 и ниже) в 2015 году отмечается в 32 субъекте Российской Федерации: Республике Карелия (5,7), Республике Коми (4,6), Республике Мордовия (4,4), Удмуртской Республике (5,6), Чувашской Республике (3,3), Краснодарском (5,4) и Пермском (5,9) краях, Архангельской (6,0), Вологодской (5,8), Воронежской (4,9), Ивановской (5,5), Кировской (4,2), Курганской (5,7), Курской (4,7), Ленинградской (6,0), Магаданской (5,1), Московской (4,8), Мурманской (5,9), Новгородской (6,0), Новосибирской (6,0), Пензенской (4,3), Самарской (5,6), Свердловской (5,5), Тамбовской (3,7), Томской (4,7), Тюменской (6,0), Ярославской (5,8) областях, г. Москве (6,0), г. Санкт-Петербурге (4,4), г. Севастополе (4,9), Ненецком автономном округе (5,3), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (5,0).
Младенческая смертность снизилась, в первую очередь, за счет снижения смертности от отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде, врожденных аномалий, пневмоний. Однако ряд заболеваний относится к неуправляемым причинам (крайняя незрелость плода, тяжелая перинатальная патология).
В целях снижения младенческой смертности и инвалидизации детей вследствие нарушений развития за счет выявления заболевания до рождения ребенка и своевременного оказания специализированной медицинской помощи в 2015 году была продолжена реализация мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике в новом алгоритме (проведение пренатальной диагностики в первом триместре беременности, комплексность обследования, экспертный уровень проведения ультразвукового исследования, подтверждающая диагностика).
В 2015 году по новому алгоритму комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка обследованы 1 433 334 беременных (86,8% от числа вставших на учет по беременности до 14 недель), выявлено 19 246 плода с врожденными пороками развития.
Выявление врожденного или наследственного заболевания до рождения ребенка позволило оптимизировать медицинскую помощь женщине во время беременности, обеспечить условия для адекватного родоразрешения, оказать специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь новорожденному, разработать программу дальнейшего лечения и реабилитации ребенка в последующие возрастные периоды.
Одним из важнейших и эффективных направлений ранней диагностики и терапии наследственных и врожденных заболеваний является неонатальный и аудиологический скрининг.
В 2015 году в Российской Федерации обследовано более 1 959 тыс. новорожденных (более 95% от числа родившихся, что отвечает требованиям Всемирной организации здравоохранения и свидетельствует об эффективности проводимого мероприятия) на 5 наследственных заболеваний, из них выявлено 1 309 детей с врожденными наследственными заболеваниями (284 детей - фенилкетонурия, 503 - врожденный гипотиреоз, 207 - адреногенитальный синдром, 86 - галактоземия, 229 - муковисцидоз). Все дети взяты на диспансерный учет и получают необходимое лечение.
Указанные меры позволили снизить уровень инвалидизации детей и показателей детской смертности.
С целью профилактики тугоухости и глухоты проводится ранняя диагностика нарушений слуха (аудиологический скрининг) новорожденных и детей первого года жизни с последующим проведением при необходимости операции кохлеарной имплантации.
В 2015 году в Российской Федерации обследовано на нарушение слуха на I этапе скрининга более 97,5% из числа родившихся детей, выявлено 35 829 детей с нарушением слуха, на II этапе скрининга (углубленная диагностика) обследовано 31 636 детей, выявлено 5 087 детей с нарушением слуха. Под диспансерным наблюдением в центре (кабинете) реабилитации слуха состояло 4 948 детей первого года жизни.
В 2015 году проведена операция кохлеарной имплантации 933 детям (в 2014 - 1 090 детям, в 2013 году - 1 154 детям).
Обязательное медицинское страхование женщин и детей,
доступность квалифицированной медицинской помощи
и лекарственное обеспечение женщин и детей
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ застрахованными лицами являются как работающие, так и неработающие граждане.
При этом к неработающим гражданам относятся, в том числе:
дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Таким образом, обязательное медицинское страхование женщин и детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно перечисляются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Фактические расходы на указанные цели в 2015 году составили 18 367,6 млн. рублей, в 2014 году - 17 981,8 млн. рублей, в 2013 году - 17 792,2 млн. рублей.
