Девиантное и делинквентное поведение подростков.
1.1. Поведение
нормальное девиантное (отклоняющееся)
положительное отрицательное
аморальное аддиктивное
противоправное или делинквентное
В зарубежной психологии в последнее время избегают термина "девиантное поведение" в связи с распространением идей "политической корректности" и предпочитают говорить о проблемном поведении.
1.2. Стадии развития асоциального поведения (И.А.Невский, 1990):
1) неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
2) порицаемое поведение (систематически осуждаемое со стороны воспитателей);
3) девиантное поведение (нравственно-отрицательные проявления и проступки);
4) деликвентное (предпреступное) поведение;
5) преступное поведение;
6) деструктивное поведение.
1.3. Внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
- потребность в престиже, в самоуважении;
- потребность в риске;
- наличие "искусственных" потребностей";
- эмоциональная неустойчивость";
- агрессивность;
- наличие акцентуации характера (к "группе риска" относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);
- отклонения в психическом развитии;
- низкое самоуважение;
- неадекватная самооценка.
1.4. Социальные факторы, приводящие к:
правонарушениям
семья школа асоциальная референтная
группа сверстников
тип семьи тип воспитания
патернальная гиперопека гипоопека
асоциальная
1.6. "Фрустрационные" типы делинквентности (А.А.Александров, 1988): агрессивно-защитный формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, оппозиционный - в обстановке воспитания по типу "кумир семьи".
1.7. Методы коррекции девиантного поведения (по О.А.Усовой, 1993).
Цели коррекции
Коррекция социальной ситуации | Коррекция личностных особенностей |
- переформирование родительских позиций и мотивов воспитания; - обучение делегированию ответственности ребенку и принятию его; - анализ ценностей и статуса ребенка в группе сверстников; - коррекция познавательных процессов, обеспечение успехов в обучении. | - повышение самоуважения ребенка; - развитие регистрирующего и опережающего самоконтроля; - развитие коммуникативных навыков, обучение саморегуляции; - переформирование социально неодобряемого поведения. |
Методы коррекции:
- методы поведенческой коррекции: жетонные программы, регистрация поведения, поведенческий тренинг;
- реконструктивная групповая психокоррекция;
- терапия творческим самовыражением: библиотерапия, арттерапия;
- разъяснительные беседы и дискуссии.
Аддиктивное поведение.
2.1. Понятие "аддиктивное поведение (от англ. addiction - пагубная привычка) используется для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформирована физическая зависимость.
Истинные алкоголизм и наркомания в возрасте 10-14 лет встречаются редко.
2.2. Факторы, ведущие к формированию аддиктивного поведения:
- наследственная отягощенность алкоголизмом и другими нервно-психическими заболеваниями;
- большая частота перенесенных детских инфекций;
- инфантилизм как форма ЗПР;
- распространенность в детстве различных неврозоподобных расстройств (страхи, заикание, тики).
2.3. Причины аддиктивного поведения (Н.Ю.Максимова, 1996):
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
- несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющих ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;
- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.
2.4. Предрасположенность к аддиктивному поведению - это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психотропных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает:
1) отсутствие мотивации достижения, вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности, преобладание избегающей мотивации;
2) несформированность функции прогноза;
3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;
4) преобладание экстернального локуса контроля;
5) низкий уровень самоуважения, вплоть до непринятия образа "Я", что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;
6) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;
7) противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;
8) тенденцию к уходу от реальности в стрессовой ситуации.
2.5. Мотивы употребления наркотических веществ и алкоголя:
- для токсикоманов более значима фрустрация потребности в безопасности; для тех, кто преимущественно употребляет алкоголь, - потребность во временной перспективе;
- любопытство, желание испытать новые "острые" ощущения и/или узнать возможности своего организма;
- забыться, отвлечься от тревожащей ситуации, достичь релаксации;
не отстать от компании сверстников.
2.6. Изменения в поведении ребенка, начавшего принимать наркотики:
- повышается агрессивность, взвинченность;
- потеря интереса к старым друзьям, занятиям;
- одежда подростка стала неряшливой, на белье можно увидеть мелкие кровавые пятна;
- ребенок начал воровать деньги, вещи;
- среди вещей ребенка можно найти шприцы, таблетки, целлофановые пакеты и т.д.;
- в общении со сверстниками появились слова типа "задвинуть", "косяк", "колеса", "ширнуться" и т.д.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные виды девиантного поведения.
2. Может ли быть девиантное поведение положительной направленности?
3. Какие стадии развития проходит асоциальное поведение?
4. Каковы причины аддиктивного и девиантного поведения?
5. По каким признакам родители могут догадаться о том, что их подросток начал употреблять наркотики?
6. Какие методы выявления причин отклоняющегося поведения вам известны?
7. В чем заключается психокоррекционная работа с трудновоспитуемыми детьми и подростками?
8.
Задача
Сергей Л., 15 лет. К психологу на консультацию обратилась мать мальчика в связи с нарушениями поведения у сына. Он иногда не ночует дома. Когда и бывает дома, то очень мало спит (3-4 часа в сутки), школу не посещает. Из дома стали пропадать деньги, вещи. Грубит, выгоняет всех из своей комнаты. В последнее время мама замечает, что мальчик сильно похудел, хотя ест даже больше обычного. Часто приходит домой в возбужденном состоянии, быстро двигается, говорит. Несколько раз заявлял матери: "Я умею взглядом передвигать предметы, останавливать машины". До последнего момента мальчик регулярно посещал школу, занимался на "4" и "5", быстро уставал, жаловался на головные боли. Друзей было мало. Год назад семья переехала в другой район, и у Сергея появились какие-то "друзья", с которыми он не знакомит родителей. Нарушений со стороны мышления не обнаружено. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО - лабильно-сензитивный тип акцентуации. При описании картин ТАТ - проекции переживаний, связанных с наркопотреблением. В речи используются специфические слова и выражения. При осмотре обнаружены следы уколов по ходу вен. Из беседы выяснились факты употребления эфедрина.
1. Какие возможны заболевания?
2. Какие мероприятия необходимы?
Литература
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп.-М., 2000.
4. ДанилинА.И. Как спасти детей от наркотиков.- М., 2000.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.-М., 2003.
6. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних.- Ростов н/Д., 2000.
7. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.- М., 2000.
8. Степанов В.Г. Индивидуальный подход к трудным школьникам. - М., 1995.
Тема 10. Технологии и методы специального образования
План
1. Отбор в специальные (коррекционные) школы.
2. Формы организации специального образования.
3. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями.