Юридические гарантии для спортсменов при приеме на работу

ПРИЕМ НА РАБОТУ СПОРТСМЕНОВ

1. Юридические гарантии для спортсменов при приеме на работу >>>

2. Порядок заключения трудового договора со спортсменом >>>

3. Документы, предъявляемые спортсменом при заключении трудового договора >>>

4. Срок договора со спортсменом >>>

Юридические гарантии для спортсменов при приеме на работу

Общие гарантии при заключении трудового договора установлены Трудовым кодексом РФ (ст. 64). Спортсменов, как и других граждан, запрещается ограничивать в трудовых правах в зависимости от возраста, национальности, места жительства и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).

Однако, как показывает практика, в спорте это выполняется далеко не всегда. Например, работодателю крайне сложно обосновать отказ мужчине от приема на работу в женскую спортивную команду, беременной в связи с ее физиологическим положением, несовершеннолетнему в участии в соревнованиях и т.п. Согласно общим нормам трудового законодательства такой отказ работодателя является дискриминацией.

При этом выход из данной ситуации существует, если особенности допуска спортсменов установить в регламентных актах общероссийских спортивных федераций по видам спорта. Только тогда можно будет отказать в приеме на работу по спортивным факторам.

Общероссийские спортивные федерации могут на основании правил международных спортивных федераций разрабатывать собственные правила соответствующих видов спорта, устанавливать права и обязанности, условия перехода отдельных категорий спортсменов и тренеров в другие спортивные клубы, а также вводить спортивные санкции для субъектов физической культуры и спорта (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о спорте).

Документы, предъявляемые спортсменом при заключении трудового договора

При заключении трудового договора спортсмен предъявляет (ч. 1 ст. 65 ТК РФ):

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку (кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или спортсмен поступает на работу на условиях совместительства);

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (в отдельных случаях).

Справка об отсутствии судимости, требуемая при приеме на работу

Срок договора со спортсменом

Статья 348.2 ТК РФ предусматривает, что трудовые договоры со спортсменами могут заключаться как бессрочные, так и срочные (до пяти лет).

В трудовом договоре необходимо указать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного договора (ч. 9 ст. 57 ТК РФ). Как правило, для этого в договоре достаточно сделать ссылку на ч. 1 ст. 348.2 ТК РФ или на норму соответствующего регламента.

Общероссийские спортивные федерации вправе устанавливать продолжительность срока трудового договора самостоятельно. Это следует из ч. 3 ст. 348.1 ТК РФ. Так, например, Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов закрепляет, что максимальная продолжительность срока действия трудового договора с футболистом, не достигшим возраста 18 лет, составляет три года с даты вступления договора в силу.

Предварительный медицинский осмотр спортсменов

До заключения трудового договора работодатель направляет спортсмена на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 1 ст. 348.3 ТК РФ). Цель таких осмотров - определить, соответствует ли состояние здоровья спортсмена той работе, которая ему будет поручена. Специального порядка направления спортсменов на предварительный медицинский осмотр не установлено. Поэтому работодатель может составить такое направление в произвольной форме.

Медицинский осмотр для допуска к занятиям к спорту осуществляется в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отделениях (кабинетах) спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансерах (центрах лечебной физкультуры и спортивной медицины) врачом-терапевтом (педиатром), врачом по лечебной физкультуре, врачом по спортивной медицине (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н).

Если спортсмен признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел предварительный медицинский осмотр, трудовой договор с ним не заключается.

Верховный Суд РФ в Определении от 14.11.2007 N 83-Г07-7 отметил, что в соответствии со ст. ст. 37, 41 Конституции РФ право на труд неразрывно связано с обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 212 ТК РФ.

Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Однако по основаниям, предусмотренным федеральным законом, возможно ограничение прав работника по обстоятельствам, связанным с его деловыми качествами, под которые подпадают и личностные его качества, в том числе состояние здоровья (см. Постановление Пленума Верховного Совета РФ от 17.03.2004 N 2).

Таким образом, нормами трудового законодательства предусмотрено, что работодатель не вправе допускать работника к работам, противопоказанным ему по состоянию здоровья, а соглашение между работодателем и работником в этом случае повлечет привлечение работодателя к ответственности за нарушение норм трудового законодательства.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА СО СПОРТСМЕНОМ

1. Обязательные условия трудового договора со спортсменом >>>

1.1. Стороны трудового договора со спортсменом >>>

1.2. Место и дата заключения договора со спортсменом >>>

1.3. Место работы спортсмена >>>

1.4. Наименование должности спортсмена и его трудовая функция >>>

1.5. Обязанности и права сторон трудового договора со спортсменом >>>

2. Дополнительные условия трудового договора со спортсменом >>>

3. Личные неимущественные права спортсмена >>>

Место работы спортсмена

Применительно к труду спортсменов и тренеров необходимо четко определить, что является для них местом работы. Ведь специфика их труда связана со всевозможными разъездами, сборами, тренировками в разных географических районах. От правильного наименования места работы зависит необходимость оформления служебной командировки или разъездного характера работы, а также временного перевода спортсмена.

Указание в договоре места работы является не только обязательным, но и необходимым условием трудового договора.

Правоприменительная практика неоднозначно решает вопрос о том, что считать местом работы. Это может быть наименование организации либо указание определенной территории.

Вместе с тем наименование организации далеко не всегда совпадает с территориальной принадлежностью организации. И, разумеется, в момент заключения трудового договора спортсмен не может определить местонахождение организации, основываясь только на ее наименовании.

Часть 4 ст. 57 ТК РФ относит к дополнительным условиям договора уточнение места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) сведения о рабочем месте. Поэтому в трудовом договоре со спортсменом следует конкретизировать место выполнения им трудовой функции. Это позволит работодателю в необходимых случаях оформлять либо служебную командировку, либо перемещать спортсмена с базы на базу без оформления каких-либо документов. При этом чем выше детализация в трудовом договоре места работы (структурного подразделения) или рабочего места (стадиона, спортивной базы), тем меньше у работодателя возможностей для перемещения спортсмена. Данный вывод основывается на толковании содержания категории "определенные сторонами условия трудового договора".

Таким образом, отвечающей требованиям Трудового кодекса РФ можно назвать следующую формулировку предмета трудового договора:

"Местом выполнения работником работы является структурное подразделение Футбольная команда "____", а рабочим местом (указать адрес стадиона или спортивной базы)".

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особенностью труда спортсменов является их участие в сборных командах России. Поэтому ст. 348.6 ТК РФ предоставляет таким работникам следующие гарантии:

- сохранение места работы (должность) и среднего заработка на время отсутствия на рабочем месте, включая проезд к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, а также участие в спортивных мероприятиях;

- возмещение расходов на проезд, проживание, питание, обеспечение медикаментами и витаминами и других затрат, связанных с участием в спортивных мероприятиях.

Отметим, что данные положения регулируют порядок направления в спортивные сборные команды только тех спортсменов, у которых на момент вызова в сборную действует трудовой договор с работодателем. Другими словами, речь идет лишь о спортсменах, выступающих в командных видах спорта.

Процедура формирования спортивных сборных команд Российской Федерации носит сложный и многоступенчатый характер.

Согласно ст. 16 Закона о спорте федерация вправе осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях.

В этой же статье закреплена обязанность общероссийской спортивной федерации обеспечивать подготовку спортивных сборных команд РФ по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие в таких мероприятиях.

Российская Федерация в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о спорте участвует в организации мероприятий по подготовке российских спортивных сборных команд к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в этих соревнованиях. Наряду с РФ участие в подготовке и формировании сборной команды принимают и субъекты Федерации, местные органы самоуправления, что следует из содержания ст. ст. 8 и 9 Закона о спорте.

Включение спортсменов в состав спортивной сборной команды Российской Федерации является исключительным правом главного тренера и руководства общероссийской спортивной федерации. Определение критериев и принципов формирования составов сборных команд РФ закреплено в Приказе Минспорттуризма России от 02.02.2009 N 21 "Об утверждении общих принципов и критериев формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков".

При применении норм, закрепленных в ст. 348.6 ТК РФ, в случае направления в спортивные сборные команды Российской Федерации нужно учитывать следующее.

