IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.

Схема 4. Последовательность анализа различных явлений

ВЫБОР АДЕКВАТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИЗУЧАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ
 
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОТНОСИТЕЛЬНЫХ, СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ДР.)
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ЭТАЛОНАМИ И В ДИНАМИКЕ
С ДАННЫМИ ЛИТЕРАТУРЫ С ДАННЫМИ ГРУПП ВНУТРИ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ПЕРИОДАМИ С НОРМАТИВАМИ СО СРЕДНЕРЕСПУБЛИКАНСКИМИ ДАННЫМИ
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (УРОВНЯ, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ)

ПЛОХО   ХОРОШО
ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Пример составления плана и программы клинико-статистического исследования

Тема: Анализ заболеваемости верхних дыхательных путей у работниц ХБК города Н за 2005 год.

Цель исследования: разработать комплексный план оздоровительных мероприятий по ХБК города Н.

Задачи исследования:

1. Составить адекватную методику исследования.

2. Изучить распространенность заболеваний верхних дыхательных путей в различных цехах.

3. Изучить и выявить факторы условий труда, влияющие на заболеваемость верхних дыхательных путей.

План исследования:

1. Объект - работающие на ХБК города Н в 2005 г.

2. Пути формирования объекта.

2.1. По охвату - наблюдение выборочное, метод отбора механический.

2.2. По времени - текущее.

2.3. По виду - наблюдение непосредственное (микроклиматических параметров) и путем выкопировки (данных о заболеваемости).

3. Объем исследования - 100 работающих.

4. Сроки исследования - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2005 года.

5. Место исследования - ХБК города Н.

6. Руководитель: зав. цеховым терапевтическим отделением поликлиники.

7. Исполнители: цеховой терапевт и помощник санитарного врача отделения гигиены труда ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ»

8. Материально-техническое обеспечение:

- лабораторное оборудование и приборы для изучения микроклиматических условий;

- канцелярские товары;

- без дополнительных ассигнований.

Программа исследования

1. Программа сбора

1.1. Единица наблюдения - работающий на ХБК города Н в 2005 году.

1.2. Первичный учетный документ для изучения заболеваемости верхних дыхательных путей

№ п/п Учетные признаки Градация признака Шифр
1. Пол Мужской Женский
2. Возраст до 19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более
3. Стаж работы до 5 6-10 11-15 16-20 21-25 26 и более
4. Профессия прядильщица ткачиха ленточница
5. Скорость движения воздуха ниже нормы в пределах нормы выше нормы
6. Температура воздуха ниже нормы в пределах нормы выше нормы
7. Диагноз острый катар острый трахеит острый фарингит острая ангина
8. Число случаев заболевания не болел 1-3 раза 4-6 раз 7 и более


Программа разработки

2.1. Лист намеченных таблиц

№ п/п   простая таблица групповая таблица комбинационная комбинационная групповая таблица
1. Пол   +      
2. Возраст   +      
3. Стаж работы     + +  
4. Профессия       +  
5. Скорость движения воздуха         +
6. Температура воздуха         +
7. Диагноз + + + + +
8. Число случаев заболевания +        
  Выход          

Контрольные вопросы

1. Перечислите этапы статистического исследования.

2. Отличие цели от задач исследования.

3. Основные элементы первого этапа?

4. Отличие плана от программы исследования.

5. Виды наблюдения по времени, по охвату, по способу сбора материала.

6. Методы отбора выборочной совокупности из генеральной.

7. Методы расчета необходимого объема наблюдения.

8. Сущность программы сбора данных.

9. Типы группировок признаков.

10. Сущность листа намеченных таблиц (ЛНТ).

11. Основные элементы III этапа исследования.

12. Содержание статистического анализа (IV этап).

Контрольные задания для проверки усвоения материала

1. Проведено изучение влияния производственных условий на состояние здоровья аппаратчиков завода синтетических смол в одном из 8 цехов производства.

1. Определите, на какой совокупности проведено исследование.