Кроме того, расходы федерального бюджета на развитие специализированной медицинской помощи детям предусмотренные в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» по подпрограмме «Охрана здоровья матери и ребенка» в 2015 году составили 4 128,5 млн. рублей (2014 г. - 9 928,2 млн. рублей), в том числе 1 952,0 млн. рублей (2014 г. - 247,8 млн. рублей) – субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.
Данное уменьшение бюджетных ассигнований в 2015 году по сравнению с 2014 годом обусловлено завершением мероприятия по строительству медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров), а также завершением мероприятий по пренатальной (дородовой) диагностике (субсидии); закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга (субсидии) реализуемых в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Ежегодно в 23 перинатальных центрах, построенных в 2008 – 2012 годах и оснащенных при софинансировании из федерального бюджета в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», принимается около 90 тыс. родов. В отделениях реанимации и интенсивной терапии проходят лечение более 11 тыс. новорожденных, в отделениях патологии – более 14 тыс. новорожденных. Консультативная медицинская помощь оказывается более 580 тыс. женщинам.
Федеральным перинатальным центром федерального государственного бюджетного учреждения «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России (г. Москва) с июня 2016 года осуществляется прием пациентов.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 марта 2013 г. № Пр-539 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике разработана Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации (далее – Программа), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р.
В рамках реализации Программы, в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрены мероприятия по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
Программой предусмотрено строительство 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации в 2013 - 2016 годах: республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Алтайском, Краснодарском, Красноярском (2 центра) и Ставропольском краях, Архангельской, Белгородской, Брянской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской (2 центра), Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Псковской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской и Челябинской областях.
В Нижегородской области получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и лицензия на осуществление медицинской деятельности, с августа 2015 года осуществляется прием пациентов. В Белгородской области получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, продолжается закупка оборудования. Ввод в эксплуатацию остальных перинатальных центров планируется осуществить до 1 декабря 2016 года.
Распределение субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 г. № 1873-р.
Дальнейшее развитие сети перинатальных центров обеспечит повышение доступности и качества медицинской помощи матери и ребенку, создаст условия для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью, снижения материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
С целью повышения доступности медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий с 2013 года финансовое обеспечение мероприятий по применению экстракорпорального оплодотворения (далее – ЭКО), включая лекарственное обеспечение, осуществляется в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), за исключением ЭКО, включенного в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1382, с 2016 года финансовое обеспечение мероприятий по применению ЭКО осуществляется только в рамках базовой программы ОМС.
Число родов после ЭКО увеличилось с 15 016 в 2013 году до 20 096 в 2015 году (на 33,8%). Увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) повышает доступность данного вида помощи и является одним из резервов сохранения параметров рождаемости.
Медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних
Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г. № 16н утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее – Порядок).
В соответствии с Порядком органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан организованно проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.
Порядок предусматривает более углубленный характер диспансеризации по сравнению с диспансеризацией несовершеннолетних в популяции и включает расширенный набор специалистов и исследований во все возрастные периоды.
С 2013 года в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 932, финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью осуществляется в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с порядками проведения диспансеризации, утвержденными приказами Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 72н и от 11 апреля 2013 г. № 216н.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ведет ежемесячный мониторинг по профилактическим мероприятиям, предусматривающий сбор информации по количеству законченных случаев и объему средств, направленных в медицинские организации за проведенную диспансеризацию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Диспансеризация (профилактические осмотры) детей всех возрастных категорий проводится ежегодно и, начиная со второй половины 2013 года, по новому алгоритму, который предусматривает различный набор врачей-специалистов и исследований с учетом анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различных возрастных периодах.
По данным от субъектов Российской Федерации, в 2015 году число детей, прошедших профилактические осмотры, составило 21,3 млн. (2014 г. - 17,2 млн.; 2013 г. - 14,1 млн. человек).