С одной стороны, у этого явления есть сходные черты со служебной командировкой, а именно:

- участие в спортивных мероприятиях в составе спортивной сборной команды Российской Федерации - это поездка спортсмена, тренера по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ);

- спортсмену, тренеру гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, как и командированному работнику (ст. 167 ТК РФ).

С другой стороны, порядок возмещения затрат в этих случаях различный. Расходы, связанные со служебными командировками по общему правилу оплачивает работодатель. А расходы на проезд спортсмена и тренера к месту расположения спортивной сборной команды РФ и обратно, другие затраты, связанные с их участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды, возмещаются в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями (ст. 348.6 ТК РФ).

Необходимо иметь в виду, что все члены сборной команды помимо трудового договора с клубом заключают трудовые договоры с Центром спортивной подготовки сборных команд России. Приказом Минспорттуризма России от 27.05.2010 N 525 утвержден порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд РФ за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 2.2 данного Приказа непосредственно такое обеспечение осуществляет Центр спортивной подготовки сборных команд России, который заключает договоры материальной ответственности с членами спортивной сборной команды и выдает закупленные материально-технические средства.

Поэтому направление спортсменов в спортивные сборные команды РФ следует оформлять либо гражданско-правовым договором с общероссийской спортивной федерацией, либо срочным трудовым договором о работе по совместительству.

Работодатель должен издать приказ о направлении спортсмена в спортивную сборную команду Российской Федерации.

См. образец составления приказа.

В приказе желательно указать гарантии работника. На время отсутствия спортсмена на рабочем месте в связи с проездом к месту расположения спортивной сборной команды Российской Федерации и обратно, участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды за спортсменом сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

СПОРТСМЕНОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

В случае если к трудовой деятельности на территории РФ привлекаются иностранные спортсмены, работодателю (заказчику работ, услуг) необходимо учитывать, в частности:

- требования законодательства РФ, регламентирующие деятельность спортсменов;

- положения нормативных правовых актов, которые регулируют порядок привлечения и использования иностранных работников (в том числе положения гл. 50.1 ТК РФ и Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ)).

Связанные вопросы

Трудовая деятельность иностранных граждан

Привлечение и использование иностранной рабочей силы

Оформление трудовых отношений с иностранными гражданами

Порядок привлечения и использования иностранных спортсменов для осуществления трудовой деятельности в России зависит от того, к какой категории иностранных граждан он относится. Например, в отношении спортсменов, которых привлекают в качестве высококвалифицированных специалистов, должны учитываться требования, предусмотренные в том числе ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Связанные вопросы

Привлечение к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации

Граждане Республики Беларусь

Граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана

Иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы

Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, обучающихся в РФ по очной форме

Кроме того, при привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранных спортсменов следует учитывать, в частности, следующее.

1. Правительство РФ с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустраивать в порядке приоритета российских граждан ежегодно может устанавливать в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих в РФ экономическую деятельность в области спорта, допустимую долю использования иностранных работников. Это следует из совокупного анализа положений п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, абз. 1, 10 п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1358.

Так, в 2016 г. допустимая доля использования иностранных работников, которые привлекаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в области спорта, по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - деятельность в области спорта прочая (код 93.19)), составляет 25% от общей численности работников этих субъектов (абз. 1, 10 п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1358).

В связи с этим таким хозяйствующим субъектам, прежде чем использовать труд иностранцев, необходимо определить, сколько таких граждан они могут привлечь к трудовой деятельности. Данное требование не распространяется, в частности, на случаи привлечения высококвалифицированных специалистов и членов их семей. Это следует из п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Допустимая доля использования иностранных работников в отдельных видах деятельности

Привлечение к труду иностранных работников сверх допустимой доли от общей численности работников организации является правонарушением, за которое может наступить ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

2. При привлечении к трудовой деятельности несовершеннолетних иностранных спортсменов с учетом требований ст. 348.8 ТК РФ работодателю, у которого будет трудиться такой иностранный спортсмен, не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранному гражданину - разрешение на работу или патент. Данный вывод обусловлен тем, что в отношении указанной категории иностранных спортсменов в пп. 10 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ установлено исключение из общего правила, определенного в абз. 1 этого пункта.

