Подвижные игры по координации слова с движением
«Ладушки»
При произнесении текста ребенок хлопает в ладоши. При словах: «Шу, полетели!» поднимает руки к голове:
— Лады-лады-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
Лады-лады-ладушки,
Побыли у бабушки.
Попили, поели,
Шу, и полетели!
На головку сели!
«Сорока»
При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки. При словах: «Этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца:
Сорока, сорока, Кашку варила,
Сорока-белобока Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала —
Он мал.
«Этот пальчик»
При произнесении текста ребенок сгибает каждый палец. При словах: «А этот пальчик — наш малыш» держит мизинец в руке и вертит пальцем.
Этот пальчик — дедка, Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — наш малыш,
Его зовут... (ребенок называет свое имя).
«Вот дедушка»
Движения такие же, как и в предыдущей игре, но при словах: «А вот и вся моя семья» ребенок берет весь кулачок в руку:
Вот дедушка, Вот мамочка,
Вот бабушка, Вот папочка,
Вот деточка моя.
«Палъчик-малъчик»
Движения такие же, как и в предыдущей игре:
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел,
СЧИТАЛКИ
Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:
Клен, клен, выйди вон !
Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!
Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!
Бена-бена-барбарис,
Два мальчишки подрались,!
Кады-дады,
Налей воды коров поить,
Тебе водить!
***
Научились мы считать
Раз, два, три, четыре, пять.
Заяц белый и русак
Танцевали краковяк
***
Раз, два, три, четыре, пять — в прятки мы хотим играть.
Да и нет не говорить, Все равно тебе водить!
***
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Но охотник не попал;
Серый зайчик убежал.
***
За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами. «Здравствуй, Мишенька, дружок
Сколько стоит пирожок?»
—«Пирожок-то стоит три, А водить-то будешь ты!»
***
Где ты был до сих пор?
— Задержал светофор.
Красный — ясно,
Путь опасный.
Желтый — то же,
Что и красный,
А зеленый впереди
— Проходи!
***
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз,
Клювик два,
Лапки, лапки, голова,
Вышел я!
***
В зоопарке я бывал
Обезьянок там видал,
Две уселись на доске,
Три сидели на песке,
Три мартышки спинки греют,
Апельсин на части делят.
С ними долго не сиди,
Твоя очередь — води!
***
Раз, два, три, четыре, пять
В прятки мы хотим играть.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Игра «Эхо»
Дети становятся в два ряда друг против друга у противопоположных стен. Одна партия громко произносит а, вторая эхом тихо произносит а.
Потом партии меняются ролями. Так проигрываются все гласные звуки. Можно давать и сдвоенные гласные: ау, а, аи, ая и т. д.
«Поезд»
I вариант Дети кладут руки друг другу на плечи и идут по комнате, изображая идущий поезд, и гудят: у-у-у-у.
II вариант
Первый ребенок изображает паровоз, у него в руках дудочка. Остальные дети — «вагоны». «Вагоны», двигаясь, произносят звук шшш. Паровоз, подходя к станции, дает гудок: уууу. Дети по очереди изображают паровоз.
«Заблудились»
I вариант
Дети ходят по комнате и все хором произносят текст:
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «Ау-ау-ау!»
Ау-ау дети произносят громко, поднося руки ко рту.
II вариант Текст произносит один ребенок, а аукают все дети.
((Большинство игр можно проводить и коллективно, и индивидуально)
«Паровоз»
Группа детей или один ребенок, изображая паровоз, идет по комнате, показывая руками движения колес и произнося текст:
Ух! Ух! Ух!
Еду, еду во весь дух!
Ух! Ух! Ух!
«Лес шумит»
Дети, стоя в кругу, при словах воспитателя «Подул ветер» показывают, как качаются деревья от ветра, поднимают руки и раскачивают ими над головой, одновременно произнося звук: шшшш.
При словах воспитателя «Подул сильный ветер» дети опускают руки вниз и раскачивают их, произнося звук: шшшш.
«Скрипачи»
Дети, имитируя игру на скрипке, вытягивают левую руку вперед, — «скрипка», правой рукой — «смычком», медленно и плавно водят по скрипке, произнося в такт движения смычка:
Вверх — вниз,
Вверх — вниз!
