Значение опорно-двигательной системы


значение опорно-двигательной системы - student2.ru Активная часть значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru (мышцы)

       
  значение опорно-двигательной системы - student2.ru
 
    значение опорно-двигательной системы - student2.ru
 
    значение опорно-двигательной системы - student2.ru

значение опорно-двигательной системы - student2.ru Пассивная часть значение опорно-двигательной системы - student2.ru (скелет)    
Энергетическая функция превращения химической энергии в механическую и тепловую.  
Двигательная функция обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве
Защитная функция создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка защищает легкие и сердце, череп и позвоночник – головной и спиной мозг, органы брюшной полости находятся под защитой позвоночника и брюшного пресса).
Формообразующая функция определяют форму и размеры тела.
Опорная функция опорный остов организма.
Кроветворная функция красный костный мозг – источник клеточных элементов крови.
Обменная (запасающая) функция. Кости – источник Са, F и других минеральных веществ

СКЕЛЕТ

Скелет –совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений

значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru ЧАСТИ СКЕЛЕТА

значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru Скелет головы Скелет туловища Скелет верхних (нижних)

Конечностей

Лицевой череп Мозговой череп Плечевой Свободная верхняя

(тазовый) пояс (нижняя) конечность

Позвоночный столб Грудная

(позвоночник) клетка

СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ

Кости черепа спереди, сбоку и снизу

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА

Позвоночник Грудная клетка

 
  значение опорно-двигательной системы - student2.ru

СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ

Скелет верхних Скелет нижних

Конечностей конечностей

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА СПЕРЕДИ

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru ТИПЫ СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙ

Полуподвижное Неподвижное Подвижное

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

СТРОЕНИЕ СУСТАВА

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

СТРОЕНИЕ КОСТИ

значение опорно-двигательной системы - student2.ru значение опорно-двигательной системы - student2.ru Костная ткань

Костные клетки – остеоциты Плотное межклеточное вещество

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Органические вещества 30 % Белок – коллаген, углеводы (полисахариды), лимонная кислота, ферменты придают костям упругость Вода 10 % Неорганические (минеральные) вещества 60 % Соли кальция (99 % всего кальция в организме), соли фосфора, магния, многие микроэлементы придают костям прочность

СТРОЕНИЕ КОСТИ

значение опорно-двигательной системы - student2.ru

МЫШЦЫ.

Строение мышц. Движения нашего тела и отдельных органов всего организма обеспечиваются деятельностью мышц. По строению и физиологическим свойствам различают поперечнополосатые и гладкие мышцы. К поперечнополосатым принадлежат скелетные мышцы, мышца сердца, а к гладким – мышцы других внутренних органов, кровеносных сосудов. Для всех видов мышц характерно общее свойство — сократимостьмышечных волокон.

Все произвольные простые и сложные движения осущест­вляются в результате сокращения поперечнополосатых мышц скелета. В теле человека их насчитывается около 400. Каж­дая мышца представляет собой орган, имеющий мышечную и сухожильную часть. Пучки скелетных мышц, все более укруп­няясь, образуют пучки первого, второго и третьего порядка. Каждый из пучков разделен прослойками соединительной ткани, а вся мышца снаружи покрыта чехлом, тоже соединительнотканным, который называется фасцией.

Мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий. Сухожилия образованы соединительной тканью и не обладают свойством сократимости.

В зависимости от местонахождения и выполняемой функции различают мышцы короткие, круговые, широкие и длин­ные. Короткие мышцы располагаются в местах наименьшего размаха движений и большого сопротивления. Примером мо­гу быть межпозвоночные и межреберные мышцы. Круговые мышцы располагаются вокруг глаза, рта и т.п. Примером широких мышц являются мышцы живота, спины, груди. Длинные мышцы находятся на верхних и нижних конечностях (мышцы плеча, предплечья, голени, бедра),

По выполняемой функции мышцы подразделяются на сги­батели и разгибатели, т. е. выступают по отношению друг к другу в качестве антагонистов или синергистов. Например, двуглавая и трехглавая мышцы плеча являются антагониста­ми, а мышцы, обеспечивающие одно определенное действие, например сгибание в локтевом суставе,— синергистами.

