Страдаю бронхиальной астмой. Слышал, что это заболевание развивается на нервной почве. Расскажите об этом подробнее.

Бронхиальная астма и еще целый ряд заболеваний, среди них, например, гипертония, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки именуются как психосоматические. То есть эти недуги развиваются при непосредственном участии психоэмоциональных стрессовых факторов. Если подробнее говорить о бронхиальной астме, то замечу, что она имеет несколько механизмов, по которым развиваются ее клинические проявления. Один из них — нервно-психический.

О психоэмоциональных стрессах мы уже упомянули. Наряду с ними существен­ная роль в формировании этого страдания отводится характеру страждущего. Боль­шинство исследователей усматривают в нем выраженные черты напористости, не­коего упрямства. Попытаюсь проиллюстри­ровать эти взаимосвязи. Астматический приступ сопровождается затруднением вы­доха. А теперь представьте себе человека, поднимающего непомерную тяжесть. Есте­ственно, он на высоте подъема задержи­вает дыхание. Так вот и астматик часто на­ходится в состоянии внутреннего напря­жения и как бы с большим напором прео­долевает различные житейские обстоя­тельства. Конечно, это лишь некая упро­щенная схема, но суть явления она отобра­жает.

Зачастую болезнь прогрессирует и трудно поддается лечению, если указанная черта характера уже более напоминает страсть. Попытки развивать у больных ду­шевно противоположные качества (уступ­чивость, мягкость, спокойствие) прино­сили хорошие результаты. Больные полу­чали облегчение. Но это лишь половина дела. Грехи и страсти наши врачуются благодатию Божией у исповедного аналоя, а затем — Святыми Христовыми Тайнами. И Всемилостивый Господь, если будет на то Его Святая воля, исцеляет души и тела наши.

Я слышал, что грехи могут как бы пере­ходить в конкретные заболевания. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этом.

Святые отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет. Известно, как «расплачиваются» блудники за свои грехи: у них возникают венерические заболева­ния, СПИД, бесплодие, гинекологические заболевания, простатит, импотенция.

Наблюдения показывают, что у сребро­любивых и завистливых нередко развиваются нервно-психические заболевания. За сластолюбие мы страдаем болезнями кишечника, зубов, разными формами аллер­гии. У чревоугодников развиваются ожире­ние, болезни желудка, поджелудочной же­лезы. За унынием следует депрессия. Гор­дость может стать духовной сущностью шизофрении. Гнев ускоряет появление бо­лезней сердечно-сосудистой системы. Этот перечень можно продолжать и дальше.

Скажите, то, о чем мы говорим, — это Ваше личное мнение или существует обще­церковный взгляд на проблему психических расстройств?

Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницею душ человеческих. Отношение Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям отражено в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском соборе в августе 2000 года.

В этом документе говорится, что, к примеру, основная причина бегства многих наших современников в царство алкоголь­ных или наркотических иллюзий — это ду­ховная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориенти­ров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества.

Это расплата за идеологию потреби­тельства, за культ материального преуспе­вания, за бездуховность и утрату подлин­ных идеалов. Таким образом, Церковь, как на одну из причин развития психических болезней, указывает на греховные страсти. Именно порабощенность души грехов­ными страстями приводит ко многим пси­хическим расстройствам. В этой группе за­болеваний и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.

СОСТОЯНИЯ

ЗАВИСИМОСТИ

Ваше отношение к использованию гипноза и кодирования для лечения алкоголизма и дру­гих зависимостей. Допустимы ли такие ме­тоды?

Конечно, гипноз как насилие над лич­ностью недопустим. В отношении кодиро­вания высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

Есть достоверные сведения о том, как складывается дальнейшая жизнь у закоди­рованных людей. Многие пить действи­тельно прекращают. Но у многих из них развиваются различные психические или психосоматические нарушения, отмечается психопатизация характера. Жены закоди­рованных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то «нелюдь», который курит по две пачки в день, не может устроиться на ра­боту, ни с кем не разговаривает, на всех злится. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же каса­ется и наркомании.

Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явле­ния абстиненции (комплекс психических и физических расстройств). И все наркологические центры разнятся только серви­сом. Больше ничем! Лечить наркоманию или алкоголизм не умеют! Повторю, что недуги эти в первую очередь греховные.

Наши рекомендации