Врачебно-педогогический контроль в физическом воспитании СМГ
В работе с детьми и подростками с нарушенным здоровьем врачебно-педогогическому контролю придается значение еще больше, чем в физическом воспитании здоровых. Врачебно-педогогический контроль представляет собой систему медицинских и педагогических наблюдений, обеспечивающих эффективное использование средств и методов физического воспитания, укрепления здоровья и совершенствования физического развития. Основы врачебно-педогогического контроля в нашей стране разработаны рядом ученых: Н.Д.Граевской, А.Г.Дембо, Г.М.Куколевским, С.П. Летуновым, Р.Е.Мотылянской, С.Н.Поповым.
Врачебно-педогогический контроль решает следующие задачи:
Ø Определение состояния здоровья и функционального состояния организма;
Ø Оценка динамики состояния здоровья;
Ø Оценка и выбор наиболее эффективных средств и методов как сомого процесса физического воспитания, так и улучшения восстановительных процессов после физических нагрузок;
Ø Оценка гигиенических условий проведения занятий (температура воздуха, влажность, освещенность, вентиляция и т.п);
Ø Соблюдение техники безопасности;
Ø Соответствие спортивного инвентаря (размеры, масса, состояние);
Ø Соответствие одежды и обуви;
Ø Организация учебно-тренировочного процесса.
В связи с решаемыми задачами, содержанием врачебно-педогогического контроля являются:
Ø Врачебное освидетельствование;
Ø Врачебно-педогогические наблюдения непосредственно в процессе занятия;
Ø Врачебно-спортивное консультирование;
Ø Санитарно-просветительная работа среди детей с ослабленным здоровьем и родственников;
Ø Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований;
Ø Организация восстановительных мероприятий.
Врачебная часть контроля определяет выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений, определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после занятий физической культурой, проводит классификацию спортсмена и медицинское освидетельствование, выделяет противопоказания, оценивает степень воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с нарушенным здоровьем (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).
Различают этапный, текущий и оперативный контроль.
Этапный контроль оценивает уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой,
их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских учреждениях
врачами.
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей и при движениях в различных суставах.
При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры;
обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке факторы преодоления утомления.
Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем, кислородную емкость крови, сосудистую проводимость, общий объем крови, уровень гемоглобина, состав мышечных волокон, энергетические запасы и другие.
Текущий контроль решает следующие задачи:
--- определение соответствия режима нагрузок возможностям организма через оценку общей напряженности функционального состояния организма;
— оценку соответствия физических упражнений их планируемой направленности.
Для этой цели используются выяснение жалоб на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих показателей: уровень основного обмена, частота сердечных сокращений, артериальное давление, изменения на электрокардиограмме и др.
Следует знать симптомы перегрузки:
— боль или чувство дискомфорта в области груди, живота, шеи, челюсти или рук;
— тошнота во время или после выполнения физических упражнений;
— появление непривычной одышки во время выполнения физических упражнений;
— головокружение или обморок;
— нарушение ритма сердечной деятельности;
— сохранение высокого показателя ЧСС после 5мин отдыха и дольше.
Оперативный контроль предполагает:
— проведение оценки влияния каждого тренировочного занятия на организм ребенка;
— определение направленности и напряженности нагрузок по уровню срочных адаптационных реакций организма;
— проведение оценки степени достижения конкретной цели каждого тренировочного занятия;
— осуществление оперативной коррекции тренировочного эффекта отдельных упражнений и тренировочного занятия в целом.
При проведении оперативного контроля определяют:
во время нагрузки: температуру тела, ЧСС и частоту дыхания, их соотношение, легочную вентиляцию;
после нагрузки: характеристики, отражающие утомление после нагрузки. — изменения на электрокардиограмме, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц.
Педагогический контроль подразумевает контроль соотношения динамики воздействий (преподавателя и других внешних факторов — семьи, близкого окружения, общественного мнения, общечеловеческих ценностей) на обучаемого и его «отклика» на эти воздействия.
В мероприятиях врачебно-педагогического контроля определяется состояние организма учащегося в настоящий момент (текущее состояние), учитывается состояние, в котором ребенок находился ранее (генез) и делаются попытки предсказать его вероятное состояние в будущем (прогноз).
По данным врачебно-педагогического контроля выявляется общая нагрузка на организм учащегося на занятиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, постепенно повышающаяся к своему максимальному значению в основной части занятия и снижающаяся к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния и индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.
Оценка физического развития
С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся применяют методы наружного осмотра и антропометрических исследований. Определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.
2. Характеристика двигательных качеств
Методы определения двигательных качеств у учащихся к настоящему времени разработаны достаточно подробно и позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносливости, проявляющихся в динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому воспитанию с учащимися специальных групп, рекомендуют определять следующие показатели развития двигательных качеств..
Частоту движений кисти можно определить при помощи степ-теста. Испытуемый, взяв шариковую ручку или карандаш, по сигналу исследователя наносит точки на листок лежащей перед ним бумаги. Задание выполняют в течение строго определенного времени (10 или 15 с). Количество точек, сосчитываемое по следам на бумаге, указывает на частоту движений кисти.
Статическую выносливость мышц кисти определяют с помощью аппарата для измерения артериального давления. Соединив свернутую туго манжету с аппаратом и проверив герметичность системы, предлагают испытуемому с максимальной силой сжать грушу, соединенную с манжетой. Отметив величину этого усилия, испытуемому после кратковременного отдыха предлагают сжать грушу тонометра с половинным усилием. В момент сжатия манжеты начинают отсчет времени. Показатель статической выносливости определяют в секундах как время поддержания усилия, равного половине максимальной силы кисти.
Равновесие определяют наиболее простым способом по методу М.Е. Ромберга в предложенной позе (испытуемый стоит на одной ноге, руки на поясе, другая нога согнута в колене и пяткой касается колена опорной ноги). Определяют время удержания равновесия после принятия устойчивого положения в этой позе (в секундах). Отсчет времени ведут по секундомеру и прекращают в момент потери равновесия.
Усложненным вариантом пробы является выполнение упражнения в равновесии при закрытых глазах. Время удержания равновесия при этом значительно (в 2— 3 раза) сокращается.