Четвертый этап. Анализ полученных результатов

В результате выполненных действий получилась следующая таблица:

  А В С D
Смета оборудования офиса      
Курс валюты 28,45    
Наименование Количество Цена Сумма, руб.
Компьютер Pentium III 651,4 55596,99
Принтер/копир/сканер 19715,85
Источник бесперебойного питания 98,5 2802,325
Сетевая карта 4694,25
Модем 60,5 1721,225
Бокс для дисков 426,75
Итого     84957,39

Оцените полученные результаты. Обратите внимание, что фактически мы составили небольшую программу, которую можно использовать для многократных пересчетов. Например, если вы измените одно или несколько чисел в исходных данных, все суммы будут пересчитаны автоматически. Более того, вы можете модифицировать структуру таблицы, например, удалить строку с записью о модеме или вставить новую строку, и формулы в итогах будут изменены автоматически.

При оценке результатов часто возникает необходимость просмотреть формулы в ячейках таблицы. Для просмотра формулы нужно выделить ячейку, и в строке формул будет выведена формула в данной ячейке. Если требуется просмотреть формулы во всех ячейках таблицы на данном листе, то для переключения режимов просмотра формул и просмотра значений формул следует нажать Ctrl+' (левая кавычка).

D D
Сумма, руб. Сумма, руб.
55596,99 =В4*С4*$В$2
19715,85 =В5*С5*$В$2
2802,325 =В6*С6*$В$2
4694,25 =В7*С7*$В$2
1721,225 =В8*С8*$В$2
426,75 =В9*С9*$В$2
84957,39 =CYMM(D4:D9)
Режим просмотра значений Режим просмотра формул

Справа показано, как изменяется вид ячеек столбца D при переключении режима просмотра.

Изменение режима отображения формул и результатов вычислений на листе можно выполнить, выбрав команду Параметры в меню Сервис. На вкладке Вид для отображения формул в ячейках включите флажок Формулы. Если вы хотите отображать в ячейках результаты вычислений, то снимите данный флажок.

Для переключения в режим отображения всех формул на листе и доступа к средству проверки формул можно использовать панель инструментов окна контрольного значения. В меню Сервис выберите команду Зависимости формул, а затем на панели Зависимости щелкните кнопку «Показать окно контрольного значения».

После этого в окне Excel откроется окно контрольного значения, как показано на рис. 12. Щелкнув кнопку «Добавить контрольное значение», в окне Добавление контрольного значения уточните адрес ячейки с проверяемой формулой и щелкните кнопку «Добавить». После этого в окне контрольного значения будут отображены: название листа, адрес ячейки, значение и формула.

Для проверки вычислений в формуле выделите нужную ячейку и щелкните кнопку «Вычислить формулу» на панели Зависимости. После этого в окне Вычисление формулы нажимайте кнопку «Вычислить», чтобы проверить значение подчеркнутой ссылки. Результат вычислений показывается в формуле курсивом.

Четвертый этап. Анализ полученных результатов - student2.ru

Рис. 12. Окно Excel с панелью зависимости и окном контрольного значения

Если подчеркнутая часть формулы является ссылкой на другую формулу, нажмите кнопку «Шаг с заходом», чтобы отобразить другую формулу в поле Вычисление. Нажмите кнопку «Шаг с выходом», чтобы вернуться в предыдущие ячейку и формулу. Продолжайте, пока каждая часть формулы не будет вычислена.

Чтобы снова увидеть вычисления, нажмите кнопку «Начать сначала». Чтобы закончить вычисления, нажмите кнопку «Закрыть».

Проверка формулы на наличие ошибок. Microsoft Excel имеет средства для проверки правильности формул. При этом в Excel используются определенные правила, которые не гарантируют отсутствие ошибок на листе, но они помогают избежать общих ошибок в формулах. Эти правила можно независимо включать и отключать. Для проверки ошибок в формулах можно щелкнуть кнопку «Проверка наличия ошибок на панели Зависимости». При обнаружении ошибки в ячейке в ее левом верхнем углу появляется треугольник. В справочной системе Excel можно получить подробную информацию об ошибках и способах их исправления.

