В чем польза поста для души?

Цель поста — не диета. Пост — это школа духовного роста, благодатного преображения души. Через воздержание ради Христа от скоромной пиши, от чувствен­ных удовольствий душа получает благодать Божию. Ну а психологически — конечно, укрепляется воля. Плодов поста много.

Господь дает нам свободу от греха. Как-то один юноша заявил мне, что он и так свободен. Тогда я попросил его не ку­рить два или три дня (он был заядлый ку­рильщик). На это молодой человек отве­тил: «Это мне не под силу. Не курить я не могу». И я объяснил ему, что он раб своей греховной привычки и совсем не свободен.

Всегда ли можно проследить, как разви­лась та или иная болезнь, что стало ее при­чиной?

В ряде случаев это сделать довольно легко. Предположим, человек совершил какой-либо грех, сделал или сказал что-то мерзкое. И как следствие — муки совести (если она еще не убита): нет настроения, сна, аппетита. Врач поставит диагноз: «депрессия». Однако понятно, что корни ее греховные. Но бывает и другой вид депрес­сивных расстройств, и связан он с наруше­нием обменных процессов в мозговых структурах. Эти обстоятельства очень су­щественные, и их важно осознавать.

Почему Вы в своей деятельности так много внимания уделяете духовно-нравственным вопросам? Ведь психиатрия — это медицинская специальность, не так ли?

Существуют психические заболевания (их около 20—25 % общего числа психиче­ских расстройств), которые в большей сте­пени развиваются «от естества» и связаны с нейрофизиологическими, биохимиче­скими, генетическими и иными наруше­ниями. Хотя понятно, что плоть человека не может болезновать изолированно от ос­тальной его природы. Любая болезнь, будь то психопатология, заболевание желудка, костей или глаз, имеет и духовную при­роду, ибо все болезни человечества — след­ствие грехопадения. То есть, когда мы го­ворим, что эта или иная болезнь естествен­ная, это означает, что в ее природе как бы более явственно и зримо проявляются пси­хопатологические или соматические симп­томы.

Но большая часть психических рас­стройств (примерно около 80 %) связана с личностными факторами, воспитанием, мировоззрением, ценностями человека. В этой группе заболеваний — неврозы, многие формы депрессий, зависимые рас­стройства (наркомания, игромания, алко­голизм), суицидальное поведение и др. Я бы хотел привести цитату из работ швей­царского психиатра Карла Густава Юнга, хотя он, естественно, не является моим лю­бимым автором. Вот его слова: «Среди многих пациентов в возрасте тридцати пяти лет и старше не было ни одного, чья проблема в конечном счете не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь». Таким образом, не учитывая духовно-нравственных причин возникно­вения многих психических расстройств, невозможно помочь человеку.

Что делать, если не спится?

Если не спится — позвольте себе не спать. Не загружайте себя мыслями о сне и его скорейшем наступлении. Зачастую че­ловек больше страдает не от бессонницы, а от переживаний по этому поводу.

Индивидуальные потребности в отдыхе и сне различны у каждого конкретного че­ловека. Важно прислушаться к себе, по­знать себя и решить, сколько времени нужно для сна именно Вам: одному чело­веку необходим восьмичасовой ночной сон, другому — достаточно шести часов. Если, к примеру, поменять этих людей ме­стами, то первый будет недомогать от не­досыпания, а второй — измучается таким продолжительным сном.

Поздний вечер — время спокойных дел и неторопливых разговоров. Погуляйте перед сном. Откажитесь от обильного ужина. Проветрите спальную комнату. Постель должна быть не слишком мягкой, а высота подушки — максимально способствовать естественности позы и расслаблению мышц. Есть наблюдения, что постельное белье темных тонов способствует успокое­нию нервной системы.

Нет сна — не мучьте себя. Успокойтесь, помолитесь, подышите свежим воздухом, выпейте глоточек святой воды. Если проб­лемы со сном не связаны с каким-то се­рьезным заболеванием, то завтра сон не­пременно будет крепче, глубже и продол­жительнее.

