Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношение с ним?
В данном случае ребенок демонстрирует ситуативно-деловое общение со взрослым. Ребенок больше не соглашается только обмениваться улыбками со взрослым, ему теперь надо сотрудничать со взрослым в данном возрасте. Указующим жестом, т.е. протягиванием рук, ребенок пытается показать матери, что ему хочется потрогать, посмотреть вместе с ней данный предмет поближе, так как в данном возрасте ребенок овладевает схватыванием предмета и ему интересно все потрогать, пощупать, выкинуть, потрясти, положить себе в рот предмет.
Примитивность и однообразие этих действий не позволяет ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Поэтому в данном случае, чтобы ребенок перестал плакать, матери необходимо просто переключить внимание на какую-либо другую новую для ребенка вещь, которая привлечет его внимание.
Ситуация №7. Чем объяснить поведение ребенка?
Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадается на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает истерики. Родители в растерянности.
В данном случае поведение ребенка необходимо объяснять исходя из его возрастных особенностей. А именно, в данном случае у ребенка судя по возрасту наблюдаются проявления кризиса 1 года.
В данном возрасте свобода передвижения приводит к расширению круга доступных предметов, часто небезопасных для ребенка. Он бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Стремление к независимости часто выражается в негативном поведении ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает протестовать против управления собой. Годовалый ребенок неожиданно для родителей превращается из спокойного и уступчивого существа в капризного, своевольного деспота. Это и есть кризис 1 года –главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого – является основным противоречием кризиса 1 года.
Поведенческим симптомом появления кризиса является появление гипобулических реакций, протекающих по типу эмоциональных взрывов: ребенок требует желаемого, но натыкается на сопротивление взрослых, поэтому возникают слезы, скандалы.
Кризис 1 года захватывает все сферы жизни ребенка:
Сфера предметной деятельности. В этой сфере возрастает активность и самостоятельность предметных действий, их разнообразие, овладение новыми способами с предметами.
Отношения со взрослыми: наблюдается избирательность отношений, неприязнь и недоверчивость к посторонним, требовательность к взрослым.
Отношение к самому себе: стремление отстоять свою независимость проявляется прежде всего в повышенной обидчивости ребенка, настойчивых требованиях.
Основная задача воспитания в данный период – максимально расширить и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами
Ситуация №8. Приведите примеры применения психологом различных техник эмпатического реагирования в консультативном процессе.
На каком этапе цикла эмпатического реагирования психологу целесообразно использовать ту или иную технику?
Технические аспекты эмпатии
Роджерсу мы обязаны описанием таких технических приемов как отражение, перефразирование и отражение чувств.
1. Перефразирование можно определить как возвращение другими словами, как правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания высказывания клиента (Ягнюк, 2001а).
2. Отражение чувств - это отзеркаливание и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (произошедших в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления (Ягнюк, 2001б).
В качестве примера того, как сам Роджерс использовал перефразирование и отражение чувств для выражения эмпатии я хотел бы привести отрывок из его сессии.
Клиентка: "Я не могла быть такой открытой с отцом, но я не виню его в этом. Я и так была более открытой, чем он позволял. Он никогда меня не слушал так как вы слушаете, без осуждения. Недавно я задумалась: "почему я должна быть такой идеальной? И я поняла почему. Потому что он требовал этого от меня. Он всегда требовал, чтобы я была лучше, чем есть".
Терапевт: "То есть, вы всегда пытались быть такой, какой он хотел видеть вас". /перефразирование/
Клиентка: "И в тоже время я протестую. Например, недавно я чуть ли не светилась от радости, когда писала ему письмо о том, что работаю официанткой по ночам. Я хотела ему сказать: "Вот смотри какая я. Но в тоже время я хочу, чтобы он меня любил. Мне очень нужна его любовь."
Терапевт: "Вы хотели как бы умыть его." /перефразирование/
Клиентка: "Да! Я хотела ему сказать "Ты меня воспитал, как тебе это нравится?" И знаете, что я хочу от него услышать? Я хочу, чтобы он сказал: "Я знал, что так и будет, но я всё равно тебя люблю."