Пятый этап. Редактирование таблицы. В большинстве случаев после анализа полученных результатов выявляются недочеты, которые требуется исправить. Поэтому редактирование таблицы является важным этапом в ее разработке.

Если в ячейках таблицы появляются ошибки, то можно воспользоваться справкой Excel для уточнения характера ошибки. Вызовите справку, выбрав команду Справка Microsoft Excelв меню Справка. На вкладке Мастер ответов задайте слово «ошибки», затем в списке найденных разделов щелкните на ссылке «Исправление ошибки #####». В правой части окна справки Excel ознакомьтесь с причинами возникновения данной ошибки и мерами по ее устранению.

Для изменения содержимого ячейки следует дважды щелкнуть ячейку, содержимое которой необходимо изменить, и отредактировать содержимое ячейки. После изменения содержимого ячейки нажмите клавишу Enter для сохранения изменений или клавишу Esc, если вы хотите отменить внесенные изменения. Если вы уже нажали Enter, то для отказа от внесенных изменений нужно воспользоваться командой Отменить из меню Правка.

Если нужно, вы можете вставить новые столбцы или строки. Например, для вставки в нашу таблицу строки с наименованием Сетевой фильтр в количестве 2 шт., цена которых 5.60, выделим строку 9 и в меню Вставка выберем команду Строки. После этого все строки, расположенные ниже, сместятся на одну строку вниз, и строка вставится в таблицу. Введем в соответствующие столбцы этой строки данные. Обратите внимание, что суммы затрат в ячейках D9 и D11 автоматически пересчитаны с учетом добавленного оборудования.

Шестой этап. Оформление таблицы.Когда таблица проверена, найденные ошибки исправлены, наступает очередь этапа оформления таблицы. Подробную информацию о параметрах форматирования листа, содержимого ячеек вы можете получить, задав на вкладке Мастер ответов окна Справка Microsoft Excel Форматирование, а затем в списке найденных разделов щелкнув на ссылке Форматирование листов и данных.

Итак, задавая высоту строк и ширину столбцов, выбирая тип границ, цвет и узор заливки для ячеек, изменяя шрифт и выравнивание данных в ячейках, вы можете сделать таблицу более наглядной.

Один из самых быстрых способов оформления таблицы заключается в использовании команды Автоформат меню Формат. Для его применения выделите все ячейки таблицы и выберите в меню Формат команду Автоформат. В диалоговом окне Автоформат выберите нужный тип формата в поле Список форматов, а в поле Образец просматривайте вариант оформления таблицы с избранным типом формата. Если нужно сделать дополнительный выбор, то для частичного применения автоформата нажмите кнопку «Параметры» и снимите флажки для форматов, которые не нужно применять. По окончании выбора нужного типа формата щелкните кнопку «ОК» и просмотрите результат избранного вами варианта оформления таблицы. Если этот вариант вас не устраивает, то можно воспользоваться отменой операции, выбрав в меню Правка команду Отменить Автоформат.

Седьмой этап. Построение диаграмм. В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе.

Построим диаграмму, которая будет отображать расходы на приобретение отдельных наименований оборудования. Для построения диаграммы выделим ячейки A3:D10, содержащие данные, которые должны быть отражены на диаграмме.

Примечание. Если необходимо, чтобы в диаграмме были отражены и названия строк или столбцов, нужно выделить содержащие их ячейки.

Щелкнув кнопку Мастер диаграмм, следуя инструкциям мастера, зададим параметры диаграммы:

· на первом шаге выберем тип диаграммы, например круговая;

· на втором шаге определим источник данных диаграммы:(строки или столбцы) и уточним диапазон ячеек, данные из которых отображаются на диаграмме, на вкладке Ряд можно уточнить состав рядов с данными, участвующих в формировании диаграммы;

· на третьем шаге зададим параметры диаграммы: название диаграммы, подписи осей и данных, отображение линий сетки, состав и место размещения легенды на диаграмме;

· на четвертом шаге выбираем место размещения диаграммы и щелкнем кнопку «Готово».