«Раз и два»
Ребенок, стоя лицом к воспитателю, держит бубен над головой и потряхивает им под счет:
Раз и два, Раз и два.
Потом делает поворот направо и, остановившись, снова потряхивает бубном над головой под счет «раз и два». На следующем повороте вправо ребенок стопт спиной к воспитателю, затем еще поворот направо и снова становится лицом к воспитателю, на каждом повороте встряхивает бубном над головой под счет:
Раз и два, Раз и два.
При повторении пгры поворот делается налево. Если в группе один бубен, то игра проводится индивидуально.
«Столяры»
Дети становятся каждый около стульчика или вокруг стола. Они чинят мебель и, произнося текст игры, производят соответствующие ему движения:
А ну-ка веселее Ударим молотком, Покрепче, поровнее Мы гвоздики забьем. Тук-тук, тук-тук, Тук-тук, тук-тук.
«Мы играли»
При словах «Наши пальчики устали» дети вытягивают руки вперед и показывают свои пальцы, потом хлопают руками и топают ножками, как в тексте:
Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
Ручками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ.
«Плотники»
Дети ударяют кулачками по столу, по стулу — они строят домик, полочку, скамейку и т. д. — и произносят текст:
Тук-тук-тук,
Ток-ток-ток,
Бей покрепче молоток!
«Капуста»
Дети становятся к столу и ударяют кулачками о крышку стола, как будто рубят капусту и произносят:
Туки-туки-туки-тук,
Рубим вместе в восемь рук!
Ведущий. Ты, капуста, рубись!
Ты, капуста, солись!
Дети. Туки-туки-туки-тук,
Рубим вместе в восемь рук!
«Чей домик»
Каждый ребенок строит себе домик из стульчика и изображает какое-либо животное или птицу.
Воспитатель назначает, кто в каком домике будет жить. Ведущий ребенок поочередно подходит к каждому домику и спрашивает: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?»
Дети отвечают звукоподражанием тому, кого они изображают, и одновременно сопровождают его характерным для данного животного или птицы движением:
Коровушка бодается и говорит: му-му.
Петушок хлопает крыльями по бокам п кричит: ку-ка-ре-ку.
Лошадка роет землю копытом и кричит: и-го-го. Гусь вытягивает вперед шею и кричит: га-га-га. Кукушка машет крыльями и кукует: ку-ку-ку. Кошка протягивает лапки и мяукает: мяу-мяу. Ведущий отгадывает и говорит: «Здесь живет коровушка», «Здесь живет петушок».
«Строим дом»
Дети, сидя на корточках в кругу, хором произносят текст игры. На слова «Тук-тук молотком» дети стучат об пол кулачком или молоточком. На слова «Строим, строим новый дом» встают и, поднимая руки, соединяют их в центре, как бы образуя выстроенный дом:
Тук-тук молотком, Строим, строим Новый дом.
«Пильщики»
Дети берутся за руки и, имитируя пилку дров, произносят:
Пили, пила,
Пили живей,
Мы домик строим для зверей!
Игры с мячом
Дети при счете «один, два, три, четыре, пять» сопровождают каждое слово броском мяча об пол. Игру можно вести.
на соревнование — кто, сосчитав до пяти, ни разу не уронит мяча.
Можно вести счет до пяти, подбрасывая мяч вверх. Сначала невысоко, а потом все выше и выше.
«Вова, лови!»
Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга или становятся друг против друга.
Ребенок держит мяч в поднятых руках и произносит первое слово «Вова», затем плавно бросает мяч к ногам соседа на ударный слог слова «ло-ви!»
Поймавший мяч таким же образом бросает его следующему и т. д. Мяч перебрасывается несколько раз по кругу.
«Бросаю — лови!»
Эта игра является вариантом предыдущей игры «Вова, лови!» Мяч опускается и ударяется об пол при ударном слоге в слове «ло-вй!»
«Прыг-скок»
Дети стоят в шеренге. На расстоянии примерно семи шагов от шеренги на пол кладется флажок. Дети по очереди прыгают по направлению к флажку на одной ноге, произнося при каждом прыжке слово из текста игры.
При последнем слове «флажок» ребенок должен быть у
флажка:
Прыг-скок, прыг-скок,
Вот мой флажок!
Игра проводится индивидуально.