2. Обоснуйте свой вывод.

2. Врач МСЧ текстильной фабрики проводит изучение заболеваемости болезнями кожи у рабочих красильных цехов за последние 5 лет для разработки профилактических мероприятий.

1. Определите единицу наблюдения.

2. Назовите какие-либо учетные признаки единицы наблюдения.

3. Распределите выбранные признаки по типам группировок.

3. Целью работы является разработка научнообоснованного подхода к профилактике внутрибольничных инфекций в сестринской практике как элемента системы обеспечения качества медицинской помощи.

1. Какие задачи исследования Вы могли бы предложить?

2. Входит ли постановка цели в программу исследования?

Тесты для самоконтроля

Установите соответствие.

1. Этапы статистического исследования

1. Первый А. Составление макетов таблиц
2. Второй Б. Определение цели и задач исследования
3. Третий В. Составление плана и программы
4. Четвертый Г. Обработка данных
  Д. Сбор материала
  Е. Шифровка материала
  Ж. Сводка материала
  З. Анализ выводы предложения
  К. Внедрение результатов исследования в практику

2. При статистическом исследовании макеты таблиц создаются на:

1. первом этапе

2. втором этапе

3. третьем этапе

4. завершающем этапе

3. Вид наблюдения Его характеристика
  1. Текущее А. Наблюдение, охватывающее часть единиц наблюдения
  2. Единовременное Б. Наблюдение, приуроченное к одному какому-либо моменту
  3. Сплошное В. Постоянная регистрация изучаемого явления
  4. Выборочное Г. Изучение всех единиц совокупности
    Д. Расчленение материала на однородные в отношение и этого признака группы
    Е. Разбивка совокупности на однотипные качественные группы
     
4. Вид отбора Его характеристика:
  1. Случайный А. Выбор единиц наблюдения из однотипных качественных групп
  2. Механический Б. Отбор единиц наблюдения наудачу, по жребию.
  3. Типологический В. Отбор определенного числа единиц наблюдения через какой-либо интервал
    Г. Отбор тех единиц наблюдения, которые выявляют влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.
     
5. Укажите соответствие между признаками и видами группировки:
  Группировка: Признаки:
  1. Вариационная А. Пол: мужской, женский
  2. Типологическая Б. Диагноз: ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда
    В. Длительность заболевания: 1 – 5 лет, 6 – 10 лет, более 10 лет
    Г. Возраст: до 20 лет, 21 – 30 лет, 31 – 40 лет, старше 40 лет.
         

Ключ к тестам:

№ вопроса Ответ
1 – А, Б, В; 2 – Г, Д; 3 – Е, Ж; 4 – З, К
1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – А
1 – Б; 2 – В; 3 - А
1 – В, Г; 2 – А, Б

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Статическая таблица является важным элементом статистического метода исследования. Она позволяет представить цифровой материал в систематизированном виде, значительно облегчает ориентацию в нем, позволяет устанавливать закономерности и дает сводную количественную характеристику изучаемого явления.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:научиться правильно использовать различные виды статистических таблиц.

По окончании изучения данной темы студент должен

Уметь:

• оформлять простые, групповые и комбинационные таблицы и анализировать представленный в них материал.

Для этого студент должен знать:

• составные части таблицы и ее элементы;

• основные требования к оформлению заголовка, заполнению графо-клеток;

• различия простых, групповых и комбинационных таблиц.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.

3. Решить ситуационные задачи.

Статистическая таблица - это форма рационального, наглядного изложения данных о явлениях и процессах. По виду построения таблицы представляют собой пересечение горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов), образующих графо-клетки. После нанесения строк и граф получаем макеты таблиц, не содержащие цифровых данных. По содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, имеющее подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - это основной признак статистической совокупности.

Статистическое сказуемое - это перечень характеризующих изучаемый объект дополнительных признаков. Обычно подлежащее располагается слева в виде названия строк, сказуемое - справа в виде названия граф.