Диаграмма будет выведена на экран. Просмотрим полученную диаграмму. Если необходимо отредактировать диаграмму, то, щелкнув на ней мышью, откроем на экране панель инструментов редактирования диаграммы, показанную на рис. 13. Пользуясь всплывающей подсказкой, можно изучить назначение отдельных кнопок на этой панели.

Четвертый этап. Анализ полученных результатов - student2.ru

Рис.13. Панель инструментов редактирования диаграммы

Подробную справку об использовании диаграмм можно получить в справочной системе Microsoft Excel на вкладке Содержание, выбрав тему Работа с диаграммами.

Восьмой этап. Защита таблицы. Если вы не хотите, чтобы кто-либо, открыв таблицу, увидел, по каким формулам выполняются расчеты, вы можете скрыть формулы на листе. Для того чтобы таблица работала именно так, как вы предполагали при ее разработке, вы должны быть уверены, что никто не сможет изменить формулы, по которым в ней выполняются расчеты. С этой целью Excel обеспечивает вам возможность скрыть формулы и защитить лист от изменений.

Для скрытия формул выделите диапазон ячеек, в которых нужно скрыть формулы. (При необходимости можно выделить несмежные диапазоны ячеек или весь лист.)

Затем в меню Формат выберите команду Ячейки. На вкладке Защита установите флажки Скрыть формулы и Защищаемая ячейка, после чего нажмите кнопку «ОК». После этого в меню «Сервис» выберите команду Защита, а затем - команду Защитить лист. Проверьте, чтобы в открывшемся диалоговом окне был установлен флажок Содержимое.

Примечание. Чтобы скрытые формулы снова изображались в строке формул, снимите защиту листа, выбрав в меню Сервис команду Защита, а затем - команду Снять защиту листа. После этого выделите группу ячеек, формулы которых нужно показать, в меню Формат выберите команду Ячейки, а затем на вкладке Защита снимите флажок Скрыть формулы.

Девятый этап. Сохранение таблицы и использование ее для расчетов. Для сохранения новой книги выберите в меню Файл команду Сохранить как. В диалоговом окне Сохранение документа в поле Папка укажите диск и папку, в которую будет помещена книга. Чтобы сохранить книгу в новой папке, щелкните кнопку «Создать папку» и, задав ей имя, откройте ее. В поле Имя файла введите имя книги и нажмите кнопку «Сохранить».

Примечание. Чтобы упростить в последующем поиск данной книги, в меню Файл выберите команду Свойства. На вкладке Документ введите заголовок книги, тему, автора, ключевые слова и заметки. Эти данные используются затем для размещения файла в диалоговом окне Открыть (меню Файл).

Десятый этап. Печать таблицы. Заключительным и одним из важных этапов в решении задач с помощью электронных таблиц является получение бумажной копии таблицы, так как бумажные копии большинства таблиц, например счета-фактуры, накладные и другие расчетно-финансовые документы, должны быть подшиты в дела. В программе Excel для этих целей предусмотрены разнообразные средства, со многими из которых вы уже познакомились при изучении процессора Word.

Перед выводом таблицы на печать необходимо выполнить подготовку к печати. Вначале целесообразно перейти в режим редактирования таблицы с разметкой страницы, для чего в меню Вид выбрать команду Разметка страниц. После этого на листе Excel будет показано размещение таблицы на странице. Вы можете, ухватив мышью за край страницы, перетащить ее в другую позицию, изменив состав ячеек, отображаемых на странице.

Если вы хотите распечатать не весь лист Excel, то можно задать область печати, выделив нужный диапазон ячеек и выбрав в меню Файл команду Область печати - Задать. Область печати можно определить, выбрав в режиме Разметка страницы нужную область и щелкнув правой кнопкой мыши одну из выделенных ячеек, а затем выбрав в контекстном меню команду Установить область печати.