Терапевт: "Но очень мало шансов на то, что он так скажет." /отражение чувств/
Клиентка: "Нет, он этого не скажет. Он меня не слышит. Я навещала его года два назад, чтобы дать ему понять, что я его люблю, хотя и боюсь. Но он меня не слышит, он всё твердит одно и тоже: "Я тебя люблю, я тебя люблю".
Терапевт: "То есть, он вас не знал, но любил. /перефразирование/ Это вызывает у вас слёзы?" /открытый вопрос/
Клиентка: "Знаете, когда я говорю об этом, это ощущается как удар. Если я просто минуту посижу спокойно, это ощущается как большая рана вот здесь."
Терапевт: "Значит, проще быть легкомысленной, потому что тогда вы не чувствуете большой раны внутри." /интерпретация/
Клиентка: "Угу. Я пыталась работать над собой и поняла, что должна принять как факт то, что отец не относится к тому типу мужчин, которые мне нравятся - понимающим, любящим и заботящимся. То есть он, конечно, любил меня и заботился обо мне, но не на том уровне, на котором мы могли бы общаться."
Терапевт: "Вы чувствуете себя обкраденной." /отражение чувств/
Клиентка: "Да. Поэтому мне нужны замены. Мне приятно разговаривать с вами, мне нравятся мужчины, которых я могла бы уважать - доктора и тому подобное. И я притворяюсь, что мы с вами действительно близки. Видите я ищу замену своему отцу." 5) (цитата по: Ягнюк, 2001а).
3.Суммарное отражение чувств, вбирает в себя аффективное содержание целого отрезка или даже всей беседы, а не только последнего высказывания. "Суммарное отражение вбирает в одно утверждение несколько ранее выраженных чувств, связывая их в паттерн в определённой последовательности. В суммарном отражении чувств также может выражаться наличие общего чувства в разных ситуациях, изменение интенсивности какого-либо одного аффекта или выделение последовательной смены нескольких чувств" (Ягнюк, 2001б). Примером суммарного отражения чувств может быть высказывание терапевта типа "По мере того как вы рассказывали об этом событии, ваши чувства изменялись: вначале вы переживали обиду, затем злость, а теперь, кажется, на их место приходит грусть" или "В ваших описаниях семейных отношений, воспоминаниях о школьных годах и отношений на работе присутствует ощущение личного провала".
4. Эмпатическое понимание. Терапевт сообщает свое понимание явно выраженного клиентом переживания, или того, что подразумевалось им, но еще не было высказано. Функция этого вмешательства состоит в усилении и подтверждении Я клиента и содействии в построении доверия к собственным переживаниям.
Пример (Роджерс, 1994).
Клиентка: "Вы знаете, это как-то глупо, но я никогда не говорила об этом (нервно смеется), и, вероятно, это пойдет мне на пользу. Много лет назад, в юности, вероятно лет в семнадцать, я обнаружила, что у меня появилось то, что я начала называть "проблески разума". Я никогда никому об этом не говорила (опять смущенно смеется)... в чем действительно я видела этот разум. Я довольно-таки хорошо осознавала жизнь, и всегда с ужасным сожалением, с грустью о том, как далеко мы ушли от правильной дороги. Это чувство я испытывала довольно редко, только тогда, когда ощущала себя целостным человеком в этом страшно беспорядочном мире".
Терапевт: "Это только мелькало, было не часто, но временами казалось, что вы вся целиком действуете и чувствуете в этом, конечно, очень беспорядочном мире..."
5. Эмпатическое пробуждение. Терапевт вызывает к жизни переживание клиента используя метафору, экспрессивный язык, пробуждающее воображение или говоря как клиент. Намерение терапевта состоит в извлечении и выявлении переживания, чтобы оно могло быть повторно пережито в данный момент. Функция этого вмешательства состоит в обеспечении доступа к новой информации и новому опыту. Терапевт не добавляет никакой новой информации, но посредством пробуждения увеличивает возможность ее извлечения из опыта клиента.
