Во время педагогической практики
Студент в период практики имеет право на помощь и консультации в организационно-методическом обеспечении практики, участие в работе конференций, совещаний по вопросам педагогической практики, пользование библиотекой, кабинетом, учебно-методическими пособиями. С возникающими вопросами студент имеет право обращаться к групповому руководителю, руководителям практики, администрации факультета и университета.
Студент может вносить предложения по совершенствованию организации практики.
Студент, работа которого на педагогической практике признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план десятого семестра и подлежит отчислению из университета.
В случае пропуска практики (не более одной трети ее продолжительности) по уважительной причине, практика может быть продлена деканатом, однако программа практики выполняется студентом в свободное от учебы время.
Во время педагогической практики студент обязан выполнить полностью содержание программы практики, которая предусматривает:
1. Ознакомление с учебно-тренировочным процессом;
2. Составление документов планирования учебно-тренировочного процесса (на год, на период практики, тренировочных занятий), индивидуального плана работы;
3. Проведение учебно-тренировочных занятий;
4. Осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля учебно-тренировочного процесса;
5. Проведение воспитательных мероприятий;
6. Организацию и проведение спортивных соревнований и других спортивно массовых мероприятий;
7. Осуществление дополнительного набора в группы начальной подготовки ДЮСШ, СДЮШОР.
Студент должен вести всю предусмотренную программой документацию (включая и дневник практики), находиться по месту прохождения практики не менее 6 академических часов в рабочий день. Организовать свою деятельность в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка ДЮСШ, СДЮШОР, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. В этом случае условия дальнейшего прохождения практики определяет деканат.
В период практики студент должен проявить себя как специалист, обладающий высокими моральными качествами, устойчивым интересом к профессии тренера, профессионально компетентным, активно участвующим в жизни педагогического коллектива.
ОБЯЗАННОСТИ ГРУППОВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
1 Обеспечить выполнение программы практики.
2 Участвовать в установочной конференции, проводимой совместно с факультетским руководством.
3 Ознакомиться с объектом практики.
4 Ознакомить руководство ДЮСШ, СДЮШОР и тренерско-преподавательский состав с программой практики.
5 Организовать совещание практикантов совместно с администрацией и тренерско-преподавательским составом ДЮСШ, СДЮШОР с целью распределения их по тренировочным группам и обсуждением задач и программы в период практики.
6 Руководить и оказывать помощь в составлении документов планирования, подготовке к учебно-тренировочным занятиям, спортивно-массовым мероприятиям.
7 Проверить и утвердить учебную и отчетную документацию студентов.
8 Организовать просмотр и обсуждение учебно-тренировочных занятий, воспитательных мероприятий и судейство соревнований с оценкой качества их проведения.
9 Проверять и утверждать отчетную документацию. Проводить, не реже одного раза в неделю, инструктивно-методическое собрание бригады.
10 Провести совместно с администрацией, тренерами и практикантами совещание по подведению итогов практики и предварительной оценке студентов.
11 Утвердить и сдать отчетную документацию студентов руководителю практики. Участвовать в заседании комиссии по приему дифференцированного зачета по педагогической практике. Составить итоговый отчет и предоставить его факультетскому руководству.
ОБЯЗАННОСТИ ТРЕНЕРА
1 Ознакомить практикантов с содержанием тренировочной и воспитательной работы в ДЮСШ, СДЮШОР.
2 Оказать помощь в составлении учебной документации.
3 Участвовать в инструктивных совещаниях.
4 Проверять и утверждать планы-конспекты занятий студентов.
5 Присутствовать на всех занятиях, проводимых практикантами.
6 Принимать участие в проведении анализа учебно-тренировочных занятий и судейства соревнований, воспитательных мероприятий.
7 Оценивать ежедневно работу практикантов (в дневнике практиканта).
8 Подготовить характеристику на практиканта.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Педагогическая практика по дзюдо предусматривает выполнение следующих основных видов деятельности:
û планирование учебных документов;
û проведение учебно-тренировочных занятий;
û осуществление текущего, промежуточного и итогового педагогического контроля за учебно-тренировочным процессом;
û участие в учебно-воспитательном процессе;
û участие в организации, проведении спортивных соревнований;
û выполнение заданий по научно-исследовательской работе студентов (НИРС);
û подготовка отчета практиканта.
Согласно целевым установкам практики программа практики направлена на формирование у студента-практиканта следующих профессионально значимых умений и навыков:
1. Умения профессионально грамотно составлять документы учебного планирования.