Для того чтобы увидеть, как будет выглядеть лист, выведенный на печать, со всеми колонтитулами и заголовками печати, нажмите кнопку «Предварительный просмотр» в панели инструментов Стандартная или выберите аналогичную команду в меню Файл. В режиме предварительного просмотра в нижней части экрана в строке состояния отображаются номер текущей страницы и общее число страниц на выделенном листе, а в верхней части экрана отображается панель управления.

Чтобы увеличить масштаб или вернуться в режим отображения полной страницы, нажмите кнопку «Масштаб». Курсор мыши имеет вид лупы, щелкнув мышью в любой области листа, вы также можете увеличить масштаб или вернуться в режим отображения полной страницы. При изменении масштаба размер печатной страницы не изменяется.

Кнопки «Назад/Далее» служат для просмотра предыдущей / следующей страницы листа. Кнопка «Печать» служит для установки параметров печати и печати выделенного листа. Щелчок кнопки «Страница» открывает диалоговое окно настройки параметров распечатываемых страниц. На вкладке Страница этого окна можно выбрать размер бумаги и ориентацию страницы, задать масштаб печати страницы на бумаге. Вкладка Поля позволяет установить размеры полей и расположение колонтитулов на странице. Вкладка Колонтитулы предназначена для создания колонтитулов и ввода в них данных: номер страницы, дата и время, имя файла. Вкладка Лист позволяет определить такие опции печати: печатать ли сетку, заголовки столбцов и строк, определить порядок печати страниц. Кнопка «Поля» служит для отображения и скрытия маркеров настройки полей страницы. Если маркеры настройки полей страницы отображены, то можно брать их указателем мыши и тащить, изменяя размеры полей страницы, верхнего и нижнего колонтитулов и ширину столбцов. Кнопка «Разметка страницы» служит для переключения в режим просмотра разрывов страниц. В этом режиме выполняется настройка разрывов страниц активного листа Excel. Также возможно изменение размеров области печати и изменение листа Excel. Кнопка «Обычный режим» служит для отображения активного листа в обычном режиме. Имя кнопки изменяется на «Обычный», если при нажатии кнопки «Предварительный просмотр» был активен режим просмотра разрывов страниц.

Внешний вид страниц в окне предварительного просмотра зависит от доступных шрифтов, разрешения принтера, количества доступных цветов. Так как в нашем примере лист Excel содержит встроенную диаграмму, то в окне предварительного просмотра он отображается вместе с диаграммой. Если перед нажатием кнопки «Предварительный просмотр» была выделена диаграмма, Microsoft Excel отобразит только ее. Для закрытия окна предварительного просмотра и перехода на текущий лист служит кнопка «Закрыть».

Для вывода подготовленной таблицы на бумагу выберите в меню Файл команду Печать, затем задайте параметры печати и щелкните кнопку «ОК» для начала процесса печати. Пронаблюдать процесс печати можно в окне состояния принтера.

Основные методы оптимизации (облегчения) работы в Excel

При подготовке таблиц вы можете воспользоваться некоторыми приемами, которые ускорят и облегчат (оптимизируют) вашу работу в Excel.

Ввод формул. Адрес ячейки можно включить в формулу одним щелчком мыши. Например, вместо того чтобы «вручную» набирать =C6+F6+..., можно сделать следующее:

1. ввести «=»;

2. щелкнуть мышью на ячейке С6 (ее адрес появится в формуле);

3. ввести «+»;

4. щелкнуть на F6 и т. д.

Ввод функций. Вместо того чтобы набирать функции «вручную», вы можете щелкнуть на кнопке со значком fx в панели инструментов Стандартная, на экране появится диалоговое окно Мастер функций. С его помощью можно ввести и отредактировать любую функцию. Так как функция суммирования используется в электронных таблицах очень часто, для нее в панели Стандартная предусмотрена специальная кнопка со значком S. Например, если выделить ячейку D10 и щелкнуть на кнопке суммы, в строке формул и ячейке появится заготовка формулы: =CУMM(D6:D9). Вы можете отредактировать эту формулу (если она вас не устраивает) или зафиксировать результат (щелчком на кнопке с галочкой в строке формул). Если же дважды щелкнуть на кнопке S, результат сразу фиксируется в ячейке.