Пример (Ванершот, в печати).
Клиент рассказывает терапевту о том, как он замыкается в трудные для него периоды, позволяя своим чувствам постепенно затихнуть. Затем клиент высказывает образ подземелья средневековой крепости, которая ассоциируется у него с толстыми стенами, полной тишиной и безопасностью. После некоторой паузы терапевт выражает чувство, которое в нём вызвал этот образ, а именно чувство холодной атмосферы темноты, покинутости и одиночества. Первоначальная реакция - клиент выглядит шокированным, переставшим дышать. Затем его глаза увлажняются и он начинает входить в контакт с огромным одиночеством, которое он так долго пытался скрыть.
6. Эмпатическая догадка. Терапевт пытается прояснить опыт клиента в порядке рабочей гипотезы высказывая догадку о том, что тот может переживать в данный момент. Обычно эмпатическая догадка выражается в форме предчувствия или предположения. Принимая неавторитарную позицию терапевт поощряет развитие разделенной системы координат, облегчая клиенту возможность, в случае необходимости, выразить свое несогласие. Намерение терапевта при этом - предложить клиенту подходящий символ, позволяющий ухватить тот или иной аспект его опыта. Терапевт создает возможность добавления новой информации сосредотачивая внимание на еще не сформулированном аспекте текущего переживания клиента.
Пример (Ванершот, в печати).
Одна клиентка имела чрезвычайные трудности в выражении своих переживаний. Она часто замыкалась в себе будучи переполненной сильными эмоциями. В один из кульминационных моментов сессии она сказала: "Как пароварка, вот как я себя чувствую". Терапевт ответила на это так: "Пароварка… Это вызывает во мне чувство, как будто внутри существует ненормально высокое давление, как будто есть опасность взрыва. Это то, что вы чувствуете?"
7.Эмпатическое исследование. Терапевт поощряет клиента к поиску новой внутренней информации за "границами" его непосредственного переживания. Открытие нового аспекта опыта, видение чего-то в новом свете - цель эмпатического исследования. Терапевт сосредотачивается на расширении и дифференциации текущего переживания клиента, использует отражения, чтобы сфокусироваться внимание клиента на неясных границах переживаний, открытые вопросы или даже прямо запрашивая у клиента большей информации о том, что потенциально присутствует, но еще не было выражено им непосредственно.
8. Эмпатическая интерпретация. Здесь эмпатия способствует пониманию его бессознательной динамики. Данная реакция основана на эмпатии, хотя и осуществляется исходя из системы координат терапевта, а не клиента. Намерение заключается в том, чтобы сказать что-то новое, сознательно не признаваемое клиентом. Функция данного вмешательства состоит в связывании различных аспектов опыта. При этом важна своевременность: терапевт интерпретирует опыт клиента в сенситивной безоценочной манере, когда клиент готов принять и ассимилировать новую информацию о себе.
Пример. (Кан, 1997).
Терапевт: Я испытываю теплоту контакта с вами в начале и в конце наших сессий. Интересно, заметили ли вы что-нибудь подобное? /исследование/
Клиент: Ну, иногда кажется, что я не ощущаю недоверия до тех пор, пока мы не приступили к началу.
Терапевт: Хорошо, что вы испытали ко мне, когда впервые вошли сюда и поздоровались? /исследование/
Клиент: (раздумывая) Мне было хорошо. Я почувствовал, что вы мне понравились. Недоверие похоже пришло немного позже.
Терапевт: Наверно тогда, когда я понравилась вам сильнее. /интерпретация/
Клиент: (смущенно) Возможно, вы правы.
Терапевт: И мы долгое время упорно избегаем этой темы. /интерпретация/
Клиент: Да, действительно.
Терапевт: Может быть, вы думаете, если я вам слишком нравлюсь, то это для вас опасно. /интерпретация/
(Клиент молчит потупив взгляд. Когда он поднимает глаза, они наполнены слезами.)
Терапевт: Я действительно могу понять, как это пугает.