Страдаю бронхиальной астмой. Слышал, что это заболевание развивается на нервной почве. Расскажите об этом подробнее.
Бронхиальная астма и еще целый ряд заболеваний, среди них, например, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки именуются как психосоматические. То есть эти недуги развиваются при непосредственном участии психоэмоциональных стрессовых факторов. Если подробнее говорить о бронхиальной астме, то замечу, что она имеет несколько механизмов, по которым развиваются ее клинические проявления. Один из них — нервно-психический.
О психоэмоциональных стрессах мы уже упомянули. Наряду с ними существенная роль в формировании этого страдания отводится характеру страждущего. Большинство исследователей усматривают в нем выраженные черты напористости, некоего упрямства. Попытаюсь проиллюстрировать эти взаимосвязи. Астматический приступ сопровождается затруднением выдоха. А теперь представьте себе человека, поднимающего непомерную тяжесть. Естественно, он на высоте подъема задерживает дыхание. Так вот и астматик часто находится в состоянии внутреннего напряжения и как бы с большим напором преодолевает различные житейские обстоятельства. Конечно, это лишь некая упрощенная схема, но суть явления она отображает.
Зачастую болезнь прогрессирует и трудно поддается лечению, если указанная черта характера уже более напоминает страсть. Попытки развивать у больных душевно противоположные качества (уступчивость, мягкость, спокойствие) приносили хорошие результаты. Больные получали облегчение. Но это лишь половина дела. Грехи и страсти наши врачуются благодатию Божией у исповедного аналоя, а затем — Святыми Христовыми Тайнами. И Всемилостивый Господь, если будет на то Его Святая воля, исцеляет души и тела наши.
Я слышал, что грехи могут как бы переходить в конкретные заболевания. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом.
Святые отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. Известно, как «расплачиваются» блудники за свои грехи: у них возникают венерические заболевания, СПИД, бесплодие, гинекологические заболевания, простатит, импотенция.
Наблюдения показывают, что у сребролюбивых и завистливых нередко развиваются нервно-психические заболевания. За сластолюбие мы страдаем болезнями кишечника, зубов, разными формами аллергии. У чревоугодников развиваются ожирение, болезни желудка, поджелудочной железы. За унынием следует депрессия. Гордость может стать духовной сущностью шизофрении. Гнев ускоряет появление болезней сердечно-сосудистой системы. Этот перечень можно продолжать и дальше.
Скажите, то, о чем мы говорим, — это Ваше личное мнение или существует общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?
Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницею душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям отражено в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском соборе в августе 2000 года.
В этом документе говорится, что, к примеру, основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества.
Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. Таким образом, Церковь, как на одну из причин развития психических болезней, указывает на греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. В этой группе заболеваний и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.
СОСТОЯНИЯ
ЗАВИСИМОСТИ
Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и других зависимостей. Допустимы ли такие методы?
Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.
Есть достоверные сведения о том, как складывается дальнейшая жизнь у закодированных людей. Многие пить действительно прекращают. Но у многих из них развиваются различные психические или психосоматические нарушения, отмечается психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то «нелюдь», который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает, на всех злится. Разве это исцеление?!
Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явления абстиненции (комплекс психических и физических расстройств). И все наркологические центры разнятся только сервисом. Больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют! Повторю, что недуги эти в первую очередь греховные.