Нарушения опорно-двигательной сферы.
3.1. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть врожденными и приобретенными. Выделяют следующие виды патологий двигательной сферы:
· заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит);
· врожденная патология опорно-двигательного аппарата (кривошея, косолапость, врожденный вывих бедра и т.д.);
· приобретенные повреждения (полиартрит, рахит, туберкулез и опухоли костей и т.д.).
Детский церебральный паралич - основное нарушение двигательной сферы (ДЦП). Это поражение двигательных систем головного мозга.
3.2. Основные признаки ДЦП.
3.2.1. Параличи и парезы отдельных групп мышц.
3.2.2. Расстройства равновесия и координации.
3.2.3. Гиперкинезы - непроизвольные чрезмерные движения (головы, рук и т.д.).
3.2.4. Нарушение мышечного тонуса (спастичность, гипотония).
3.2.5. Нарушение ощущений движения (кинестезии).
3.3. Формы ДЦП (по К.А.Семеновой, 1974).
3.3.1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля).
3.3.2. Гиперкинетическая форма.
3.3.3. Двойная гемиплегия.
3.3.4. Атонически-астеническая форма.
3.3.5. Гемипаретическая форма.
Речевые расстройства.
4.1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений:
(по В.М.Астапову, 1994)
нарушения фонационного оформления произносительной стороны речи: - дисфония - брадилалия - тахилалия - дислалия - дизартрия - заикание | нарушения структурно-семантического (внутреннего) плана речи: - алалия - афазия | нарушения письменной речи: - дислексия - дисграфия |
Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.
4.2. Критические периоды в развитии речи:
1- й – начало формирования речи (возраст 1-2 года), появление у ребенка повышенной потребности в общении;
2-й – интенсивное развитие речи (3 года) и возможные перенагрузки речевой системы, приводящие к эволюционным заиканиям;
3-й – овладение письменной речью (6-7 лет).
4.3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
4.3.1. Предрасполагающие причины:
· невропатическая отягощенность родителей;
· невропатические особенности заикающегося ребенка;
· конституциональная предрасположенность ребенка;
· наследственная отягощенность;
· поражение головного мозга во внутриутробном или постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.
4.3.2.Производящие причины:
· травмы головного мозга;
· органические нарушения мозга;
· острые и хронические психотравмы;
· полиглоссия;
· речевые перегрузки;
· подражание
4.3.3. Виды заикания: функциональное, генетическое, невротическое.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте билингвистическую и коммуникационную педагогические системы обучения глухих языку.
2. Каковы основные причины нарушений зрения, слуха и речи у детей?
3. Проведите диагностику слуха у дошкольников, пользуясь предложенной выше программой наблюдения.
4. Найдите в литературе (журнале "Дефектология") конкретные методы коррекции некоторых речевых нарушений.
5. Можно ли полностью вылечить ДЦП?
6. Что такое "иппотерапия"?
7. Какие заболевания ЦНС у детей могут сопровождаться речевыми нарушениями?
8. В чем состоит особенность устного опроса заикающегося ученика в классе?
Задача
Андрей М., 9 лет. Обратилась учительница с жалобой, что учащийся не усваивает навыки чтения и письма, дублирует программу 3 класса. Поведение на уроках и переменах не нарушено. Успеваемость по математике и другим предметам - средняя.
Из беседы с матерью выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально. Развитие речи несколько запаздывало: говорить отдельные слова Андрей стал к 1,5 годам, фразовая речь появилась к 4 годам. Отмечались нарушения в произношении в произношении отдельных звуков, занимался в поликлинике в течение 3 месяцев. Андрей посещал детский сад, но к поступлению в школу знал только отдельные буквы, читать не умел. Во время обучения в школе мать регулярно занимается с ребенком дома, читает ему все задания вслух.
Отмечается некоторая истощаемость психических процессов по гипостеническому типу. Объем, концентрация и переключаемость внимания не нарушены. Слухоречевая память недостаточна, запоминание невербализованных фигур - высокая норма. При исследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение невербальных тестов - высокая норма, вербальных - нижняя граница нормы. Затруднен фонематический анализ и синтез слова, испытуемый путает отдельные фонемы: ш, с, ц; при фонематическом анализе к этому присоединяются пропуски гласных. Такого типа ошибки встречаются в письменной речи.
1. Какая предположительная причина неуспеваемости?
2. Консультация какого специалиста обязательна?
Литература
1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.
2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.: Академия, 2001.
3.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.- СПБ., 2003.
4.Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.
5.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального
развития
План
1. Психическое недоразвитие. Умственно отсталые (УО) дети.
2. Поврежденное психическое развитие.
3. Аттитьюдыобщества к аномальным детям, системасоциальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями.