Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка

3. 1. Оценка нервно-психического развития:

Для оценки развития и состояния нервной системы учитывают жалобы и результаты расспроса матери.

· При осмотре обращают внимание на крик, двигательную активность, мышечный тонус, безусловные рефлексы и патологические неврологические знаки.

· Оценка психомоторного развития эмпирическим методом, который основан на определении у ребенка минимального количества навыков.

· Моторное развитие предусматривает способность ребенка ко 2-му месяцу жизни хорошо держать голову, к 4-5 мес. – переворачиваться, к 7-8 мес. – самостоятельно садиться, к 10 мес. – вставать, к 1 году – ходить. К 2 годам ребенок при подъеме по ступенькам пользуется приставным шагом, а 3 годам – чередующимся.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

ребёнок 1 мес. начинает держать голову

· Развитие тонкой моторики определяется к 4 мес. способностью ребенка к ощупыванию предметов, к 7 мес. удерживает предметы «ладонным» захватом, к 10 мес. «ножницеобразным» (наличие противопоставления большого пальца). К 1 году – «щипковым» захватом (координированные движения фаланг пальцев). К 2 годам ребенок рисует каракули, к 3 годам способен рисовать круг.

· Развитие речи:

*вокализация (издает звуки) – 1-3 мес.

*гуление (отчетливо тянет гласные звуки) 2-4 мес.

*лепет (произношение согласных звуков различной тональности) – 3-5 мес.

*понимание речи к 1 году, произносит отдельные слова, слоги

*2 года двусловные предложения

*3 года – многословные предложения

· Социальное развитие:

*время появления осознанной улыбки – 1 – 1,5 мес.

*«комплекс оживления» 3 – 4 мес.

*появление примитивных игр («ладушки», «сорока-ворона») – 8 мес.

*навыки самообслуживания (держит ложку) –1 год

*неплохо самостоятельно ест твердую пищу – 1,5

*частично снимает и надевает одежду в 2 года

*самостоятельно снимает и надевает одежду в 3 года

*формирование игровой деятельности в 3 года ролевая игра.

Исследование рефлексов новорожденного:

физиологические (примитивные) рефлексы исчезают по мере созревания мозга:

· мигания—при освещении глаз светом появляется мигание;

· осветления – на яркий свет закрывает глаза;

· сосания—при прикосновении к губам ребенка появляются сосательные

движения;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· поисковый – штриховое раздражение губ приводит к поисковым движениям;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· хоботковый—прикосновение пальцем к области круговой мышцы рта вызывает вытягивание губ трубочкой.

 
  Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Рефлексы рук:

Хватательный (Робинсона) – прикосновение к ладонной поверхности приводит к тоническому сгибанию пальцев и ребенок рефлекторно плотно обхватывает палец – исследователя (до 2-3 мес.);

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Ладонно-рото-головной (Бабкина) – при надавливании на ладонную поверхность рук новорожденный пригибает голову к груди и раскрывает рот;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· объятия (Моро) – возникает при быстром подъеме новорожденного из положения на спине, плечи его расправляются, руки отходят в сторону, а затем делают обхватывающее движение и соединяются на груди.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

I фаза

II фаза

Рефлексы туловища:

· Галанта- при штриховом раздражении пальцем области вдоль позвоночника туловище изгибается в направлении раздражителя;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· Переза - проведение пальцем по остистым отросткам позвонков и легкое надавливание области от копчика к шее, вызывает крик новорожденного, сгибание нижних и верхних конечностей приподнимание головы;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· опоры – при поддерживании новорожденного под мышки в вертикальном положении ноги его упруго опираются на пеленальный стол;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· автоматической ходьбы- при наклоне тела вперед из вертикального положения, новорожденный переступает как при ходьбе при этом он не держит равновесия и движения в верхних конечностях у него отсутствуют;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

 
  Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Рефлексы положения:

· ползания (Бауэра) – в положении на животе новорожденный сгибает и разгибает ноги. При создании опоры для стоп с помощью ладоней врача ребенок может отталкиваться и ползти.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Психомоторное – развитие:

 
  Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

В 2 месяца малыш, лежа на животе, хорошо поднимает голову, улыбается в ответ на ваше обращение к нему, начинает гулить, произносить отдельные звуки. Ребенок уже может длительно следить за движущейся игрушкой. Он прислушивается к различным звукам (голосу матери, отца и других взрослых, звону погремушки и др.)

В 3 месяца движения ребенка становятся более свободными, он любит играть своими ручками, начинает захватывать подвешенные над ним игрушки, поворачивается сначала на бок, а затем и на живот; при поддержке за подмышки крепко упирается ногами, удерживает голову.

В 4 месяца он уже может поворачиваться с живота на спину, громко смеется, гулит. Узнает мать и других близких, часто общается с ним. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.

 
  Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

В 5-6 месяцев малыш хорошо манипулирует с игрушками, пробует ползать сначала на животе, а затем приподнимаясь на коленки. В это время он может сидеть с опорой, но это не следует практиковать, так как ему может понравиться играть сидя и он не станет стремиться ползать и вставать, что задерживает развитие самостоятельных движений. Психическое развитие ребенка после 6 месяцев идет быстрыми темпами: он лепечет, произносит отдельные слоги, активно интересуется окружающими, начинает улавливать настроение взрослых.

В 7-8 месяцев малыш уже хорошо ползает на четвереньках, пытается вставать у барьера, а затем передвигаться вдоль опоры; изучает предметы, хватая, роняя и снова поднимая их. Он сам держит и ест сухарик, хорошо ест из ложки, пьет из чашки; может выполнять некоторые разученные игры («ладушки»), делает прощальный жест «До свидания»; охотно общается со взрослыми, прислушивается к их разговорам; играет кубиками, цветными палочками, выделяет яркие предметы; начинает самостоятельно садиться. В 7 мес малыш знает названия нескольких предметов, находит их глазами по вашей просьбе;

 
  Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги.

