Предложение по реализации профилактики наркомании в высшем учебном заведении

1.Создание координационной группы. Эта группа должна состоять из преподавателей, родителей (если это возможно) и студентов. Как заинтересовать студентов? Возможно, какими - то льготами (к примеру, освобождением от каких-либо предметов, привлечением к какой-то общественной деятельности). Неплохо, если преподаватели вначале или в конце лекции уделят несколько минут рассказу о работе такой группы и предложат студентам принять в ней участие.

Задача координационной группы - принимать решения о проведении мероприятий, направленных против наркотиков, об организации кампаний, митингов, конференций, рекламы и т.п. Все стратегические решения координационной группы должны приниматься преподавателями и ректором университета совместно, но конкретная реализация отдельных мероприятий должна проводиться самими студентами. Помощь преподавателей особо необходима в самом начале.

2. Внедрение элементов профилактики наркомании через преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин (к примеру, педагогическая профилактика наркомании - в курсе «Психология» или в рамках программных тем по курсу иностранных языков).

Университет должен поощрять тех преподавателей, которые включают в читаемые ими профессиональные курсы информацию о проблемах наркомании.

3. Проведение акций. Цель профилактической программы - привлечь внимание к проблемам, связанным с наркотиками. Чтобы начать программу и заставить ее работать, необходим координатор, отвечающий за все мероприятия и за связь студентов с преподавателями. Этого координатора должна поддерживать надежная исполнительная группа, состоящая из представителей всех факультетов и университетских структур. Главная задача исполнительной группы - организация недельных акций. Смысл подобных акций в том, чтобы представить профилактическую программу и пробудить к ней интерес.

Каждая акция должна освещать какой-то конкретный аспект нарко-проблемы. Первой темой недельной акции должно быть изучение обстоятельств проблемы с наркотиками в университете и ознакомление с местной ситуацией. Кроме того, необходимы встречи со специалистами-наркологами, психотерапевтами и социальными работниками.

4.Организация наставничества. Целью наставничества является поддержка первокурсников в период адаптации в университете. Многие первокурсники бывают растерянными и нуждаются в чьем-то наставничестве - они ждут, чтобы им объяснили, что такое университет, чтобы помогли на первых порах организовать их новую, студенческую жизнь. На эту роль прекрасно подойдут студенты старших курсов. Каждый наставник может иметь трех-четырех подопечных первокурсников с его же факультета. Он помогает им познакомиться с университетом и друг с другом и создать позитивное общественной окружение.

Наставники должны иметь “обратную связь”, т.е. знать, что же дает университету их работа, и иметь возможность обмениваться опытом.

5. Информационный центр. В библиотеке или каком-либо другом помещении (если это не будет очень накладно для университета) должно быть выделено место, где собирается вся информация о наркомании. Этот центр должен снабжать студентов полезной и достоверной информацией о номерах телефонов и других ссылках по проблеме наркотиков, а также раздавать брошюры и листовки. Студентам необходим также доступ к интернету для самостоятельных поисков информации и общения с людьми, причастными к этой проблеме.

Этот центр должен работать так часто и так долго, как только возможно, и должен быть доступен всем, в том числе и наркозависимым студентам. Не очень приемлемым считается изоляция наркозависимых от других студентов. Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо владеть максимально объективной информацией.

6. Студенческие кафе. Местом, где студенты могли бы встречаться и общаться, должны быть молодежные кафе. Создание кафе может быть содержанием и объектом отдельного проекта или акции, куда должны быть вовлечены и студенты (оформление, обслуживание и пр.).

Кафе должны быть зоной, свободной от наркотиков, и должны быть оснащены разными играми и музыкальной аппаратурой. Если возможно, хорошо бы организовать в кафе доступ к интернету. Студенты, ответственные за кафе, могут организовывать там разные культурные программы: вечеринки, музыкальные концерты, выставки, театрализованные представления и т.п.

7. Студенческие проекты. В течение двух месяцев в году каждый факультет будет работать над определенной темой, имеющей отношение к наркотикам. Предлагается устраивать во время учебного года соревнования между разными факультетами, а по окончании года - заключительный фестиваль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Способы борьбы с наркоманией различны. Среди основных - социальный, медицинский и информационный. Социальный способ борьбы с наркоманией нацелен на устранение социально-экономических, бытовых, социально-психологических причин и условий отклоняющегося поведения. Медицинский способ борьбы с наркоманией помогает пациенту медикаментозно и психологически избавиться от зависимости. Наркомания требует длительного лечения.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости – это комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодняшний день адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Борьба с наркоманией на личностном уровне - сложный и длительный процесс, требующий колоссальных усилий со стороны человека, но и со стороны его близких.

Огромную роль в профилактике наркомании среди молодежи играют родители и педагоги. Их основная задача – показать, что жизнь прекрасна, многогранна, интересна, увлекательна только тогда, когда главная цель каждого – ориентир на здоровый образ жизни.

Литература

1. Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика. – 2004. - №4;

2. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. - 2001. - №9;

3. Чернышова В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс / В. Н. Чернышова // Социология образования. - 2007. - №6.

4. Хажилина И.И. Профилактика наркомании,- М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.

Наши рекомендации