Из числа детей, прошедших профилактические осмотры, выявлены дети: с I группой здоровья – 29,8% (2014 г. - 29,6%; 2013 г. - 25,8%); с II группой здоровья – 54,8% (2014 г. - 55,7%; 2013 г. - 59,2%); с III группой здоровья – 13,2% (2014 г. - 12,9%; 2013 г. - 13,5%); с IV и V группами здоровья – 1,4% и 0,8% соответственно (2014 г. - 0,8% и 1,0%; 2013 г. - 1,0% и 0,5% соответственно). При выявлении заболеваний осуществляется постановка на диспансерное наблюдение, проводятся соответствующие лечебно-реабилитационные мероприятия, а также работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни.
По данным мониторинга, осуществляемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в 2015 году медицинским организациям оплачено 231 651 законченных случаев диспансеризации, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в 2013 г. – 288 818 законченных случаев, в 2014 г. – 252 725 законченных случаев).
По оперативным данным Минздрава России, полученным с использованием электронной базы данных результатов диспансеризации детей в 2015 году, установлено, что впервые выявленные заболевания составили 24,2% от общего числа зарегистрированных заболеваний.
В структуре выявленных заболеваний первое место занимают психические расстройства и расстройства поведения – 18,8%, на втором месте болезни костно-мышечной системы – 14,1%, на третьем месте болезни глаза и его придаточного аппарата – 13,7%, на четвертом месте болезни органов пищеварения – 11,7%, на пятом месте болезни нервной системы – 11,6%, на шестом месте болезни эндокринной системы – 8,8%, на седьмом месте врожденные аномалии – 7%.
Дети, пребывающие в стационарных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты, распределены по следующим группам здоровья: I группа составила – 10% (2014 г. - 6,2; 2013 г. - 5,5%); II группа – 38,3% (2014 г. - 34,2%; 2013 г. - 35%); III группа – 29,7% (2014 г. - 33,5%; 2013 г. - 36,2%); IV и V группы – 6% и 16% соответственно (2014 г. - 7,9% и 18,2% соответственно; 2013 г. - 13,1% и 10,2% соответственно).
Нормальное физическое развитие имеют 82,5% детей, дефицит массы и низкий рост у 7,4% и 7,1% детей соответственно.
Прошли ранее назначенное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 99,9% и 96,55% детей соответственно.
Прошли ранее назначенную медицинскую реабилитацию и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 99,97% и 99,79% детей соответственно.
Нуждались в ходе диспансеризации в дополнительных консультациях и исследованиях в амбулаторных и стационарных условиях 24,6% и 0,5% детей соответственно, из них прошли всего 56,47% и 51,0% детей соответственно.
По итогам диспансеризации рекомендовано лечение в амбулаторных и стационарных условиях 79,7% и 2,8% детей соответственно; рекомендована медицинская реабилитация и (или) санаторно-курортное лечение в амбулаторных и стационарных условиях 26,8% и 2,2% детей соответственно.
По данным мониторинга Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в 2015 году медицинским организациям оплачено 260 938 законченных случаев диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (2014 г. - 252 618 законченных случаев; 2013 г. - 237 731 законченный случай).
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, распределены по следующим группам здоровья: I группа составила – 16,8% (в 2014 г. - 20%; 2013 г. - 21%); II группа – 51,2% (2014 г. - 54,4%; 2013 г. - 53,3%, в %); III группа – 24,5% (2014 г. - 22,2%; 2013 г. - 22,9%); IV и V группа – 2,0% и 5,5% соответственно (2014 г. - 1,1% и 2,3% соответственно); 2013 г. - 1,6% и 1,2% соответственно).
По оперативным данным Минздрава России, полученным с использованием электронной базы данных результатов диспансеризации детей в 2015 году, установлено, что впервые выявленные заболевания составили – 28,8% от общего числа зарегистрированных заболеваний.
В структуре выявленных заболеваний первое место занимают болезни костно-мышечной системы – 16%, на втором месте болезни глаза и его придаточного аппарата – 15,4%, на третьем месте болезни органов пищеварения – 14,4%, на четвертом месте болезни эндокринной системы – 10,4%, на пятом месте болезни нервной системы – 10 %, на шестом месте психические расстройства и расстройства поведения – 9,8%, на седьмом месте болезни органов дыхания – 5,7%.
Охват профилактическими медицинскими осмотрами несовершеннолетних, а также охват диспансеризацией пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включены в перечень целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.
Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение пункта 38 плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действи<