Копирование формул. Excel позволяет скопировать готовую формулу в смежные ячейки, при этом адреса ячеек будут изменены автоматически. Для этой цели нужно выделить ячейку, в которой записана исходная формула. Например, выделите ячейку D6. При выделении ячейки в правом нижнем углу рамки появляется черный квадратик - маркер заполнения. Если установить курсор мыши на маркер, то курсор примет форму черного крестика. Нажмите левую кнопку и перетащите маркер заполнения через заполняемые ячейки. Формула будет скопирована.

Примечание. Копировать формулу, записанную в выделенной ячейке, можно только по горизонтали или вертикали. При этом:

· при копировании влево (вправо) по горизонтали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер столбца в формуле на единицу;

· при копировании вверх (вниз) по вертикали смещение на одну ячейку уменьшает (увеличивает) каждый номер строки в формуле на единицу.

Этим же способом можно копировать в смежные ячейки числа и тексты.

Проценты. Очень часто нам необходимо показать доли в процентах (т.е. просто умножить каждую долю на 100). Excel позволяет сделать это одним щелчком мыши. Выделите столбец с данными и щелкните мышью на кнопке панели Форматирование с изображением %. Все доли будут умножены на 100 и помечены знаком «%». Если вы хотите, чтобы значения в дробной части числа отображались с большим или меньшим количеством знаков, щелкните в панели инструментов форматирования кнопку «Увеличить разрядность» или кнопку «Уменьшить разрядность».

Размеры ячеек. Вы можете отрегулировать ширину избранных столбцов и высоту избранных строк. Это позволит вам по своему усмотрению разместить в ячейках (или поверх ячеек) длинные тексты, рисунки, рисованные объекты, диаграммы, числа с большим числом знаков и т. п.

Форматирование текста. Вам предоставляется возможность изменить шрифт, размер шрифта и начертание текста в любом участке таблицы (от части ячейки до всей таблицы) с помощью кнопок панели Форматирование, точно так же, как вы это делали с участками текста в процессоре MS Word. Кроме того, вы можете изменить расположение текста в группе выделенных ячеек с помощью таких же кнопок выравнивания (влево, вправо, по центру), как и в процессоре Word.

Если выделить ячейку или группу ячеек и выбрать команду Формат-Ячейки, на экране появится окно, которое имеет несколько вкладок; с их помощью можно проводить множество дополнительных операций по форматированию ячеек.

Например, вкладка Выравнивание позволяет изменить ориентацию текста (по горизонтали, по вертикали), повернуть текст, сместить его (вниз, вверх и т. п.), разбить текст на несколько строк. Перетащите маркер заполнения через заполняемые ячейки. Вкладка Шрифт позволяет изменить тип шрифта, начертание, размер и цвет символов, включить дополнительные эффекты. Вкладка Число дает возможность задать формат представления данных (например, указать количество знаков в дробной части числа, вывести обозначение валюты при отображении числа в денежном формате и т.п.). На вкладке Граница можно выбрать множество макетов обрамления ячейки или группы ячеек. Вкладка Вид предоставляет возможность выбрать цвет и узор заливки ячейки таблицы. Вкладка Защита позволяет вам сделать недоступным просмотр формул в ячейке, а также запретить изменения данных в ячейке.

Автоформатирование. При изучении программы Word вы уже познакомились с функцией автоформатирования таблицы с помощью заранее заготовленных шаблонов. Эта функция имеется и в Excel, правда, количество шаблонов здесь поменьше. Мы использовали эти шаблоны форматирования при подготовке первой таблицы. Чтобы воспользоваться функцией автоформатирования, необходимо выделить блок ячеек, который необходимо оформить по тому или иному шаблону, затем в меню Формат выбрать команду Автоформат. В диалоговом окне Автоформат, просматривая вариант оформления таблицы, выбрать подходящий и нажать «ОК». Несмотря на то, что список шаблонов, предлагаемых в диалоговом окне автоформатирования, невелик, возможности оформления таблицы значительно расширяются за счет «ручного» оформления различных участков таблицы с помощью множества комбинаций линий и рамок различной формы.

