Тема «Реабилитация речевых и двигательных нарушений после ОНМК»
Лекция № 13
Тема «Реабилитация речевых и двигательных нарушений после ОНМК»
План лекции:
1. Определение и виды нарушений речи, голоса и глотанияпри неврологических расстройствах.
2.Виды и формы медико-логопедической помощи.
3.Порядок проведения логопедической диагностикиу пациентов в остром периоде заболевания.
4.Специфика логопедической реабилитации в остром периоде.
5.Цели логопедической работы при афазии, дизартрии, дисфонии, дисфагии.
6.Методы логопедической работы (дыхательная речевая гимнастика, голосовая гимнастика, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, функциональные тренировки, аппаратные технологии, информационно-компьютерные технологии).
7. Профилактика необратимых последствий расстройств речи, голоса и глотания.
8.Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (приказ от 15 ноября 2012 г № 928 н).
9.Понятие о синдроме центрального гемипареза (варианты биомеханических нарушений).
10.Методы реабилитации пациентов с синдромом центрального гемипареза:
методы направленные на улучшение навыков передвижения, увеличение подвижности в нижних конечностях и увеличение силы в конечностях;
методы, направленные на профилактику падений; методы, направленные на снижение спастичности.
Виды и формы медико-логопедической помощи
К обязательным формам работы логопеда относятся:
Медико-логопедические исследования состояния глотания, голоса, речи;
Составление индивидуальных восстановительных программ;
Проведение медико-логопедических процедур (занятий) с пациентом, мотивированным на восстановление, по устранению выявленных нарушений и профилактике вторичных функциональных наслоений;
Оценка динамики состояния нарушенных функций 1 раз в 5 - 7 дней;
Мониторинг результативности восстановления функций речи, голоса и глотания, с целью оценки качества проведенных процедур;
Консультативно-разъяснительная работа с родственникам пациента (лицам их замещающим) и медицинским персоналом;
Ведение медицинской и логопедической документации;
Взаимодействие с другими медицинскими организациями в целях дальнейшей маршрутизации пациента.
Порядок проведения диагностики
Логопед начинает диагностику с углубленного медико-логопедического исследования функции глотания после проведенного медицинской сестрой стандартизированного скринингового тестирования. По результатам диагностики логопед дает рекомендации с указанием: возможности кормления – через рот (ЧР) / ничего через рот (НЧР); консистенции твердой пищи; регулярности санации полости рта; способа приема медикаментов (в перетертом виде с пищей / в составе инфузионной смеси). У кровати больного логопед вывешивает информационный лист с указанием данных рекомендаций.
По медицинским показаниям логопед также проводит медико-логопедические исследования при афазии и дизартрии. К сожалению, в остром периоде не всегда бывает возможным провести комплексное логопедическое обследование из-за тяжести состояния или повышенной истощаемости пациента.
У пациентов с речевыми нарушениями вследствие поражения правого полушария, рекомендуется больше внимания уделять оценке неречевых высших психических функций, таких как ориентация во времени и месте, внимание, краткосрочная память, зрительно-пространственное восприятие, а также связность их высказываний и пересказов.
Рекомендуется проводить повторные обследования 1 раз в 5-7 дней.
Цели логопедической работы при афазии
Моторная афазия
Стадия грубых расстройств
- преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи;
- растормаживание произносительной стороны речи;
- стимулирование простых коммуникативных видов речи;
- стимулирование глобального чтения и письма.
Восстановление письменной речи
Сенсорная афазия
Стадия грубых расстройств
- накопление обиходного пассивного словаря;
- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи;
- подготовка к восстановлению письменной речи.
- восстановление чтения и письма.
Амнестическая афазия
Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности
- расширение рамок слухового восприятия;
- преодоление трудностей называния.
- организация развернутого высказывания.
Бульбарная
- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;
- преодоление гипотонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Псевдобульбарная
- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;
- преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной
мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Основное внимание в логопедической работе по преодолению корковой дизартрии следует уделять устранению симптомов кинетической и кинестетической апраксии.
Периоды инсульта
· Острый период (до 28 дней)
· Ранний восстановительный (до 6 месяцев)
· Поздний восстановительный (6-12 месяцев)
· Последствие инсульта (12 месяцев -2 года)
Лекция № 13
Тема «Реабилитация речевых и двигательных нарушений после ОНМК»
План лекции:
1. Определение и виды нарушений речи, голоса и глотанияпри неврологических расстройствах.
2.Виды и формы медико-логопедической помощи.
3.Порядок проведения логопедической диагностикиу пациентов в остром периоде заболевания.
4.Специфика логопедической реабилитации в остром периоде.
5.Цели логопедической работы при афазии, дизартрии, дисфонии, дисфагии.
6.Методы логопедической работы (дыхательная речевая гимнастика, голосовая гимнастика, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, функциональные тренировки, аппаратные технологии, информационно-компьютерные технологии).
7. Профилактика необратимых последствий расстройств речи, голоса и глотания.
8.Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения (приказ от 15 ноября 2012 г № 928 н).
9.Понятие о синдроме центрального гемипареза (варианты биомеханических нарушений).
10.Методы реабилитации пациентов с синдромом центрального гемипареза:
методы направленные на улучшение навыков передвижения, увеличение подвижности в нижних конечностях и увеличение силы в конечностях;
методы, направленные на профилактику падений; методы, направленные на снижение спастичности.