Требования к оформлению таблиц:

1. Сверху-справа над названием таблицы пишется слово “Таблица” и дается нумерация арабскими цифрами без проставления знака “№”.

2. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится ясным круг излагаемых вопросов, географические границы статистической совокупности, период времени за который или момент времени, на который относятся данные. Иногда в названии подчеркиваются основные выводы, которые могут быть сделаны из таблицы.

· Точку в конце заголовка не ставят.

· Переносы в заголовках не допускаются.

· В названии указываются единицы изменения, если они неодинаковые, то в верхних или боковых заголовках (заголовки граф называются верхними, а заголовки строк – боковыми) следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует отводить специальную графу.

3. В таблице все слова пишутся полностью. Допускаются только общепринятые сокращения /например, ММ, МЛРД, КГ и т.д./.

4. Если таблица большая и не умещается на одном лице, ее переносят на следующую страницу, на которой заголовочную часть таблицы не пишут, а повторяют только нумерацию граф. В длинных таблицах для облегчения чтения таблицы, полезно оставлять двойной промежуток после каждых пяти или десяти строк.

5. Желательно давать нумерацию граф. Первая графа предназначена для боковых заголовков и потому не входит в нумерацию.

Не следует строить громоздких таблиц с очень большим числом граф, иногда целесообразно некоторые графы объединить под рубрикой “прочие”. Однако она не должна охватывать более 10 % общего итога.

6. Рекомендуется пользоваться двойными горизонтальными и вертикальными линиями для отделения табличных клеток от заголовков и отделения некоторых частей таблицы друг от друга.

7. Большое значение в статистической таблице имеет итоги. Они бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные итоги получаются в результате суммирования всех чисел графы, а горизонтальные - строки. Без итогов таблица не может считаться законченной.

Следует различать “итого” и “всего”. “Итого” является итогом для определенной части, а “всего” - для всей совокупности, то есть для всей таблицы в целом.

8. Если нет необходимости в том, чтобы приводить все элементы итога, следует ограничиться некоторыми из них, спустив остальные. В таких случаях делают приписку “в том числе” или “из них” и заголовок строки несколько отодвигают вправо.

9. При употреблении в клетках таблицы многозначных чисел следует каждые три цифры, отсчитывая их справа, отделять друг от друга /напр. 4 582 973/.

10. Отсутствие чисел в клетке может иметь ряд причин, и эти причины должны быть показаны в таблице и обозначены знаками:

(...) - отсутствие сведений о данном факте;

(-) - отсутствие самого явления;

(X) - вообще не подлежит заполнению.

11. При монтаже таблицы надо стремиться к тому, чтобы числа, которые особенно важно сравнивать друг с другом, были расположены рядом (например, показатели за смежные периоды, показатели экспериментальной и контрольной групп, показатели плана и его выполнения).

12. Необходимо указывать источник данных, включенных в таблицу. При построении таблицы могут быть использованы сноски. Они могут относиться либо к отдельным строчкам, либо к графам, либо к клеткам. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничительные обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы.

От сносок надо отличать примечания: они относятся обычно ко всей таблице и содержат в себе указания о методах, положенных в основу получений тех или иных показателей. Примечания к таблицам рекомендуется давать тут же после таблицы.

13. В каждой табличной клетке должно быть только одно число. Не рекомендуется представлять цифровой материал в виде числителя и знаменателя.

14. Иногда бывает необходимо характеризовать числа, помещенные в клетки таблицы:

· число дается в скобках, значит оно не совсем точное, получено из условных расчетов / (5) /;

· число сопровождается вопросительным знаком, значит оно сомнительное / 5 ? /;

· рядом с числом стоит “звездочка”, значит, число или цифра носит предварительный характер / 5*/.

Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.