Цвет фона и символов. Если у вас цветной принтер, вы можете «раскрасить» выделенные участки таблицы различными цветами (на черно-белой распечатке цветные области будут иметь какие-либо оттенки серого). Для этого на панели инструментов Форматирование предусмотрены два раскрывающихся списка - писок для цвета заливки и список цвета шрифта. Выбор цветов из этих списков - стандартный (не забывайте только выделить ячейки, которые вы собираетесь раскрасить).

Расчетные операции в Excel

Ранее мы уже описали, как формулы используются для расчетов в Excel по формулам. Заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам (аргументам) называются функциями. Эти функции позволяют выполнять простые и сложные вычисления. Функция имеет имя (например, SIN) и, как правило, аргументы, которые записываются в круглых скобках следом за именем функции. Скобки - обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Если аргументов несколько, один аргумент отделяется от другого точкой с запятой. В качестве аргументов функции могут использоваться числа, адреса ячеек, диапазоны ячеек, арифметические выражения и функции. Смысл и порядок следования аргументов однозначно определены описанием функции, составленным ее автором. Например, если в ячейке F3 записана формула с функцией возведения в степень =СТЕПЕНЬ(ВЗ;2,3), значением этой ячейки будет значение ячейки ВЗ, возведенное в степень 2,3.

Работая с функциями, помните:

1. функция, записанная в формуле, как правило, возвращает уникальное значение (арифметическое или логическое);

2. существуют функции, которые не возвращают значение, а выполняют некоторые операции (например, объединяют текстовые строки);

3. существуют функции без аргументов (например, функция ПИ() возвращает число к = 3,1416...).

Ниже будут рассмотрены функции И (AND) и ИЛИ (OR), которые принимают логические значения (True или False).

Обратите внимание на то, что изложенные в этом пункте идеи и правила широко используются в прикладной информатике - в языках программирования, языках запросов, в других приложениях Windows.

Функции Excel разделены на категории (тематические группы): финансовые, даты и времени, математические, статистические, ссылки и массивы, работы с базой данных, текстовые, логические, проверки свойств и значений. Для упрощения ввода функций в Excel предусмотрен специальный Мастер функций, который можно вызвать нажатием кнопки «fx» на панели инструментов Стандартная. Предварительно следует выделить ячейку, в которую вставляется формула.

Подробное описание назначения и синтаксиса функций можно просмотреть в справочной системе Excel. Для этого вызовите справку Excel и на вкладке Поиск задайте образ поиска, например СРЗНАЧ, затем в списке найденных разделов выделите раздел СРЗНАЧ и щелкните кнопку «Показать». После этого на экране будет развернуто окно справки Excel по данной теме, в котором можно просмотреть описание назначения функции, ее синтаксиса и примеры ее применения.

Логические функции

При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Она имеет формат:

ЕСЛИ(<логическое выражение>;<выражение1>;<выражение2>).

Чтобы пользоваться этой функцией, вам целесообразно познакомиться с основными понятиями логической (булевой) алгебры. Первый аргумент функции ЕСЛИ - логическое выражение (в частном случае - условное выражение), которое принимает .одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ принимает значение выражения!, а во втором -значение выражения2. В качестве выражения! или выражения2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Обратите внимание, что число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи. Если условий много, записывать вложенные функции ЕСЛИ становится неудобно. В этом случае на месте логического выражения мы можем указать одну из двух логических функций: H(AND) или ИЛИ (ОК).

Формат функций одинаков:

· И (<логическое выражение 1>;<логическое выражение2>;...),

· ИЛИ (<логическое выражение! >;<логическое выражение2>;...).

Функция И принимает значение «Истина», если одновременно истинны все логические выражения, указанные в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение И - «Ложь». В скобках можно указать до 30 логических выражений.

Функция ИЛИ принимает значение «Истина», если истинно хотя бы одно из логических выражений, указанных в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение ИЛИ - «Ложь».

Наши рекомендации