Показания для госпитализации больных ангинами.
· Ангина у не привитых детей и взрослых.
· Ангина из очага дифтерийной инфекции.
· Тяжелые формы ангины: пленчатая, некротическая и пленчато-некротическая ангина.
· Ангина из закрытых детских учреждений, общежитий.
· Ангина из групп "риска" (учителя, работники дошкольных учреждений, медики).
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
1. Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья:
производить расспрос ребенка, его родственников: выявить жалобы,
собирать анамнез жизни и анамнез болезни, эпиданамнез.
2. Обследовать детей раннего возраста
3. Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка
4. Дать рекомендации по питанию ребенку 1-го года жизни, составить рацион питания на 1 день
5. Оценить данные клинических анализов крови в зависимости от возраста
6. Оценить данные клинических анализов мочи здорового ребенка и больного пиелонефритом, гломерулонефритом
7. Читать рентгенограммы детей раннего возраста
8. Проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и детей раннего возраста
9. Дать рекомендации по уходу за ребенком раннего возраста
10. Решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации о
состоянии здоровья ребенка, диагностикой, лечением и профилактикой
заболеваний у детей
1.Собрать анамнеза о детях раннего возраста:
· анамнез собирается у родителей, желательно у матери;
· направить рассказ матери в зависимости от ситуации;
· медицинский анамнез включает:
· жалобы - т.е. основная причина, заставившая обраться к врачу;
· настоящее заболевание - т.е. последовательное изложение всех деталей по поводу жалоб с начала болезни;
· анамнез жизни, включающий:
· акушерский анамнез матери:
· от каких по счету беременности и родов родился ребенок;
· были ли у матери аборты или выкидыши, предшествующие данной беременности;
· как закончились предыдущие роды;
· особенности течения беременности: условия труда матери, желанный ли был ребенок в семье/, были ли токсикозы, болела ли мать острыми вирусными заболеваниями (и если «да», то в каком триместре), не было ли во время беременности обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала женщина питание во время беременности.
· факторы риска для здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности: наступили ли роды до срока, в срок или после срока;
· продолжительность I и II периодов родов, время отхождения околоплодных вод;
· родовспоможение (кесарево сечение, щипцы и др.), осложнения в родах;
· сразу ли закричал ребенок или была асфиксия;
· оценка по шкале Апгар;
· время первого прикладывания к груди и активность ребенка при сосании;
· выраженность и длительность желтухи;
· состояние пупочной ранки;
· какой процент массы потерял ребенок после рождения и к какому дню восстановилась первоначальная масса;
· вид вскармливания ребенка;
· течение периода новорожденности;
· психомоторное развитие;
· перенесенные заболевания;
· контакты с инфекционными больными;
· динамика показателей физического и нервно-психического развития;
· особенности поведения ребенка;
· профилактические прививки;
· склонность к аллергическим заболеваниям.
· семейный анамнез:
· возраст родителей;
· их здоровье;
· вредные привычки;
· все заболевания у кровных родственников.
· социальный анамнез:
· социально-бытовые условия;
· характер работы родителей;
· участие родителей в воспитании ребенка дома или в в детском учреждении, если он его посещает;
· режим жизни ребенка (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телевизионные передачи, компьютерные игры);
· материальная обеспеченность семьи;
· поведение ребенка дома и в коллективе: интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечание, наказание;
· взаимоотношения с детьми и взрослыми.
2. Обследовать детей раннего возраста:
Начало осмотра во время сбора анамнеза:
· следить за поведением ребенка, координацией движений, особенностями мышления и речи;
· если ребенок спит будить его не следует, в этом состоянии подсчитать частоту дыхания, пульса;
· постепенно, осторожными движениями, обязательно теплыми руками раздеть ребенка полностью;
· при негативном отношении и осмотру отвлечь ребенка игрушкой, сказкой и т.д.;
· осмотр желателен при дневном свете;
· детей раннего возраста для осмотра располагают на маленьком столике.
Последовательность осмотра:
· оценить положение, осанку, походку, выражение лица, глаз, окраску кожных
покровов, наличие и характер сыпи, выраженность катарального синдрома;
· ребенок должен быть осмотрен полностью даже если диагноз ясен (для
выяснения сопутствующих состояний);
· оценить состояние питания, физического и нервно-психического развития;
· мышечный тонус, который определяется по положению ребенка в постели
(распластанные бедра, руки) или сидя (поза «рахитика» - опираясь на руки,
«рахитический горб», симптом складного ножа) и при пассивных движениях
(отсутствие сопротивления при сгибании и разгибании конечностей, симптом
«дряблых плеч») и степени формирования навыков и умений (держит голову,
сидит, стоит, переворачивается, ползает, ходит);
· определить частоту пульса и дыхания;
· далее осмотр по системам (по обще - принятой схеме);
· осмотр ротоглотки и болезненных участков тела следует проводить в последнюю очередь (осмотр ротоглотки только с помощью шпателя или ложки)
.