Учет рабочего времени водителя
Работодатель, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 91 ТК РФ, обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля.
Учет рабочего времени водителей осуществляется на основе:
1) табеля учета рабочего времени (например, по унифицированным формам N Т-12 или N Т-13, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1);
2) путевых листов (например, по форме N 3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Работодатель может самостоятельно разработать форму путевого листа. При этом в такой форме должны быть предусмотрены обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, например сведения об автомобиле и водителе. Аналогичное мнение высказано в том числе в письме Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161.
Важно! Выполнение работы на легковом автомобиле (в частности, перевозка пассажиров) без оформления путевого листа запрещается (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).
Сравнив сведения в путевом листе и табеле учета рабочего времени, можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного им времени.
Для этого достаточно изучить информацию о дате и времени (до минут) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра работника, а также времени выезда автомобиля с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку. Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке (Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152).
В табеле учета рабочего времени указывается общая продолжительность работы водителя за день (смену).
При проведении проверки в случае расхождения сведений в указанных документах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а если такое нарушение совершено им повторно, - по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Подробнее об этом см. п. 3 настоящего материала.
Например, суд подтвердил, что работодатель правомерно был привлечен к административной ответственности за нарушение порядка контроля режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
В частности, в табеле учета рабочего времени не учитывалась сверхурочная работа, которую работник выполнял согласно информации, указанной в путевом листе. И как следствие, работодатель не оплачивал работу водителя сверх нормы (Постановление Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8).
Время отдыха водителя
Водители автомобилей, как и остальные работники, имеют право на отдых. Работодатель обязан предоставлять им перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска (ст. ст. 106, 107 ТК РФ).
Предоставление водителю перерыва для отдыха и питания
Продолжительность перерыва для отдыха и питания, предоставляемого водителю, должна составлять не менее 30 минут, но не более двух часов в течение смены или рабочего дня (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Если водитель работает по графику сменности и ежедневная работа превышает восемь часов, то ему предоставляется два перерыва (абз. 2 п. 24 Положения об особенностях режима работы и отдыха). При этом их общая продолжительность должна соответствовать времени, указанному в ст. 108 ТК РФ, т.е. составлять от 30 минут до двух часов.
В трудовом договоре с водителем отражается время предоставления перерыва и его продолжительность, если предусмотрено два перерыва, то указывается также их общая продолжительность.
Ежедневный (междусменный) отдых водителя
Водителю должно быть предоставлено время для отдыха, которое не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
Например, если водитель работает пять дней в неделю по восемь часов в день (с 10.00 до 19.00), то продолжительность ежедневного отдыха должна составлять не менее 16 часов (8 x 2).
Следует помнить, что продолжительность ежедневного отдыха водителя не может быть менее 12 часов (п. 25 указанного Положения).
Например, если рабочий день заканчивается в 21.00, то следующий рабочий день может начинаться не ранее 9.00.