Как исцелиться от наркомании?
Нужны твердая решимость не употреблять наркотики и помощь Божия. Одними медицинскими средствами наркоманию не одолеть, так как это недуг, но недуг греховный. Врач поможет избавиться от явлений абстиненции, преодолеть физическую зависимость. Не более. Необходимо преодолеть себя. Нужны покаяние, молитва, Таинства Церкви, неусыпное внимание к своей душе и реальная работа по преодолению греховных страстей.
Как лечат алкоголизм врачи? Есть ли лекарства от пьянства?
Врачи умеют хорошо выводить из запоя, снимать проявления абстиненции, купировать алкогольные психозы (белую горячку и др.). Вот, пожалуй, и все. Квалифицированный психолог или психотерапевт пытается вскрыть глубинные психологические корни возникновения пьянства, анализирует характерологические особенности человека, его семью и социально-бытовые условия. Затем специалист дает советы и рекомендации, обучает преодолевать стрессы и конфликты и т. д. В ряде случаев проводятся различные психотерапевтические мероприятия, эффект от которых тем выше, чем ярче осознанное желание самого человека освободиться от этого бремени и вернуться к полноценной жизни. Таким образом, психотерапевт становится как бы попутчиком и помощником пациента на этом сложном пути, который он, непременно, преодолевает сам.
Алкоголизм и наркомания это болезни. Но болезни более всего духовные. В основе пьянства, употребления наркотиков — духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая «прилепилась» ныне к наркологии и которой по причине сильнейшей опасности и духовной пагубы надо категорически избегать).
Лекарства от пьянства, в привычном понимании, нет. Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления греховного недуга необходимы духовные усилия. Нужны личная решимость и помощь Божия. Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет. Помогая ближним преодолеть это пагубное пристрастие, надо взглянуть внутрь себя. Не надо ли нам принести покаяние за те страдания, которые испытывает наш ближний? Нет ли здесь и нашей вины? Думается, что всегда есть повод для покаяния.
Святитель Тихон Задонский писал: «Привыкшим к сей пагубной страсти надобно крепко вооружиться против мучительства ее, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь!» Так и искореняли пьянство в дореволюционной России в православных обществах трезвости. Условиями исцеления были покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства.
До революции только духовенством на тему трезвого образа жизни издавались тридцать два журнала! Известно, сколь велик был вклад в это делание ныне прославленного в лике святых царя-мученика Николая II. И сейчас по молитвам к святому царю Николаю многие страждущие этим недугом получают благодатную помощь и укрепление.
А чем может помочь страждущему батюшка?
О том, как важна помощь пастыря-духовника для преодоления этой греховной страсти, с убедительностью свидетельствует пример из жития святого праведного Иоанна Кронштадтского. Необыкновенно трогательно рассказывал об одном из таких случаев духовного возрождения, благодаря отцу Иоанну, один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются... да глаза у батюшки, ласковые и серьезные, меня остановили: стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит — прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не сумею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети — там тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу... Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит... И вот с тех пор я человеком стал...»
А вот замечательный пример из жизни святого праведного Алексия Мечева. «Как-то в будний день, после ранней обедни, в храм вошел пьяный, оборванный, весь трясущийся человек и, едва выговаривая слова, обратился к батюшке: «Я совсем погиб, спился. Погибла душа моя... спаси... помоги мне... Не помню себя трезвым... потерял образ человека...» Батюшка совсем близко подходит к нему, любовно заглядывает в глаза, кладет на его плечи руки и говорит: «Голубчик, пора нам с тобой уж перестать винцо-то пить». — «Помогите, батюшка, дорогой, помолитесь!»
Отец Алексий, взяв его за правую руку, ведет к алтарю главного Казанского придела, торжественно раскрывает царские врата и, поставив рядом с собой на амвоне этого грязного оборванца, начинает молебен, произнося величественным голосом: «Благословен Бог наш...» Опустившись на колени, начинает усердно, со слезами возносить молитвы Господу Богу. Одежда оборванца была настолько порвана, что тело его обнажалось, когда он, по примеру батюшки, клал земные поклоны. По окончании молебна батюшка трижды осенил крестом несчастного и, подавая ему просфору, три раза его поцеловал.
Через непродолжительный срок к свечному ящику подошел прилично одетый мужчина и, покупая свечу, спросил: «Как бы мне увидеть батюшку отца Алексия?» Узнав, что батюшка в храме, он радостно заявил, что желает отслужить благодарственный молебен. Вышедший на амвон батюшка воскликнул: «Василий, да ты ли это?!» С рыданием бросился к его ногам недавний пьяница, прослезился и батюшка, начал молебен. Оказалось, что Василий получил хорошее место и прекрасно устроился».
Поясните, что такое «интернет-зависимость?»
Любое зависимое поведение — это страдание, это рабство. И, в принципе, уже неважно от чего. От наркотиков, табака, алкоголя, азартных игр или от компьютера. Принцип один — порабощенность. Душевная, физическая, социальная...
Вы помогаете людям избавиться от привычки курить и пить. На чем основывается ваша методика, и чем она отличается от других методов?