Примите теплый душ или погрейте в ванне ноги. С древности известно о пользе бани для снятия напряжения и улучшения сна. На ночь можно выпить полстакана теплой воды и съесть чайную ложку меда. Эффективность меда общеизвестна, а лече­ние медом дает очень хорошие результаты при неврастении, нервном перенапряже­нии, после выполнения длительных и пси­хологически трудных работ. Болгарский ученый Стоймир Младенов предлагает сле­дующую схему медолечения: 100—120 г цветочного пчелиного меда в сутки в тече­ние 2,5—3 недель. Утром и вечером следует принимать по 30 г меда, а после обеда — 40 г. Вечером мед надо разбавлять в стакане прохладной воды и пить этот напиток за полчаса до сна. Через 10—12 дней от на­чала лечения сон, как правило, нормализу­ется, появляется бодрость, возрастает рабо­тоспособность.

ЙОГА,

МЕДИТАЦИЯ,

ГИПНОЗ

Полезно ли заниматься йогой и медита­цией?

Медитация — это средство саморазви­тия и самосовершенствования, применяе­мое в восточных мистических практиках. Вот как выглядит использование медита­ции в йоге. Классическая йога состоит из восьми последовательных ступеней, кото­рые затрагивают практически весь «арсе­нал» телесных и душевных функций. Ме­дитация активно используется на двух по­следних ступенях. Седьмая ступень, «дхи-яна», обучает йога способности созерцать один и тот же объект, не отвлекаясь, в тече­ние длительного времени (собственно ме­дитация). А восьмая ступень, именуемая «самадхи», ведет обучившегося медитации йога к «поглощению „Я“ абсолютным со­знанием». Это «сознание», по учению йоги, увенчает труды «подвижника» блаженством и подаст «духовное видение», то есть способность ясно различать правду и ложь.

Священник Владимир Елисеев в книге «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения» пишет по этому поводу: «Медитация и плоды ее — это не духовное видение, в ко­тором исчезает слепота духа; это практика ложных образов и ощущений, которыми еще более этот дух ослепляется, ибо попа­дает в ловушку необычайных и затягиваю­щих переживаний, откуда он и сам уже не хочет выйти. В медитации нет прикосно­вения Святого Духа, как нет и покаяния — этого необходимого условия духовного ви­дения. Без покаяния нет очищения от греха, а в неочищенную душу не войдет Дух Святой, ибо сказано: „В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и укло­нится от неразумных умствований, и усты­дится приближающейся неправды“ (Прем 1,4-5)».

Нужно также уяснить следующее. Про­поведующие йогу индусы отрицают Боже­ственное откровение в том смысле, как его понимают христиане. По их убежде­нию, откровение идет не из какого-то осо­бого источника, но оно есть раскрытие высшего «Я» в самом человеке. Следуя этим воззрениям, учителя йоги, как и ин­дуизма, внушают своим ученикам, что они частицы самого божества и при опреде­ленном усердии можно добиться святости и могущества.

Как явствует из вышесказанного, йога — это антихристианство. Священник Родион в книге «Люди и демоны» очень точно сравнивает утверждения йогов с мыслями возмечтавшего о себе Денницы, который пал с неба и стал сатаной (Ис. 14, 14). Христианин уповает на Господа, на Его милость и благодать, но отнюдь не на собственную немощь и грехи.

Некоторые люди занимаются йогой и медитацией, по их мнению, только ради фи­зического совершенствования. Иеромонах Серафим (Роуз), детально исследовавший этот вопрос, однозначно утверждает, что за­нятия этими «восточными премудростями» только ради телесного здоровья уже подго­тавливают человека к определенным духов­ным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадыва­ется. Мне приходилось встречаться с тяже­лыми нарушениями психики у людей, дли­тельно занимавшихся йогой и медитацией.

Наши рекомендации