«Еду, еду»
Дети садятся на стульчики, изображающие машину, и производят повороты рук то вправо, то влево, имитируя по-вороты руля, и произносят текст игры: Еду, еду я домой На машине грузовой. (При коллективной игре текст произносится во множественном числе.)
«Едем, едем на коне»
Дети садятся на стульчики, изображающие лошадку. У каждого в руке по флажку, и все произносят текст игры:
Едем, едем на коне,
По флажку у нас в руке,
«Гоп-гоп-гоп»
Дети садятся па стульчики, изображающие лошадок. Можно дать в руки палочки с привязанными веревочками — кнуты, которыми они погоняют своих «коней», произнося:
Гоп-гоп-гоп,
Будет стул у нас конем,
И помчимся мы на нем.
«Мы молоды»
Дети с флажками в руках маршируют под текст:
Мы молоды и весело Идем! Идем! Идем! И песню октябрятскую Поем! Поем! Поем!
«Ножками затопали»
Дети становятся в затылок друг другу и, произнося текст, выполняют соответствующие движения:
Ножками затопали,
Зашагали по полу:
Трам-трам-трам!
Друг за другом по местам!
«Мы идем»
Держа в руках флажки, дети маршируют по комнате, произнося текст:
Мы идем, мы идем
С песнями, с цветами.
Мы поем, мы поем
Песенку о Маме!
«Полотер»
При произнесении текста дети имитируют движения полотера, т. е. держат руки за спиной и «натирают» пол.
Я хороший полотер, Я отлично пол натер.
Сначала дети произносят текст и натирают пол одной ногой, потом снова произносят текст и «натирают» пол другой ногой.
«Прыг-скок»
На каждое слово текста ребенок делает прыжок. После слов «Как зайчонок под кустом» он прячется под воображаемый «куст» — за шкаф, за стул, за штору и т. д.
Прыг-скок, Прыг-скок, Как зайчонок под кусток.
Игра проводится индивидуально.
«Мы поднимаем»
При проведении этой игры дети произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Мы мячик поднимаем, Мы мячик подаем Мы мячик опускаем И бегаем кругом.
Игру можно проводить как коллективно, так и индивидуально.
«Ручки в стороны»
Дети стоят в кругу или в шеренге, выполняют движения, соответствующие тексту. Игра выполняется коллективно, сначала по сигналу воспитателя, а потом отдельных детей:
Ручки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок!
«Ножки вместе...»
Дети стоят в кругу. Исходное положение — пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Сначала дети выполняют движения, соответствующие тексту, по сигналу воспитателя. После запоминания детьми текста игры эти движения выполняются по сигналу детей:
Ножки вместе, Ножки прямо,
Ножки врозь, Ножки вкось.
Игру можно проводить и индивидуально, тогда текст игры произносит сам ребенок.
«Стирка»
На слова текста «Стираем, стираем, стираем мы белье» дети держат в руках тряпочку или носовой платок и имитируют стирку белья. На слова «Смотрите наши ручки, смотрите тут и там» вытягивают ручки вперед и поворачивают ладонями вверх и вниз. На слова «А теперь мы спляшем вам» танцуют поодиночке или парами:
Стираем, стираем, стираем мы белье,
Стираем, стираем, стираем мы белье,
Смотрите наши ручки,
Смотрите тут и там.
Окончена работа,
Теперь мы спляшем вам.
Игра проводится коллективно.
«Маму я свою люблю»
Дети произносят текст и показывают, как они колют дрова, стирают, полощут белье, подметают пол:
Маму я свою люблю,
Я дрова ей наколю.
Свою маму я люблю, Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.
«Кабачок»
Дети держатся за руки, стоят в кругу. В середине круга сидит ребенок — «кабачок». Дети идут по кругу и хором говорят:
Кабачок, кабачок, На ноги поставим.
Тоненькие ножки, Танцевать заставим.
Мы тебя кормили, Танцуй, сколько хочешь,
Мы тебя поили, Выбирай, кого захочешь!
«Кабачок» танцует, а потом выбирают другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется несколько раз.
«Про зайку»
Дети кружком сидят на корточках. Ведущий ребенок произносит текст, а дети-зайчики выполняют движения, соответствующие тексту:
Зайки белые сидят И ушами шевелят.
