Особенности онтогенеза развивающегося мозга: (СЛАЙД 26).

1. Повышенная подкорковая возбудимость. Подкорковые
структуры мозга более зрелые к моменту рождения ребенка,
чем кора. Они определяют функции жизненно важных органов.
Такая повышенная подкорковая деятельность характерна для
развивающегося мозга до 10-12 лет.

2. Повышенная эмоциональная реакция ребенка (ребенок не
может подавлять эмоции до 7- 10-12 лет).

3. Слабость коркового звена ориентировочной реакции (вы­ражена до 7 лет).

4. Гетерохронность созревания (быстрее созревает афферентное звено - до 10 лет, медленнее - эфферентное звено - до 8 лет у женщин и до 25 лет у мужчин. Поэтому ребенок способен лучше взять информацию и переработать, а ответить адекватно действием не может).

5. Постепенная миелинизация нервных волокон (идет до 10-13
лет). Созреванию ее способствует приток информации и двига­тельная активность. Для быстрого созревания нервной системы
необходима стимуляция двигательной активности с рождения.
Развитие движений стимулирует психическое развитие, увели­-
чивает приток информации, усиливает процессы миелиниза-
ции.

Особенности ВНД.

Высшим отделом ЦНС являются большие полушария головного мозга, от функционирования кото­рых зависит поведение человека. Поведение человека представляет собой высшую нервную деятельность (ВДН). Высшая нервная дея­тельность проявляется в виде сложных условно-рефлекторных ре­акций, которые с возрастом совершенствуются и усложняются.

К рождению ребенка высшие отделы ЦНС еще малоактивны, превалирует роль подкорковых структур. На протяжении первого года жизни для правиль­ного развития ребенка очень важным является строгий режим сна, бодрствования, прогулок. С конца первого года жизни нарастает роль экстероцептивных раздражении. Это означает, что для него важен не только режим (стереотипы вегетативных процессов), но и внешняя обстановка. Одним из компонентов комплекса раздражителей явля­ется слово. Постепенно сло­во приобретает значение самостоятельного сигнала.

С развитием ходьбы и речи отношение ребенка к окружающе­му миру коренным образом изменяется. Поведение ребенка 1-3 лет отличается бурной и настойчивой исследовательской деятельно­стью.

На 2-м году жизни начинается усиленное развитие речи. По­нимание речи развивается быстрее активной речи. В процессе развития речи чрезвычайно большую роль играет двига­тельный анализатор (обусловлено близостью двигательной проек­ционной зоны к речевым областям). Имеется высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (что широко используется в практике развития ребенка).

Особенностью ВНД детей первых лет жизни является то, что выработанные в это время условные связи отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последую­щей жизни человека. Эти системы могут быть заторможены на длительное время, но легко восстанавливаются и подавляют позд­нее выработанные связи. Это связано с остротой восприятия, свой­ственной маленьким детям. В возрасте 5-7 лет существенно возрастают сила и подвиж­ность нервных процессов, а, следовательно, повышается работо­способность коры головного мозга, отмечается стабильность всех видов внутреннего торможения. К 7-летнему возрасту происходит созревание лобного отдела больших полушарий, ребенок может удерживать программу действий из ря­да движений. Это возраст формирования всех основных проявлений ВНД.

В раннем школьном возрасте основные свойства нервных процессов приближаются к характеристикам взрослых людей. У подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражите­лям, имеет место развитие фазовых состояний в ВНД.

Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются дополнительными сопутствую­щим движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков), по­добно тому, как это было в раннем возрасте. Изменяется речь: отве­ты лаконичны и стереотипны, речь замедляется. Это обусловлено ослаблением функции 2-й сигнальной системы и усилением функ­ции 1-й сигнальной системы.

В подростковом возрасте наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое, чрезвычайная обидчивость, у девочек - склонность к сле­зам.

Наши рекомендации