Пьянство, наркомания, злостное курение — это греховные недуги. Преодолеть грех можно, имея личную решимость и с Божией помощью. Православный подход в реабилитации людей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, не подменяет медико-биологи-ческого взгляда, но дополняет и обогащает представление о личности. Ибо человек — не только плоть, но и душа, и дух. Медикаменты, психологическая подготовка, снятие физической зависимости — лишь первый этап. Главное — чтобы человек обрел в себе образ Божий.
Я заядлый курильщик. Перепробовал всевозможные методы, но ничего не помогает. Можете ли Вы мне что-нибудь посоветовать?
В книге известного православного писателя Сергея Александровича Нилуса «На берегу Божьей реки» есть повествование об исцелении его супруги от тяжкого недуга и связанного с этим другого чуда, а именно — избавление С. А. Нилуса от многолетнего порока курения.
«...7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! — это все от куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином, что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови. Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить, не курил дня по два, но результат был тот, что на меня находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже и делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…
«Придет ваш час, — сказал отец Варсонофий, — и куренью настанет конец». «Надейся, не отчаивайся: в свое время, Бог даст, бросишь», — по поводу того же куренья, от которого я никак отстать не мог, сказал мне о. Иосиф. И чудо это, по слову обоих старцев, надо мной совершилось. А было это так. Живем мы с подружием моим, женой моей Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле Евангельского слова, так, что мы не двое, а одна плоть. Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой и убежденной нашей вере в таинство брака, к которому мы оба в свое время приступали со страхом и трепетом. И вот, в июне 1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью, которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и до 40 °С температура. И так и неделя, и другая, и третья! Вижу, тает на моих глазах моя радость, тает, как восковая свечечка, и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет.
И великой, безмерно великой тоскою и скорбью исполнилось тогда мое сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей, как живой: «Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица! Ты, верую, дала жену — ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но знаю, что своими силами исполнить его не могу, а не исполнить — грех великий, так Ты Сама мне помоги!» Так было это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое, ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий — крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава Пречистой! Наутро температура 36,5 °С, вечером — 36,4 °С, и через день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что я без него жить не мог не только дня, но и минуты. Это ли не чудо Одигитрии?»
ПРАВОСЛАВНАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Насколько оправдано указывать на духовный вектор психотерапии, именуя ее православной?
Вокруг термина «православная психотерапия» было очень много споров и дискуссий. Мне, например, говорили: «Зачем объединять науку и религию? Завтра ты скажешь про иудейскую хирургию или буддийскую стоматологию!..» Конечно же хирургия — всегда только хирургия, то же самое и со стоматологией. Но вот в чем суть! Психотерапия — это область душепопечения. Этот терапевтический метод можно сравнить с лечением души душой, с глубинным психологическим воздействием на душу и личность пациента. Я убежден, что в основе многих психических расстройств и психологических проблем — грех, порабощение души греховными страстями.
И если говорить о терапии души, то истинная терапия связана с преображением души человека, очищением его сердца от греховных страстей. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование религиозного опыта не вообще, а конкретно православной духовности. Вот поэтому и используется термин «православная психотерапия».
А что собой представляет православная психотерапия? В чем ее основное отличие от современных психотерапевтических школ и направлений, которые Вы зачастую критикуете в своих публикациях?
Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность. Трепетное и благоговейное отношение к созданной по образу Божию душе каждого человека, обратившегося за помощью. Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии, в нем содержится все необходимое и для врачевания души, и для ее спасения. Консультативный прием в православной или, как часто мы называем, святоотеческой психотерапии — это, прежде всего встреча во Христе. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но должен с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.
Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о православии, о христианском понимании смысла жизни, причинах и духовном значении страдания, болезни.
Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от первоочередных - успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — подвигнуть пациента к внутреннему росту, духовному развитию, обратить его к непреходящим ценностям. По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к православию.
Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.
По сути дела, можно назвать психотерапевта «хирургом человеческой души».
В некотором смысле, да. Основной «инструмент» психотерапевта — слово. Однако психотерапия более призвана не к словесному, но к духовному воздействию на человека. Ибо если за словами ложь, то и пользы никакой не будет. Без живительной силы Духа слово может быть лишь пустым звуком.
В древности говорили, что врачебное искусство держится «на трех китах»: ноже, целебной траве и слове. Нож — прообраз хирургии, целебная трава — собирательный образ лекарственных форм, а под словом понимается живое, душевное отношение врача к больному.
Годы атеизма и гонений на православие в нашей стране не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. Сегодня мы переживаем очень трудное время.
К большой скорби, духовный вакуум у части наших соотечественников (и не такой малой) заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом, магией.
Найдутся и «духовные наставники», готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе сулят «умопомрачительный эффект». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и прочие заболевания». Через запятую перечисляются десятки болезней, которые должны исчезнуть по мановению руки какого-нибудь экстрасенса, колдуна или гипнотизера.
Для этих «экстраординарных личностей» не существует разницы между незначительным и кратковременным облегчением, возникающим в силу известных психофизиологических законов, выздоровлением или духовной прелестью. Люди втягиваются в своеобразную «игру», шансов на выигрыш в которой нет.
В России, растлевая души людей, практикуют триста тысяч оккультных целителей. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинских вырастает в государственную, имеющую опасные для общества социальные последствия.
Психотерапия — особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостотельной, не имеющей нравственных ориентиров.
Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. «...Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?»(Лк. 6, 39).
Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою собственную жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который Истина, Путь и Жизнь!
ОДИНОЧЕСТВО