Нарушения опорно-двигательной сферы.

3.1. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть врожденными и приобретенными. Выделяют следующие виды патологий двигательной сферы:

· заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит);

· врожденная патология опорно-двигательного аппарата (кривошея, косолапость, врожденный вывих бедра и т.д.);

· приобретенные повреждения (полиартрит, рахит, туберкулез и опухоли костей и т.д.).

Детский церебральный паралич - основное нарушение двигательной сферы (ДЦП). Это поражение двигательных систем головного мозга.

3.2. Основные признаки ДЦП.

3.2.1. Параличи и парезы отдельных групп мышц.

3.2.2. Расстройства равновесия и координации.

3.2.3. Гиперкинезы - непроизвольные чрезмерные движения (головы, рук и т.д.).

3.2.4. Нарушение мышечного тонуса (спастичность, гипотония).

3.2.5. Нарушение ощущений движения (кинестезии).

3.3. Формы ДЦП (по К.А.Семеновой, 1974).

3.3.1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля).

3.3.2. Гиперкинетическая форма.

3.3.3. Двойная гемиплегия.

3.3.4. Атонически-астеническая форма.

3.3.5. Гемипаретическая форма.

Речевые расстройства.

4.1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений:

(по В.М.Астапову, 1994)

Нарушения опорно-двигательной сферы. - student2.ru Нарушения опорно-двигательной сферы. - student2.ru Нарушения опорно-двигательной сферы. - student2.ru

нарушения фонаци­онного оформления произносительной стороны речи: - дисфония - брадилалия - тахилалия - дислалия - дизартрия - заикание нарушения структурно-семантического (внутреннего) плана речи: - алалия - афазия   нарушения письменной речи: - дислексия - дисграфия  

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

4.2. Критические периоды в развитии речи:

1- й – начало формирования речи (возраст 1-2 года), появление у ребенка повышенной потребности в общении;

2-й – интенсивное развитие речи (3 года) и возможные перенагрузки речевой системы, приводящие к эволюционным заиканиям;

3-й – овладение письменной речью (6-7 лет).

4.3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

4.3.1. Предрасполагающие причины:

· невропатическая отягощенность родителей;

· невропатические особенности заикающегося ребенка;

· конституциональная предрасположенность ребенка;

· наследственная отягощенность;

· поражение головного мозга во внутриутробном или постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

4.3.2.Производящие причины:

· травмы головного мозга;

· органические нарушения мозга;

· острые и хронические психотравмы;

· полиглоссия;

· речевые перегрузки;

· подражание

4.3.3. Виды заикания: функциональное, генетическое, невротическое.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте билингвистическую и коммуникационную педагогические системы обучения глухих языку.

2. Каковы основные причины нарушений зрения, слуха и речи у детей?

3. Проведите диагностику слуха у дошкольников, пользуясь предложенной выше программой наблюдения.

4. Найдите в литературе (журнале "Дефектология") конкретные методы коррекции некоторых речевых нарушений.

5. Можно ли полностью вылечить ДЦП?

6. Что такое "иппотерапия"?

7. Какие заболевания ЦНС у детей могут сопровождаться речевыми нарушениями?

8. В чем состоит особенность устного опроса заикающегося ученика в классе?

Задача

Андрей М., 9 лет. Обратилась учительница с жалобой, что учащийся не усваивает навыки чтения и письма, дублирует программу 3 класса. Поведение на уроках и переменах не нарушено. Успеваемость по математике и другим предметам - средняя.

Из беседы с матерью выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально. Развитие речи несколько запаздывало: говорить отдельные слова Андрей стал к 1,5 годам, фразовая речь появилась к 4 годам. Отмечались нарушения в произношении в произношении отдельных звуков, занимался в поликлинике в течение 3 месяцев. Андрей посещал детский сад, но к поступлению в школу знал только отдельные буквы, читать не умел. Во время обучения в школе мать регулярно занимается с ребенком дома, читает ему все задания вслух.

Отмечается некоторая истощаемость психических процессов по гипостеническому типу. Объем, концентрация и переключаемость внимания не нарушены. Слухоречевая память недостаточна, запоминание невербализованных фигур - высокая норма. При исследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение невербальных тестов - высокая норма, вербальных - нижняя граница нормы. Затруднен фонематический анализ и синтез слова, испытуемый путает отдельные фонемы: ш, с, ц; при фонематическом анализе к этому присоединяются пропуски гласных. Такого типа ошибки встречаются в письменной речи.

1. Какая предположительная причина неуспеваемости?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

Литература

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.: Академия, 2001.

3.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.- СПБ., 2003.

4.Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.

5.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.

Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального
развития

План

1. Психическое недоразвитие. Умственно отсталые (УО) дети.

2. Поврежденное психическое развитие.

3. Аттитьюдыобщества к аномальным детям, системасоциальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями.

Наши рекомендации