Влияние коммуникативных личностных ресурсов на формирование зависимого от наркотика поведения
К коммуникативным личностным ресурсам, влияющим на поведение человека относитсяаффилиация и эмпатия. Аффилиацияопределяется как стремление человека быть в обществе других людей. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчуждённости, порождает и усугубляет стресс. Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая определяется как постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Это – целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения. Она является одним из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и важнейшим ресурсом преодоления стресса. Человек, зависимый от наркотиков, вынужден использовать оборонительную позицию в своём поведении, осознанно или неосознанно выбирать эгоцентрическую мотивацию своих поступков, то есть заботиться прежде всего о собственных интересах в ущерб интересов других, что подавляет развитие эмпатических навыков. Эгоцентрическая мотивация в условиях хронического стресса изменяет поведение потребителя наркотика. Когда личностный контроль становится вынужденно экстернальным, поведение зависимого человека характеризуется пассивностью, отгороженностью, склонностью к самоизоляции, растерянностью, избеганием социальных ситуаций, прекращением поиска психологической поддержки от негативно настроенной социальной среды. Кроме того, негативные изменения когнитивной и эмоциональной сфер в результате хронической наркотизации не позволяют эффективно использовать эмпатию в ситуациях общения. В результате отсутствует чувство удовлетворённости общением и потребность в эмпатиидезактуализируется. Дефицит навыков эмпатии, игнорирование моральных норм благоприятствует развитию у потребителей наркотиков ауто- и гетероагрессивного поведения, саморазрушению личности, остановке её роста и разрыву связей с обществом. Итак, становится очевидным, что поведение, ведущее к зависимости от наркотиков формируется постепенно и затрагивает глубинные и тонкие процессы психологического развития. В основе такого поведения лежит неразвитость когнитивных процессов, Я-концепции, личностного контроля, когнитивных ресурсов, а также активных стратегий поведения, направленных на решение жизненных проблем и преодоления стресса. Поведение становиться преимущественно избегающим, основанным на иллюзиях и манипулятивных стратегиях, ещё более осложняющих взаимодействие зависимого человека с окружающей его социальной средой. Таков сложный эффект наркотиков на психику человека. Однако мы рассмотрели всего лишь один – психологический уровень проблемы формирования зависимости от наркотиков. Перейдём к рассмотрению клинического уровня.
Развитие эмоциональной сферы личности • Эмоции и чувства • Формы выражения эмоций и чувств
Эмоции – это переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру. При помощи эмоций устанавливается связь между происходящими событиями и потребностями индивида. В зависимости от того, насколько происходящее согласуется с установками и потребностями индивида, они приобретают положительный или отрицательный характер. Чувства выражают содержательную сторону эмоций, возникают в результате их обобщения. Чувства образуют ряд уровней, начиная с элементарного чувствования, связанного с удовлетворением органических потребностей; переходя к предметным - непосредственным чувствам к конкретному объекту; и заканчивая обобщенными чувствами, выражающими мировоззренческие установки - высшие социальные ценности. Каждое чувство, которое мы испытываем в жизни, помогает нам лучше ощутить собственные нужды, понять удовлетворены они или нет. Если мы пытаемся отгородиться хотя бы от одного из чувств, то отрезаем себя от важного источника информации (Линда Сибли). За всю жизнь человек переживают множество эмоций. Все они являются источником важной информации и нужны, чтобы удовлетворить свои потребности, выжить в этом сложном мире, научиться эффективно общаться с людьми. К сожалению, в нашей культуре существует запрет на проявление многих эмоций (тепла, любви, понимания, удивления, радости и др.), поэтому большинство людей не умеют их проявлять, и даже не осознают этого. Они «замораживают» эмоции внутри себя, закрепощают их. Подобные стереотипы поведения формируются с рождения. Когда младенец приходит в этот мир, он много плачет. Родителей это пугает. Им хочется покоя, хочется, чтобы ребенок «вел себя прилично», не демонстрировал полную гамму эмоциональных проявлений. Страх перед детскими эмоциональными проявлениями приводит к тому, что дети в течение многих лет учатся подавлять собственные чувства. Из-за этого потом в жизни этих людей возникает множество проблем: болезни, возникающие на нервной почве, беспричинная раздражительность, грубое отношение к людям, неадекватные реакции на происходящее. Они начинают неестественно жить, использовать неестественные, нездоровые способы и формы поведения. Помимо «эмоциональных» запретов в нашем обществе существует негласное дозволение на проявление агрессивных и депрессивных эмоций (в семье, образовательном коллективе и т.п.). Считается нормальным, если человек сдерживает свои агрессивные проявления по отношению к сотрудникам на работе, и «выливает» свое раздражение на собственного ребенка. Из данной ситуации единственным выходом является научиться осознавать свои эмоции и отреагировать их, не нанося вреда себе и окружающим. Погрешности родительского воспитания можно откорректировать, если помочь людям познакомиться с собственными эмоциями, научиться их идентифицировать и находить им адекватное выражение.