Особенности регулирования труда несовершеннолетних спортсменов

3. Иностранный гражданин, работающий по должности "спортсмен-инструктор", вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать (выдано разрешение на работу), при соблюдении условий, предусмотренных:

- пп. "а", "б" п. 2 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н (далее - Приложение), если иностранный гражданин является временно проживающим в РФ. Это следует из абз. 1, 167 п. 2 Приложения;

- пп. "а", "б" п. 1 Приложения, если данный гражданин является временно пребывающим в РФ. Такой вывод следует из абз. 1, 125 п. 1 Приложения.

Отметим, что в Приложении не установлено право иностранного гражданина, работающего в РФ по должности "спортсмен-инструктор" на основании патента, осуществлять трудовую деятельность вне субъекта РФ, на территории которого выдан данный патент. Это может быть обусловлено тем, что до настоящего времени в Приложение не внесены соответствующие изменения. Во избежание претензий со стороны органов, осуществляющих миграционный контроль, рекомендуется обращаться в ФМС России за разъяснениями о том, возможно ли направить такого иностранного работника за пределы субъекта РФ.

Необходимо обратить внимание на следующее. Если иностранный гражданин привлечен в качестве высококвалифицированного специалиста, он вправе трудиться за пределами субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временно проживать (выдано разрешение на работу), при соблюдении требований пп. "а", "б" п. 3 Приложения. Из содержания п. 3 Приложения следует, что в данном случае не имеет значения, по какой должности работает иностранец.

4. Привлечение иностранных спортсменов для участия в чемпионате мира по футболу FIFA 2018 г., Кубке конфедераций FIFA 2017 г. осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ (далее - Закон N 108-ФЗ):

1) спортсменам, участвующим в данных спортивных соревнованиях, не требуется в период их проведения получать разрешение на работу, что следует из ч. 3 ст. 9 Закона N 108-ФЗ.

На основании совокупного анализа абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 3 ст. 9 Закона N 108-ФЗ полагаем, что данным иностранцам в период проведения названных соревнований не требуется также получать патент. Однако до настоящего времени в указанные Законы не внесено соответствующих изменений, а потому они не содержат прямого подтверждения приведенного вывода. В связи с этим за дополнительными разъяснениями по вопросу о том, необходимо ли спортсменам получать патент для участия в данных спортивных соревнованиях, рекомендуется обращаться в ФМС России или ее территориальные органы;

Продолжение перечня

2) спортсменам, участвующих в названных соревнований и являющихся "визовыми" иностранцами, предоставлено право в упрощенном порядке въезжать в РФ и выезжать из страны. Они в течение пяти месяцев до даты начала проведения соревнований и в период их проведения вправе въезжать в РФ и выезжать из нее без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность. При этом такие иностранцы должны быть включены в списки FIFA, формируемые непосредственно FIFA, ее дочерней организацией и (или) Оргкомитетом "Россия-2018". Такой вывод следует из положений п. 17 ст. 2, ч. 5 ст. 7 Закона N 108-ФЗ. Конкретный порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан, включенных в данные списки, устанавливает Правительство РФ (ч. 5 ст. 7 Закона N 108-ФЗ);

3) ряду работодателей (заказчиков работ, услуг) не требуется в период с 07.06.2013 по 31.12.2018 получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников в случае привлечения к трудовой деятельности иностранцев, участвующих в мероприятиях. К числу таких работодателей относятся FIFA, Оргкомитет "Россия-2018" и их дочерние организации, контрагенты FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации, Российский футбольный союз. Такой вывод основан на положениях ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 58 Закона N 108-ФЗ. Полагаем, что данное правило распространяется и на случаи привлечения иностранных спортсменов, которые являются участниками соревнований. Это следует из совокупного анализа п. п. 9, 12 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ.

Кроме того, с учетом положений ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ данные работодатели (заказчики работ, услуг), вероятно, освобождаются в указанный период от обязанности, предусмотренной абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. Положением данного абзаца установлено, что работодатель (заказчик работ, услуг) должен уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Однако содержание ч. 1 ст. 9 Закона N 108-ФЗ не позволяет однозначно сделать такой вывод. За разъяснениями по данному вопросу рекомендуется обратиться в ФМС России.