С этой целью студент-практикант на основе изучения особенностей этапов многолетней подготовки дзюдоистов, условий работы ДЮСШ, СДЮШОР и нормативно-методических документов (Устав ДЮСШ, СДЮШОР, положение о ДЮСШ, СДЮШОР и др.) составляет рабочий план на период практики и разрабатывает планы-конспекты учебно-тренировочных занятий для группы начальной подготовки самостоятельно и для учебно-тренировочной группы совместно с тренером.
2. Умения методически грамотно проводить учебно-тренировочные занятия.
С целью выработки указанного умения, студент-практикант должен провести не менее 15 учебно-тренировочных занятий в качестве тренера в группе начальной подготовки и не менее 12 занятий в качестве помощника тренера в учебно-тренировочной группе.
В зависимости от степени сформированности умения проводить занятия групповой руководитель бригады практикантов имеет право увеличить количество обязательно проводимых занятий и тем самым добиться поставленной перед практикой цели. При работе над этим вопросом следует обратить внимание на формирование умения делать дополнительные наборы в группы, организовать занимающихся, эффективно использовать имеющиеся условия и возможности, умения подбирать средства и методы обучения, умения дозировать и нормировать физические нагрузки, контролировать процессы восстановления, в целом методически грамотно решать основные задачи, стоящие перед тренировкой.
Все замечания и предложения группового руководителя и тренера по проведению учебно-тренировочных занятий записываются в плане-конспекте или дневнике практиканта.
В конце практики студент-практикант проводит зачетное учебно-тренировочное занятие, которое анализируется и обсуждается с участием группового руководителя, тренера и группы практикантов.
3. Умение осуществлять текущий, промежуточный и итоговый педагогический контроль за учебно-тренировочным процессом.
С целью выработки указанного умения студент обязан освоить методику тестирования уровня физической подготовленности занимающихся в начале и конце практики, а также метод педагогического анализа тренировочного занятия. Контрольные испытания, тесты, должны характеризовать основные стороны физической подготовленности (уровень развития основных физических качеств), их количество согласуется с групповым руководителем и тренером и должно быть не менее пяти.
Количество анализируемых занятий для каждого практиканта определяется групповым руководителем. Итоги этой работы оформляются в журнале практиканта.
4. Умение проводить учебно-воспитательную работу.
В процессе педагогической практики студенты должны ознакомиться и овладеть умениями осуществлять воспитательную работу с группой занимающихся. Практиканты изучают занимающихся своих групп, работают с родителями, участвуют в текущей воспитательной работе. Самостоятельно готовят и проводят воспитательное мероприятие.
Итоги этой работы отражаются в журнале практиканта и в характеристике, даваемой студенту по итогам практики.
5. Умение организовывать, проводить и судить соревнования.
Во время практики студент обязан принять участие в организации, проведении и судействе соревнований выполняя обязанности любого из судей (судья, старший судья, секретарь и т.п.). Во время практики студенты знакомятся и составляют смету расходов на проведение соревнований, положение о соревнованиях и отчет главного судьи соревнований. Данные материалы должны быть представлены в журнале практиканта.
6. Умение осуществлять задания по учебно-исследовательской работе студента (УИРС) и научно-исследовательской работе студента (НИРС).
С целью повышения уровня профессиональной подготовки, развития творческих способностей студентам необходимо овладеть навыками проведение простейших способов оценки функционального состояния детей. В тренировочных условиях наиболее доступным и простым в применении параметром является частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС дает обширную информацию о «внутренней» стороне физической нагрузки ее величине и интенсивности, характере протекания процессов восстановления, готовности выполнять работу, росте работоспособности и общей функциональной готовности.
Общий показатель функциональной подготовленности определяется по показаниям ЧСС в покое. Специальный показатель функциональной готовности определяется по активной ортостатической пробе. Оценка качества тренировки наиболее просто проводить на уровне одного занятия при помощи показателя эффективности восстановления (ПЭВ). Определение и использование и представление данных показателей приведены в Приложении 3.
Количество выполняемой работы по этому виду деятельности определяется групповым руководителем. Полученные материалы должны быть представлены в журнале практиканта.
7. Умение осуществлять анализ и обобщение своей педагогической деятельности в отчете практиканта.
