Особенности онтогенеза развивающегося мозга: (СЛАЙД 26).
1. Повышенная подкорковая возбудимость. Подкорковые
структуры мозга более зрелые к моменту рождения ребенка,
чем кора. Они определяют функции жизненно важных органов.
Такая повышенная подкорковая деятельность характерна для
развивающегося мозга до 10-12 лет.
2. Повышенная эмоциональная реакция ребенка (ребенок не
может подавлять эмоции до 7- 10-12 лет).
3. Слабость коркового звена ориентировочной реакции (выражена до 7 лет).
4. Гетерохронность созревания (быстрее созревает афферентное звено - до 10 лет, медленнее - эфферентное звено - до 8 лет у женщин и до 25 лет у мужчин. Поэтому ребенок способен лучше взять информацию и переработать, а ответить адекватно действием не может).
5. Постепенная миелинизация нервных волокон (идет до 10-13
лет). Созреванию ее способствует приток информации и двигательная активность. Для быстрого созревания нервной системы
необходима стимуляция двигательной активности с рождения.
Развитие движений стимулирует психическое развитие, увели-
чивает приток информации, усиливает процессы миелиниза-
ции.
Особенности ВНД.
Высшим отделом ЦНС являются большие полушария головного мозга, от функционирования которых зависит поведение человека. Поведение человека представляет собой высшую нервную деятельность (ВДН). Высшая нервная деятельность проявляется в виде сложных условно-рефлекторных реакций, которые с возрастом совершенствуются и усложняются.
К рождению ребенка высшие отделы ЦНС еще малоактивны, превалирует роль подкорковых структур. На протяжении первого года жизни для правильного развития ребенка очень важным является строгий режим сна, бодрствования, прогулок. С конца первого года жизни нарастает роль экстероцептивных раздражении. Это означает, что для него важен не только режим (стереотипы вегетативных процессов), но и внешняя обстановка. Одним из компонентов комплекса раздражителей является слово. Постепенно слово приобретает значение самостоятельного сигнала.
С развитием ходьбы и речи отношение ребенка к окружающему миру коренным образом изменяется. Поведение ребенка 1-3 лет отличается бурной и настойчивой исследовательской деятельностью.
На 2-м году жизни начинается усиленное развитие речи. Понимание речи развивается быстрее активной речи. В процессе развития речи чрезвычайно большую роль играет двигательный анализатор (обусловлено близостью двигательной проекционной зоны к речевым областям). Имеется высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (что широко используется в практике развития ребенка).
Особенностью ВНД детей первых лет жизни является то, что выработанные в это время условные связи отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. Эти системы могут быть заторможены на длительное время, но легко восстанавливаются и подавляют позднее выработанные связи. Это связано с остротой восприятия, свойственной маленьким детям. В возрасте 5-7 лет существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов, а, следовательно, повышается работоспособность коры головного мозга, отмечается стабильность всех видов внутреннего торможения. К 7-летнему возрасту происходит созревание лобного отдела больших полушарий, ребенок может удерживать программу действий из ряда движений. Это возраст формирования всех основных проявлений ВНД.
В раннем школьном возрасте основные свойства нервных процессов приближаются к характеристикам взрослых людей. У подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям, имеет место развитие фазовых состояний в ВНД.
Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются дополнительными сопутствующим движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в раннем возрасте. Изменяется речь: ответы лаконичны и стереотипны, речь замедляется. Это обусловлено ослаблением функции 2-й сигнальной системы и усилением функции 1-й сигнальной системы.
В подростковом возрасте наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое, чрезвычайная обидчивость, у девочек - склонность к слезам.