Вот как, вот как, И ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть, Надо лапки им погреть.
Дети встают и хлопают ладошками друг о друга:
Зайкам холодно стоять, Надо зайкам поплясать.
«Зайки» держат руки на поясе и на носочках пляшут, стоя на месте или по всей комнате.
«Петушок»
Группа детей сидят на стульчиках и, свесив головки на грудь, «спят». В сторонке сидит «петушок». Ведущий читает текст:
Тихо-тихо все кругом,
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил,
Всех ребяток разбудил: Ку-ка-ре-ку!
На слове «ку-ка-ре-ку!» дети «просыпаются» и бегут за «петушком».
Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.
Игры и пляски
Дети все хором произносят текст, выполняя движения:
Любят малые ребята Веселиться и плясать.
(Дети пляшут.)
Любят малые ребята Веселиться и играть.
(Дети хлопают в ладоши.)
А теперь присядем тихо И спокойно отдохнем.
(Приседают на корточки и закрывают глаза.)
А потом еще разочек
Мы в веселый пляс пойдем!
(Держа руки на поясе и кружась, дети танцуют парами.)
Игра проводится коллективно.
Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть
Ай ду-ду, ай ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Ой-ой-ой, ой-ой-ой!
Какой вырос дом большой.
***
Ой ду-ду, ой ду-ду,
Потерял пастух дуду.
* **
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Я на волю улечу.
***
Люли, люли, люли, Прилетели гули.
***
Дон! Дон! Дон! Горит кошкин дом.
***
Баю бай, баю-бай! Баю-баюшки-баю!
Ты, собаченька, не лай. Отец пошел за рыбою
***
Баиньки, баиньки,
Купим сыну валенки.
***
Баю-баиньки-баю,
Баю Оленьку мою.
***
Теги-теги-теги,
Гуси белые, гуси серые,
Идите домой.
***
Рано, рано поутру Пастушок: ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему: Му-му-му да му-му-му!
***
Вверх — вниз, вверх — вниз. Крепче, Танечка, держись!
***
Тише, мыши, Тише, мыши, Кот сидит на нашей крыше!
***
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю!
***
Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке.
***
Тара-pa, тара-ра, Ушли кони со двора.
***
Котя, котенька, коток, Котя — серенький хвосток.
***
Ай гу-гу, гу-гу, гу-гу, Не кружися на лугу!
***
Ай ду-ду, ай ду-ду, Я коров стерегу.
Ай ду-ду, ай ду-ду, На зеленом на лугу.
***
Это чей, это чей Новый дом из кирпичей?
***
Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись:
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.
***
Дождик, дождик, Что ты льешь, Погулять нам не даешь.
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Молоточки: тук-тук-тук,
А за ними во весь дух
Молот басом: ух-ух-ух!
***
Ой, ой, ой! Какой мороз!
Болят уши, болит нос!
Ой, ой, ой! Какой мороз!
Болят уши, болит нос!
Эй, эй, эй! Санки живей.
Эй, эй, эй! С горки смелей.
***
Ух, ух, ух! Ух, ух, ух! Мчатся санки во весь дух. Ух, ух, ух! Ух, ух, ух! Снег под горкой, словно пух.
***
Дятел дерево долбит:
тук-тук-тук!
А по дереву бежит
Жук, жук, жук!
***
Тру-ля-ля, тру-ля-ля, Вышли зайцы на поля,
А за ними егеря, Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
***
Тень-тень,тинь-тень, Села галка на плетень.
Тинь-тень, тинь-тень, Просидела целый день.
Стало тихо, тихо, тихо, Спит в углу моя слониха.
***
Тихо-тихо все кругом, Все уснули крепким сном.
***
Дед мороз, дед мороз. Деткам елочку принес.
А на ней фонарики. Золотые шарики.
Дед мороз, дед мороз
Деткам елочку принес.
***
Вот настали холода, холода!
Ну и что же, не беда,не беда!
Мы оденемся теплей,да теплей!
На морозе веселей,веселей!
***
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
***
Ой ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут — поедим
И воробушкам дадим.
***
Не хотел котенок мыться
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Начал мыться языком.
***
Радуга-дуга, не давай дождя.
Давай солнышка — Колоколнышка.