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (кишечника, пищевода, желудка, кровеносных сосудов и т. д.). В отличие от поперечнополосатых мышц они со­кращаются в десятки раз медленнее и без участия воли чело­века. Сокращения гладких мышц приводят к изменению объ­ема внутренних органов. Для этого типа мышц свойственны самовозбудимость и способность к длительным сокращениям.

Развитие скелетных мышц у детей. Ребенок появляется на свет, имея все скелетные мышцы, но развитие их с рождением не прекращается. Возрастные изменения мышц связаны с раз­витием нервной системы и скелета. Этим объясняется очеред­ность появления у детей различных движений в разные сро­ки. Масса мышц у взрослых равна 40 — 45% массы тела, у детей 7 лет она составляет 27,2%, а у стариков—30%. Во вре­мя роста увеличение массы тела происходит в основном за счет возрастания объема и массы скелетной мускулатуры. Рост мышечного волокна в толщину у людей наблюдается до V0—35 лет. Возрастной особенностью развития мышц явля­ется неравномерность роста волокон в мышцах живота, спины, таза, голени. У младших школьников особенно интенсив­но растут и развиваются мышцы, обеспечивающие вертикаль­ное положение тела, движения пальцев. Глубокие мышцы спины и брюшного пресса развиты относительно слабо. При­рост силы рук происходит постепенно, но особенно увеличи­вается с 10, лет. Заметно увеличивается у детей младшего школьного возраста сила мышц — разгибателей туловища, бедра, голени. Младший школьный возраст является важным периодом в становлении произвольной двигательной функ­ции, что свидетельствует о продолжающемся совершенство­вании центральных и периферических отделов двигательного анализатора.

Основные группы мышц. С основными мышцами тела человека можно познакомиться по рисунку на заднем форза­це. Мышцы туловища делятся на мышцы спины, груди и жи­вота. К мышцам спины относятся трапециевидная, широчайшая мышца спины, мышца, поднимающая лопатку, ромбовидные и другие мышцы. Все эти мышцы обеспечивают дви­жение и укрепление плечевого пояса и рук. Вертикальное положение тела и разгибание позвоночника осуществляют глу­бокие мышцы спины, которые лежат" под вышеперечисленными мышцами.

К мышцам груди принадлежат малые и большие грудные, наружные и внутренние межреберные, передние зубчатые и другие мышцы.

К мышцам живота относятся мышцы, образующие брюш­ной пресс (прямая, внутренние и наружные косые, попереч­ные). Брюшной пресс выполняет ряд функций: он участвует в акте дыхания (сокращение мышц брюшного пресса повыша­ет давление в брюшной полости. и способствует увеличению кривизны диафрагмы во время выдоха); находясь постоянно в некотором напряжении, мышцы брюшного пресса способст­вуют удержанию органов брюшной полости в нормальном по­ложении и принимают участие в движении позвоночника.

Диафрагма, или грудобрюшная преграда, отделяет брюш­ную полость от грудной. Внешне она имеет вид купола, при­крепленного к краю нижнего отверстия грудной клетки. Уча­ствуя в, акте дыхания, диафрагма может изменять форму — уплощаться (при вдохе) и вдаваться внутрь грудной полости (при выдохе).

Мышцы верхней конечности представлены мышцами пле­чевого пояса и мышцами свободной верхней конечности. Мышцы плечевого пояса участвуют в движениях верхних ко­нечностей. Они располагаются на спинной и грудной стороне туловища. Таковы, например, надостная, подостная, подлопа­точна, дельтовидная и другие мышцы. К мышцам свободной верхней конечности относятся, например, двуглавая мышца плеча, трехглавая мышца плеча и другие мышцы.

Мышцы нижней конечности делятся на мышцы таза (среди них укажем подвздошно-поясничную, большую, среднюю и малую яго­дичные мышцы и др.) и мышцы свободной ниж­ней конечности. К по­следним относятся, на­пример, портняжная мышца, четырехглавая мышца бедра, двуглавая мышца бедра, тонкая, полусухожильная мыш­цы, и икроножная мыш­ца сгибатель коленно­го и голеностопного су­ставов.