Общие положения об оплате труда спортсменов

Согласно общим требованиям Трудового кодекса РФ размер заработной платы определяется работодателем, устанавливается в трудовом договоре и зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В силу ст. 348.1 ТК РФ особенности оплаты труда спортсменов в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут определяться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как правило, спортсмену устанавливаются должностной оклад и стимулирующие выплаты.

Ошибочным является условие трудового договора следующего содержания:

"Вознаграждение спортсмену устанавливается в размере ___ евро ежемесячно, из которых 50% составляет оклад и 50% - дополнительные поощрительные выплаты, выплачиваемые спортсмену при условии надлежащего выполнения своих обязанностей по договору, т.е. при отсутствии у спортсмена дисциплинарных взысканий".

Во-первых, работодатель обязан выплачивать заработную плату спортсмену в рублях (ст. 131 ТК РФ). Роструд в письме от 10.10.2006 N 1688-6-1 разъяснил, что выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена. В связи с этим в трудовых договорах с работниками она должна быть установлена в рублях.

Во-вторых, не выплатить премию спортсмену, совершившему дисциплинарный проступок, если он достиг определенных результатов спортивного мастерства, нельзя. Перечень видов дисциплинарных взысканий сформулирован в ст. 192 ТК РФ исчерпывающим образом и расширению на локальном уровне не подлежит.

Трудовой кодекс РФ определяет дисциплинарный проступок как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом в ст. 192 ТК РФ указано, что за совершение дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к работнику одно из трех дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Никаких имущественных мер (штраф, лишение премии) в перечне видов дисциплинарных взысканий не предусмотрено.

Вместе с тем если в связи с совершенным дисциплинарным проступком спортсмен не достиг спортивного результата либо не отвечает условиям премирования, то права на премию в соответствующем расчетном периоде у него не возникает. Это дает работодателю основания для невыплаты спортсмену премии.

Правильной будет следующая запись в трудовом договоре со спортсменом:

"Вознаграждение спортсмену устанавливается в размере ____ руб.

За показанные высокие результаты работнику могут быть установлены стимулирующие выплаты в соответствии с Положением об оплате труда.

Решение о премировании, выплате иных стимулирующих выплат принимает работодатель по представлению главного тренера...".

Распространенной выплатой в спорте являются так называемые подъемные. В контексте гл. 25 НК РФ под подъемными понимается компенсация работодателем расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (кроме случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) в связи с его переездом на работу в другую местность, а также расходов по обустройству на новом месте жительства (см. письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/2/72).

Размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, который осуществляется организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187.

До тех пор пока нормы учета подъемных для целей налогообложения прибыли не будут установлены в Налоговом кодексе РФ или специальном принятом постановлении Правительства РФ, работодатели вправе ориентироваться исключительно на собственные соглашения с работниками. При этом оплата этих сумм производится из чистой прибыли организации.

2. Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений физической культуры и спорта

Системы оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (абз. 2 ч. 1 ст. 144 ТК РФ). Они разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, к которым, в частности, относятся:

- Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение о системах оплаты труда);

- Примерное положение, утвержденное Приказом Минспорта России от 30.05.2014 N 382 (далее - Примерное положение);

- Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;

- Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Кроме того, при разработке систем оплаты труда необходимо руководствоваться положениями ст. 130 ТК РФ о государственных гарантиях по оплате труда, а также следующими документами (ч. 5 ст. 144 ТК РФ, п. 2 Положения о системах оплаты труда, п. 7 Примерного положения):

- единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих;

- единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;

- профессиональными стандартами;

- едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол N 11 (далее - Единые рекомендации).

Системы оплаты труда работников должны устанавливаться с учетом мнения представительного органа работников и объединений работодателей (ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. "з" п. 2 Положения о системах оплаты труда, абз. 8 п. 7 Примерного положения, пп. "з" п. 10 Единых рекомендаций).

Данные системы оплаты включают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п. 1 Положения о системах оплаты труда, п. 6 Примерного положения).

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются дифференцированно в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 27.02.2012 N 165н (п. 11 Единых рекомендаций).

Выплаты стимулирующего характера определяются на основе показателей и критериев оценки эффективности работы (п. 5 Положения о системах оплаты труда, п. 17.2 Примерного положения, п. 16 Единых рекомендаций).