В простой таблице приводиться подсчет по основным делениям изучаемой группы или совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Число заболеваний верхних дыхательных путей по нозологическим формам

у работников цеха № 1 ХБК г. Уфы в 1990 году

Нозологические формы Число заболеваний
абс. ч. в % к итогу
1. Острая респираторная вирусная инфекция    
2. Острый ларинготрахеит    
3. Острый бронхит    
Всего    

В групповой таблице различается статистическое подлежащее (основной изучаемый признак, например заболевания) и статистические сказуемые (признаки, характеризующие основной, например возраст и пол). В групповой таблице подлежащее сочетается каждый раз только с одним из признаков сказуемого (табл. 2).

Таблица 2

Распределение больных по нозологическим формам, полу и возрасту

в цехе № 1 ХБК г. Уфы за 1990 год

  Нозологические формы Пол Возраст Итого
м ж до 20 лет 21-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 лет и более
1. Острая респираторная вирусная инфекция                  
2. Острый ларинготрахеит                  
3 Острый бронхит                  
Всего                  

При одновременном сочетании подлежащего таблицы с несколькими признаками сказуемого таблица носит название комбинационной (табл. 3).

Таблица 3

Распределение больных по нозологии в зависимости от стажа работы и

пола в цехе № I ХБК г. Уфы за 1990 год

  Нозологические формы Стаж работы (в годах) Всего
до 5 лет 6-10 11-15 16-20 21-25 25 и более
м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого
1. Острая респираторная вирусная инфекция                                      
2. Острый ларинготрахеит                                      
3. Острый бронхит                                      
Всего                                      

Контрольные вопросы

1. Что такое статистическая таблица?

2. Для чего и когда применяются статистические таблицы?

3. Из каких частей и элементов состоит статистическая таблица?

4. Что подразумевается под статистическим подлежащим и статистическим сказуемым?

5. Как оформляются нумерационный и тематический заголовки таблицы?

6. Какие требования предъявляются к заполнению клеток таблиц?

7. Чем отличается "итого" и "всего" в статистической таблице?

8. какие таблицы называются простыми?

9. Чем отличается комбинационная таблица от групповой?

10. Какие основные условные обозначения используются в статистических таблицах?

Контрольные задания для проверки усвоения материала

Составьте макеты простой, групповой, комбинационной таблицы.

1) Распределение болевших работников Н-ской фабрики по видам временной нетрудоспособности (заболевание, травма, карантин, по уходу, беременности и родам), цехом (ткацкий, прядильный, мотальный), возрасту (до 19 лет, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше) и полу.

2) Распределение умерших, подверженной вскрытие о стационаре по нозологическим формам (рак, язвенная болезнь, инфаркт миокарда), качеству диагностики (совпали клинический и патологический диагнозы, не совпали диагнозы), длительности лечения в стационаре (до 7 дней, от 8 до 15 дней, свыше 15 дней).

3) Распределение больных детей острой пневмонией, лечившихся в стационаре Н-ской больницы, по исходам заболевания (выздоровление, улучшение, без изменений, ухудшение, летальный исход), возрасту (до 1 года, 2-3 года, 4-6 лет, 7-14 лет) и полу.

Тесты для самоконтроля

Для каждого вопроса выберите одно правильный ответ.

1. Нумерационный заголовок таблицы записывается:

1. Под тематическим заголовком справа;

2. Под тематическим заголовком слева;

3. Произвольно;

4. Над тематическим заголовком посередине;

5. Над тематическим заголовком справа.

2. Если отсутствует сведение о данном факте, то в клетке следует проставить знак:

1. (х);

2. (…);

3. ( ‑ )

3. Группы "прочие" и таблица должна охватить от общего итого изучаемого признака:

1. До 30 %;

2. До 20 %;

3. Не имеет значения;

4. Не более 10 %;

5. До 1%.

4. Если число в клетке таблицы представлено в скобках, то это означает, что:

1. Оно не точно, получено из условных расчетов;

2. Оно сомнительное;

3. Оно предварительное.

5. Если в таблице дана сводка материала по изучаемому явлению по нескольким, не связанным между собой признакам, то эта таблица является:

1. Комбинационной;

2. Простой хронологической;

3. Групповой;

4. Простой перечневой.