Отчет практиканта представляет собой письменный анализ и обобщение всей проведенной работы по практике с указанием своих достижений, недочетов и пожеланий для дальнейшего улучшения профессионально-педагогической подготовки студентов. Каждый практикант должен составить письменный отчет о работе в ДЮСШ, СДЮШОР и сдать его в последний день практики методисту. Отчет пишется на основе записей дневника, материала наблюдений за работой лучших тренеров и практикантов, конспектов проведенных учебно-тренировочных занятий и других видов работы студента в период практики.
Примерный план отчета
1.Проведение учебно-тренировочных занятий.
2.Проведение тестирования уровня физической подготовленности.
3.Проведение воспитательной работы.
4.Организация и проведение соревнований.
5.Выводы по практике в целом.
В отчете необходимо отметить, какие трудности возникли при выполнении заданий практики и как они преодолевались; какие недостатки были обнаружены в профессионально-педагогической подготовке студента; что дала практика будущему тренеру и предложения студента по улучшению педагогической практики.
ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТА ПРАКТИКАНТА
По итогам производственной практики студент обязан подготовить иметь в журнале практиканта следующую документацию:
1. Индивидуальный план работы практиканта на каждую неделю.
2. Расписание занятий, список группы, учебный план-график распределения часов на год, рабочий план на период практики, конспекты тренировочных занятий.
3. Конспект зачетного тренировочного занятия и протокол обсуждения.
4. Документы по организации и проведению соревнований, педагогическому контролю и анализу (положение о соревнованиях, смета расходов на соревнования, отчет главного судьи; итоги тестирования физической подготовленности занимающихся, данные по пульсометрии, педагогический анализ).
5. Материалы по УИРС и НИРС.
6. Дневник практиканта.
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ ПРАКТИКАНТОВ
Успешному составлению индивидуального плана работы студента практиканта будет способствовать примерный план работы бригады студентов:
1. Инструктивно-методические занятия и собрания бригады – еженедельно.
2. Просмотр и анализ тренировочных занятий, проводимых тренером – 1 неделя.
3. Тестирование уровня физической подготовленности в группах начальной подготовки (ОФП и СФП) – 2 неделя.
4. Выполнение заданий по УИРС и НИРС – 2-3 неделя.
5. Пульсометрия тренировочного занятия (ПЭВ) – 2-5 неделя.
6. Педагогический анализ тренировочных занятий – 4-5 неделя.
7. Организация и проведение соревнований в группах начальной подготовки (оформление документации) – согласно календаря соревнований и поручений администрации ДЮСШ, СДЮШОР.
8. Зачетные учебно-тренировочные занятия – 5-6 неделя.
9. Совещание по подведению итогов практики и предварительной оценке студентов – 6 неделя.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО НЕДЕЛЯМ ПРАКТИКИ
Неделя
1. Принять участие в установочной конференции и собрании бригады.
2. Познакомиться с администрацией и тренерским коллективом ДЮСШ, СДЮШОР. Ознакомиться с учебно-материальной базой и документацией, требованиями техники безопасности во время проведения занятий.
3. Составить списки тренировочных групп и расписание занятий.
4. Составить план-график учебно-тренировочного процесса на год; рабочий план тренировок на период практики.
5. Посетить все учебно-тренировочных занятия в закрепленных тренировочных группах с последующим их обсуждением. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах (не менее 3 занятий).
6. По согласованию с администрацией приступить к осуществлению дополнительного набора в группу начальной подготовки.
7. Сделать записи в журнале практиканта по всем видам деятельности за 1 неделю. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 1 неделю.
8. Составить индивидуальный план работы на 2 неделю.
Неделя
1. Утвердить план-график и рабочий план тренировочного процесса у тренера и группового руководителя.
2. Написать конспекты и провести учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах начальной подготовки согласно расписанию.
3. Осуществлять дополнительный набор в группы по согласованию с администрацией ДЮСШ, СДЮШОР. Провести беседу по технике безопасности на занятиях с новичками.
4. Получить задания по УИРС и НИРС. Провести тестирование уровня физической подготовленности в группах начальной подготовки.
5. Провести пульсометрию на тренировочном занятии, рассчитать показатель эффективности восстановления (ПЭВ) и дать ему оценку.
6. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах, согласно, расписания.
7. Составить индивидуальный план работы на 3 неделю.
8. Сделать записи в журнале практиканта по всем видам деятельности за 2 неделю. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 2 неделю.
Неделя
1. Написать конспекты и провести учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах, согласно, расписания.
2. Провести пульсометрию на тренировочном занятии. Выполнить задания по УИРС и НИРС.
3. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах, согласно расписанию.
4. Ознакомиться с положением о соревнованиях, судейской документацией, со сметой проведения соревнований. Принять участие в организации и проведении соревнований.
5. Составить индивидуальный план на 4 неделю.
6. Сделать записи в журнале практиканта по всем видам деятельности за 3 неделю. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 3 неделю.
Неделя
1. Написать конспекты и провести учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах, согласно, расписания.
2. Провести пульсометрию на тренировочном занятии. Выполнить задания по УИРС и НИРС.
3. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах, согласно, расписания.
4. Провести педагогический анализ тренировочного занятия.
5. Принять участие в организации и судействе соревнований (по согласованию с администрацией ДЮСШ, СДЮШОР), составить соответствующие документы.
6. Составить индивидуальный план на 5 неделю.
7. Сделать записи в журнале практиканта за 4 неделю. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 4 неделю.
Неделя
1. Написать конспекты и провести учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах. Одно из этих занятий – зачетное. Обсудить зачетное учебно-тренировочное занятие.
2. Выполнить задание по УИРС и НИРС. Провести пульсометрию на учебно-тренировочном занятии.
3. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах согласно расписанию.
4. Провести педагогический анализ тренировочного занятия.
5. Провести воспитательное мероприятие в группе.
6. Составить индивидуальный план на 6 неделю.
7. Сделать записи в журнале практики за 5 неделю. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 5 неделю.
Неделя
1. Написать конспекты и провести учебно-тренировочные занятия в прикрепленных группах начальной подготовки (одно из учебно-тренировочных занятий – зачетное). Участвовать в обсуждении зачетного учебно-тренировочного занятия.
2. Провести педагогический анализ тренировочного занятия.
3. Работать в качестве помощника тренера в учебно-тренировочных группах согласно расписанию.
4. Принять участие в собрании бригады для анализа и подведения итогов за 6 неделю.
5. Принять участие в итоговом педсовете ДЮСШ, СДЮШОР.
6. Составить отчет по педпрактике.
Приложение 1
Форма индивидуального плана работы практиканта на неделю
№ п/п | Содержание работы | Отметка о выполнении | |
Приложение 2
Примерная схема рабочего плана тренировочной работы на период практики
Цель:Привлечь и заинтересовать систематическими занятиями дзюдо.
Задачи: | 1. Укрепление здоровья. | |
2. Повышение физической подготовленности, улучшение физического развития. | ||
3. Обучение двигательным действиям, организованным групповым и самостоятельным занятиям. | ||
Средства и методы: | 1. Спортивные и подвижные игры, эстафеты. | |
2. Другие виды спорта – вольная борьба, греко-римская борьба, легкая атлетика, акробатика и т.д. | ||
3. Комплексы ОРУ с предметами и без. | ||
4. Контрольные соревнования и тестирование. | ||
5. Обучение приемам борьбы дзюдо и развитие физических качеств методами групповой тренировки. | ||
Дни | Частные задачи тренировки | Средства и методы тренировки | Месяцы / недели | |||||
Январь | Февраль | |||||||
III | IV | V | I | II | III | |||
Понедельник | 1. Развивать скоростно-силовые качества. 2. Развивать гиб кость. | 1. Акробатические и специально-подготовительные упражнения на скорость | 15 мин | |||||
2.Эстафеты с элементами акробатики и СФП. Метод – соревновательный. | 15 мин | |||||||
3. Комплекс упражнений на развитие гибкости, метод стретчинга. | 10 мин | |||||||
Среда | 1. Учить технике забеганий на борцовском мосту 2. Развивать скоростные способности 3. Развивать силовые способности мышц рук, спины, брюшного пресса. | 1. Подгото-вительные и подводящие упражнения для забеганий. (М – повторный) | 20 мин | |||||
2. Подвижные игры с элементами единоборств. | 10 мин | |||||||
3. Комплекс упражнений для развития силовых способностей. М – круговой | 15 мин | |||||||
Пятница | 1. Учить технике броска через бедро. 2. Развивать координационные способности. | 1. Подводящие упражнения для броска через бедро. Бросок через бедро. М – расчлененный и целостный. | 20 мин | |||||
2.Комплекс акробатических упр. в сочетании с упражнениями СФП. М – соревновательный и игровой. | 20 мин |
Примечания: в примечании отразить изменение задач, средств, методов, объемов и т.д. тренировки.
Приложение 3