Должностные оклады, ставки заработной платы, а также суммы доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования устанавливаются федеральными бюджетными учреждениями физкультуры и спорта в пределах фонда оплаты труда, максимальный размер названных выплат не ограничен (п. 10 Примерного положения).

Фонд оплаты труда в указанных учреждениях формируется на календарный год из субсидий, поступающих из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 8 Примерного положения). При этом объем средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера, должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, выделяемых из федерального бюджета (п. 17.2 Примерного положения).

Заработная плата работникам федеральных государственных бюджетных учреждений физкультуры и спорта устанавливается трудовыми договорами в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Месячная заработная плата работников указанных учреждений, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности), не может быть меньше МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ, п. 3 Примерного положения).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПОРТСМЕНОВ

Спортсмены могут быть привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Подробнее о материальной ответственности см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Материальная ответственность работника".

Кроме того, тренеры, специалисты по спортивной медицине и иные специалисты в области физической культуры и спорта могут быть привлечены к административной ответственности, если нарушат требования законодательства о физической культуре и спорте о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ).

К числу таких нарушений относится использование в отношении спортсмена либо содействие в использовании последним запрещенной субстанции и (или) метода.

Данные действия могут повлечь дисквалификацию на следующие сроки:

- от одного года до двух лет за нарушения в отношении спортсмена (ч. 1 указанной статьи);

- на три года за нарушения в отношении несовершеннолетнего спортсмена (ч. 2 упомянутой статьи).

Дисквалификация назначается, если за действия не предусмотрена уголовная ответственность.

Помимо дисциплинарной и материальной ответственности спортсмены несут так называемую спортивную ответственность.

Подробнее о дисциплинарной и материальной ответственности см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнение".

Законодательство не содержит термина "спортивная ответственность", а лишь регламентирует понятие "спортивные санкции".

Спортивная ответственность это особая правовая реакция общества по защите интересов субъектов физической культуры и спорта, закрепленная в регламентных актах международных и общероссийских спортивных федераций в виде материальных и процессуальных норм, в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий.

Спортивная ответственность связана с применением санкций. Упоминание о спортивных санкциях встречается в тексте ратифицированной Российской Федерацией Международной конвенции ООН о борьбе с допингом в спорте от 19.10.2005 (ст. ст. 9 и 16).

Законом о спорте (пп. 5 п. 1 ст. 16) предусмотрено право общероссийских спортивных федераций разрабатывать с учетом правил, установленных международными спортивными федерациями, утверждать спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Кроме того, в силу п. 5 ст. 26 Закона о спорте общероссийские спортивные федерации применяют к спортсменам спортивные санкции (в том числе спортивную дисквалификацию) за использование допинговых средств и (или) методов.

Международная спортивная организация издает свои правила, кодекс, регламент, который и должен быть взят за основу при разработке национального дисциплинарного свода правил (например, Дисциплинарный регламент РФС, принятый на основании Дисциплинарного регламента ФИФА).

Организациями, которые вправе налагать спортивные санкции являются общероссийские и международные спортивные федерации. Вместе с тем в Законе о спорте нет норм, указывающих на возможность применения к спортсменам мер спортивной ответственности (в частности, спортивной дисквалификации) непосредственно международными спортивными организациями.

Некоторые виды санкций, содержащиеся в регламентных нормах, сформулированы таким образом, что предполагают субъективный подход в их применении. Так, например, в Приложении N 3 "Дисциплинарные и финансовые санкции за проступки и нарушения" к Регламенту Всероссийской федерации волейбола, утвержденному Исполкомом ВФВ от 26.12.2003, предусмотрены санкции за нарушение этических и спортивных норм (на игрока может быть наложен штраф до 4000 у.е.).

В некоторых видах спорта приняты соответствующие дисциплинарные регламенты, конкретизирующие случаи применения ответственности.

УВОЛЬНЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ

Для расторжения трудового договора со спортсменом по инициативе работодателя предусмотрены дополнительные основания (ст. 348.11 ТК РФ):

- нарушение спортсменом (в том числе однократное) общероссийских и (или) утвержденных международными антидопинговыми организациями антидопинговых правил, если оно признано нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации;

- спортивная дисквалификация спортсмена на срок шесть и более месяцев.

Указанные основания я<

Наши рекомендации