6. В комбинационной таблице следует ограничивается следующим числом взаимосвязанных признаков:

1. 1-2 признака;

2. 3-5 признаков,

3. 6-7 признаков;

4. Число взаимосвязанных признаков не ограничивается.

Ключ к тестам:

№ вопроса Ответ
5.
6.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Графический метод является следующим шагом после табличного метода в понимании материала при статистическом анализе. Графики дают общее представление об основных тенденциях, взаимоотношениях между статистическими величинами, делают числа наглядными, доступными, понятными и интересными. При помощи графических изображений легче уяснить закономерности развития распределения, изменения явления. Поэтому очень важно правильно подобрать для характеристики изучаемого явления соответствующий график и правильно его построить, чтобы он не исказил действительную картину.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:научиться выбирать наиболее подходящие для каждого конкретного случая графические изображения.

По окончании изучения данной темы студент должен

Уметь:

• правильно оформлять различные виды графических изображений.

Для этого студент должен знать:

· классификацию графических изображений по видам и способам изображения;

· технические требования, предъявляемые к графическим изображениям;

· для каких целей используются различные виды диаграмм, картограммы и картодиаграммы;

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.

3. Решить ситуационные задачи.

Технические требования, предъявляемые к графическим изображениям:

Каждое графическое изображение так же, как и статистическая таблица, должно иметь название, в котором бы отражался круг изображаемых явлений, их географическая и временная характеристика. Но в отличие от таблиц, название графиков дается под ними. Слово “диаграмма” в названии не пишется, пишется слово “Рис.” с проставлением соответствующего порядкового номера без знака “№”. Например: Рис. 1. Структура диспансерной группы больных по нозологическим формам в больнице № 1 г. Уфы за 1990 год.

На стендах, предназначенных для выставки, графические изображения оформляются без масштабных шкал, названия их располагают над рисунком без слова “Рис”.

Шкала, на которую ориентируется размер диаграммы, должна начинаться с нуля (знак “О” можно не обозначать). При выборе верхнего показателя шкалы необходимо учитывать максимальную величину изображаемого показателя.

Разделительные черточки масштабной шкалы располагаются на строго определенных расстояниях друг от друга на осях абсцисс и ординат. На уровне этих черточек слева от оси ординат и вниз от оси абсцисс указываются масштабные знаки. Количество делений масштабной шкалы должно быть минимальным.

Геометрические знаки, краски, фигуры, штриховки должны быть пояснены. Условные обозначения располагаются ниже рисунка (иногда справа) в строчку. Размеры их должны быть небольшими.

Различают следующие виды графических изображений: диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

Диаграмма- графическое изображение статистических данных при помощи линий или геометрических фигур, а также предметов, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.

В зависимости от формы и способов изображения различают следующие виды диаграмм:

1. Линейные или координатные, на которых линиями изображены динамические изменения величин изучаемого явления;

2. Плоскостные, дающие сравнительное изображение при помощи геометрических фигур, имеющих два измерения (прямоугольник, круг, квадрат и т.п.);

3. Объемные (пространственные, стереограммы), на которых данные изображены геометрическими телами, имеющими три измерения (шар, куб, призма и т.д.);

4. Изобразительные (фигурные), в которых для большей наглядности материал представлен не геометрическими фигурами, а фигурами-образами, в которых отображается содержательный смысл сравниваемых объектов.

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации частоты явления, изменяющегося во времени. Линейная диаграмма как бы символизирует непрерывность наблюдения и обычно употребляется для изображения динамики явления. На линейной диаграмме можно изображать абсолютные и средние величины, показатели интенсивности, соотношения и наглядности.

Линейная диаграмма иллюстрирует значение ряда величин, нанесенных в виде точек на систему координат и соединенных линиями (рис.1).

Рис. 1. Динамика младенческой смертности в Республике Башкортостан с 1994-2004 гг. (‰).