Мышцы головы образуют две группы — жевательные и мимические. К жева­тельным мышцам при­надлежат височная, же­вательная, две крыло­видные (внутренняя и наружная). Все жевательные мышцы концами прикрепляются к нижнечелюстной кости. Мимические мышцы достигли у человека большого развития и совершенства. При их помощи изменяется выражение лица — мимика. В отличие от жевательных мимические мышцы прикрепляются к коже. К мимическим мышцам относятся, например, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, скуловая мышца, мышца смеха, мышца и квадратные мышцы, участвующие в поднимании губ и углов рта.

В области шеи находятся мышцы, выполняющие различ­ные функции: повороты, наклоны головы. К мышцам шеи принадлежат, например, широкая подкожная, грудино-ключично-сосцевидная, лестничные мышцы.

Причины повышенной утомляемости мышц у детей. Мыш­цы детей младшего школьного возраста, как и скелет, нахо­дятся в процессе непрерывного роста и развития. К этому пе­риоду они достигают определенной «функциональной зрело­сти». 1 тем не менее работоспособность мышц у детей гораздо ниже, чем у взрослых, и утомление у них развивается тем бы­стрее, чем моложе по возрасту ребенок.

Для изучения мышечного утомления пользуются прибором — эргографом, при помощи которого запи­сывается амплитуда дви­жений, ритмически вы­полняемых группой мышц. Признаком утом­ления является постепен­ное убывание амплитуды сокращений. Сроки на­ступления утомления определяются различны­ми причинами, в том числе возрастными и по­ловыми. При динамиче­ской работе выносли­вость у мальчиков и де­вочек 8—10 лет почти одинакова. Только после 12 лет у мальчиков на­блюдается резкое повы­шение выносливости. Наибольшая величина выносливости достигает­ся к 25—30 годам. Сила и выносливость у дево­чек ниже, чем у мальчи­ков, поэтому следует строго регламентировать их физическую работу. Вследствие несовершенства координационного аппарата, недоразвитости некоторых скелетных мышц, статические усилия детям младшего школьного возраста противопоказаны. Даже в возрасте 12 лет утомляемость у ребенка в 3 раза выше, чем у взрослых людей. Утомление у детей развивается быстрее также и потому, что у них еще не сформированы навыки трудовой деятельности.

Как известно, правильно подобранный ритм и достаточная, но не чрезмерная нагрузка предотвращают быстрое наступле­ние мышечного утомления. Столь же важно подбирать Работающая мышца нуждается в постоянном источнике энергии, которая освобождается благодаря

окислительным процессам. Необходимые для работы мышц питательные веще­ства и кислород доставляются кровью. Установлено так же что утомление в первую очередь развивается не в мышца в соответствующих участках центральной нервной системы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мышцы, мускулы –органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

значение опорно-двигательной системы - student2.ru


СВОЙСТВА МЫШЦ

- Возбудимость (способность реагировать на нервные раздражители - импульсы);

- Растяжимость(способность увеличивать длину при уменьшении толщины);

- Сократимость(способность уменьшать длину при увеличении толщины);

- Эластичность(способность принимать прежнее положение после растяжения)

Работа мышц

Работа-необходимое условие существования мышц. Даже в состоянии покоя мышцы находятся в тонусе.

Тонус- состояние длительного удерживаемого незначительного напряжения мышц.

Атрофия- потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц.

Утомление- физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате деятельности мышц.




ОСНОВНЫЕ МЫШЦЫ ЧЕЛОВЕКА

 
  значение опорно-двигательной системы - student2.ru

МЫШЕЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ

Движение Осуществляют мышцы, расположенные
Сгибание Разгибание Отведение Приведение Вращение сгибатели разгибатели абдукторы аддукторы ротаторы Спереди от суставов Сзади от суставов Снаружи от сустава Внутри от сустава Косо или поперечно по отношению к вертикальной оси

 
  значение опорно-двигательной системы - student2.ru

Наши рекомендации