Основной для построения линейной диаграммы является чаще всего прямоугольная система координат. На оси абсцисс (Х) в соответствующей масштабной шкале целесообразнее всего откладывать промежутки времени, причем промежуткам времени должны соответствовать равные промежутки шкалы. На оси ординат (У) в соответствующей масштабной шкале откладываются значения измеряемого признака, выраженные в соответствующих величинах (%, ‰, IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. - student2.ru,IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. - student2.ru, мг % и т.д.). Ни в коем случае нельзя выражать масштабные шкалы в см. При построении линейной диаграммы необходимо учитывать пропорцию в масштабе между величиной оси абсцисс “Х” и ординат “У”. Этот вопрос лучше всего разрешается на основе “принципа золотого сечения”, применяемого в архитектуре. Соотношение 5 к 8 должно рассматриваться как стандарт соотношения между осью ординат (У) и осью абсцисс (Х). При соотношении у:х как 5:8 не будет наблюдаться искажения кривой. При большом масштабе ординат и малом масштабе абсцисс кривая будет сильно сжата и, наоборот, при большом масштабе абсцисс и малом масштабе ординат кривая будет чрезмерно растянута.

Для сравнения нескольких однородных или связанных между собой явлений на одну диаграмму может быть нанесено несколько линий, которые должны различаться или окраской, или формой, (сплошная линия, пунктир) или толщиной.

Чтобы не затруднять чтения диаграммы, рекомендуется на одной диаграмме давать не более 5 - 6 линий. Масштаб для всех линий берут по возможности один, но допускается примечание и разных масштабов, например, при сравнении значительно различающихся по уровню показателей или при сравнении неоднородных величин (артериальное давление, температура тела, число дыхательных движений).

При наличии нескольких показателей в диаграмме их можно обозначить с правой стороны графика против соответствующей линии (если они пересекаются), либо привести наименование на самом графике вдоль соответствующей линии (рис.2).

Рис.2. Динамика естественного движения населения в Республике Башкортостан за 1994-2004 гг. (‰).

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма используется при необходимости изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, месяц, год).

При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность, разделенная на одинаковое число частей, соответственно отрезкам времени того или иного цикла.

По технике построения радиальные диаграммы отличаются друг от друга в зависимости оттого, что взято в качестве пункта отсчета - центр круга (рис. 3) или окружность.

Рис. 3. Распределение числа умерших детей до 1 года по месяцам в г.Н. за 2004 г.

Осью ординат при этом служит радиус окружности или его продолжение. Обычно за радиус окружности принято брать среднюю величину явления анализируемого цикла времени. Количество радиусов соответствует интервалам времени изучаемого цикла: 12 радиусов - при изучении явления по месяцам года, 7 радиусов - при изучении явления по дням недели, 24 радиуса - при изучении явления по часам суток. На каждом радиусе делается пометка, соответствующая интервалу времени, например, среднемесячный уровень заболеваемости детей за год будет соответствовать радиусу окружности. Все помесячные показатели заболеваемости, превышающие средний показатель, будет откладываться в соответствующем масштабе на продолжениях радиуса за пределами окружности, а показатели меньше среднемесячного будут соответствовать точкам на радиусах внутри окружности. Полученные точки соединяют прямыми линиями, в результате получается неправильной формы многоугольник. Маркировка радиусов производится так же, как в часовом циферблате по часовой стрелке (I - январь, понедельник, 0I час времени и т.п.).

Плоскостные диаграммы строятся по принципу сравнения площадей тех или иных геометрических фигур, соответствующих по своим размерам сравниваемым величинам признаков.

Наибольшее применение для плоскостных диаграмм имеет прямоугольник и круг.

Плоскостные диаграммы делятся на следующие ряды: столбиковые, пирамидальные, внутристолбиковые, секторные.

Столбиковые диаграммы представляют собой график, в котором различные величины представлены расположенными в высоту “столбиками” одинаковой ширины и разной высоты (рис. 4).

Рис. 4. Динамика первичной онкологической заболеваемости в Республике Башкортостан за 1993-2004 гг. (на 100000 населения).

Столбиковые диаграммы применяются для изображения следующих статистических показателей: абсолютных и средних величин, показателей интенсивных наглядности и соотношения.

Построение столбиковой диаграммы требует только одной масштабной шкалы, которая определяет высоту каждого столбика. Столбики должны быть даны на некотором, одинаковым для всех расстоянии друг от друга.

На масштабной шкале записываются лишь круглые или округленные значения. Против этих значений проводится пунктир. Тут же указывается единица измерения.

При числе столбиков до 5 - 6 длинное поле диаграммы располагается вертикально, при большем числе столбиков - горизонтально.

При выборе масштаба надо рассчитать так, чтобы максимальное число разместилось на графике. Если же оно резко отличается от остальных (разнопорядковые величины), то тогда целесообразно вместо того, чтобы дать мелкий масштаб, сделать разрыв масштабной шкалы с соответствующим разрывом столбиков и изменением масштабов на шкале (рис. 5).

38,2
19,9
343,0
%
2002 2003 2004 годы
IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. - student2.ru

Рис. 5. Динамика уровня инфекционной заболеваемости населения по г. Н. за 2002-2004 гг. (на 10000 населения).

Ленточная диаграмма отличается от столбиковых тем, что прямоугольники, изображающие числа, располагаются не по вертикали, а по горизонтали. На ленточных диаграммах изображаются те же виды величин, что и на столбиковых.

Рис. 6. Уровень общей заболеваемости разных возрастных групп населения Республики Башкортостан за 2004 г. (на 100000 населения).

Изображение в виде лент, (полос - вот почему такой вид диаграмм иногда называют полосовыми) иногда удобнее, чем в виде столбиков, так как можно каждый прямоугольник снабдить соответствующей горизонтальной надписью (рис. 6).

IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. - student2.ru

Основная группа
Контрольная группа
Рис. 7. Соотношение основной и контрольной групп обследованных студентов вузов г. Уфы по отдельным классам заболеваний (в %).

Иногда сравнение осуществляется таким образом, что начало отсчета по масштабу устанавливается в середине. Такого рода прием особенно уместен там, где имеются две категории величин, друг друга дополняющие (рис. 7).

Пирамидальная диаграмма относится к своеобразному типу плоскостных диаграмм, с формальной стороны представляя обычную ленточную (полосовую) двустороннюю диаграмму. Но этой формальной стороной не выражается смысл диаграмм данного типа. Он заключается в самом содержании диаграммы, которая особым расположением полос вскрывает возрастную и половую структуру населения на определенный момент времени. На рис. 8 изображены данные о численности населения г. Н в 2005 году (в тыс. человек) с распределением по полу и возрастным группам. Численность мужского населения изображается полосами, направленными влево от центральной вертикальной линии, а женского - вправо от нее. Возрастные же группы (взятые с интервалом в 5 лет) располагаются друг над другом от самых младших возрастов до самых старших. Такое расположение полос определяет строгую закономерность изменения их длины по мере увеличения возраста живущих.

тыс. чел. 10 5 5 10 тыс. чел.
   
70+
65-69
60-64
55-59
50-54
45-49
40-44
35-39
30-34
25-29
20-24
15-19
10-14
5-9
0-4
 
  Мужчины
  Женщины
IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ. - student2.ru

Рис. 8. Половозрастная пирамида населения г. Н в 2005 году.

При нормальном ходе процесса воспроизводства населения длина полос, изображающих численность населения в возрастных группах, неуклонно уменьшается в направлении старших возрастов, т.е. снизу вверх. Следовательно, в условиях нормального воспроизводства населения диаграмма сохраняет конфигурацию “возрастной пирамиды”, с широким основанием и острым верхним концом, характеризуя естественный процесс постепенного “умирания” более старых возрастов.

При возникновении же явлений, н

Наши рекомендации