В 9 месяцев ребенок стоит при поддержке за одну руку, хорошо передвигается вдоль опоры, ходит при поддержке за две руки.

В 10 месяцев малыш знает свое имя, хорошо манипулирует с игрушками (закрывает и открывает крышки, вкладывает одну игрушку в другую, когда бросает игрушку ждет, что ему ее вернут и т.п.); делает первые самостоятельные шаги.

В 11 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слова. В это время малыш может самостоятельно пить из чашки, начинает сам есть ложкой густое блюдо, выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и т.п.).

В 12 месяцев многие дети уже уверенно произносят 10 и более слов. Ребенок выполняет разученные действия с предметами; понимает названия многих предметов, различных действий и движений, знает имена некоторых взрослых и детей; понимает слово «нельзя». К году жизни большинство детей уверенно ходят.

3.2. Оценка физического развития ребенка:

Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические, физиометрические, функциональные показатели.

При соматоскопии оценивают степень развития жирового и мышечного рельефа, вторичных половых признаков (у детей старшего возраста), форма черепа, грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей.

· Степень жироотложения определяется по толщине подкожно – жирового слоя. Жироотложение малое (1), когда рельеф костей плечевого пояса грудной клетки выступает ясно, складка кожи под углом лопатки создает впечатление отсутствия жира (кожа легко оттягивается и пальцы сходятся). Среднюю оценку (2) получают дети, у которых не вырисовывается костный рельеф плечевого пояса и не видно ребер. При большом жироотложении (3) контуры тела мягкие, округлые, хорошо выражена складка с подкожно-жировой клетчаткой в области живота.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

на животе

Под лопаткой

· Степень развития мускулатуры оценивается по количественному развитию мышечной ткани – «малая» (1) – когда рельеф мускулов слабо выражен, «большая» (3) – рельеф ясно выражен и «средняя» (2) – промежуточная между этими оценками.

Особенно необходимо отметить наличие костно – мышечных деформаций или асимметрии (грудная клетка плоская, «куриная», «воронкообразная», форма ног О – образная, Х - образная).

Из соматометрическихпоказателей чаще всего используют: длину тела, массу тела, окружность груди, окружность головы. Все измерения должны проводиться в утренние часы, натощак на обнаженных детях.

· Длина тела до двух летнего возраста измеряется горизонтальным ростомером, старших – вертикальным ростомером в см.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· Масса тела определяется путем взвешивания на медицинских весах. Для грудных детей существуют специальные весы с максимальной нагрузкой 25 кг и точностью измерения до 10 г. Вначале взвешивают пеленку, затем при закрытом коромысле весов укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки на узкой. Если ребенок умеет сидеть, то его можно посадить на широкую часть весов, поместив ножки на узкой. Измерение массы тела у детей трех лет и старше проводится утром натощак на специальных медицинских весах. Ребенок должен стоять спокойно, неподвижно, посредине площадки. Взвешивание ребенка проводиться без одежды. Точность измерения 50 г.

· Окружности измеряются с помощью сантиметровой ленты Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по средне - грудинной точке.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Для измерения окружности головы измерительная лента проводится сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, спереди по лбу над бровями.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Измерения окружностей у маленького ребенка проводится в положении лежа в спокойном состоянии, используя помощь матери или медицинской сестры.

При физиометрической оценке ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией у детей школьного возраста. Жизненная емкость легких определяется водяным или сухим спирометром. Кистевая динамометрия – детским динамометром.

Способы оценки соматометрических показателей:

-по формулам;

-параметрический (метод «стандартов»);

-непараметрический (по центильным таблицам).

Длина тела новорожденного ребенка 50-52 см. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 мес. жизни длина тела увеличивается на 3 см, во 2 квартале – на 2,5 см, в третьем – на 1,5 см, в четвертом на 1 см в месяц. Общая прибавка за год - 25 см.

Длина тела в возрасте от 1 года до 6 лет определяется: длина тела ребенка в 4 года –100 см, на каждый недостающий год вычитается 8 см, на каждый год свыше 4 прибавляется 7 см.

Для детей старше 6 лет: длина тела в 8 лет 130 см, на каждый недостающий год вычитается 7 см, на каждый год свыше 8 прибавляется 5 см.

Масса тела новорожденного ребенка 3300 3500 г. Масса тела детей ребенка 6-ти мес. равна 8200 г на каждый месяц до 6 мес. вычитается по 800 г, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г;

Масса тела ребенка от 2 до 11 лет: масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг, на каждый год до 5 лет отнимается по 2 кг, на каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг;

для детей от 12 до 16 лет – возраст умножают на 5 и из произведения вычитают 20.

Окружность головы (ОГ) для детей до 12 мес.: ОГ 6 мес. ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц необходимо из этого числа вычесть 1,5 см, а на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Для детей от 2 до 15 лет: ОГ 5 летнего ребенка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см необходимо вычесть по 1 см, на каждый последующий год – прибавить по 0,6 см.

Окружность грудной клетки (ОГК)

Для детей до 1 года: ОГК ребенка 6-ти мес. равна 45 см, на каждый недостающий месяц до возраста 6 мес. вычитается 2 см, на каждый последующий месяц после 6 мес. прибавляется 0,5 см.

ОГК (см) для детей в возрасте от 2 до 10 лет = 63-1,5 (10-n);

ОГК (см) для детей старше 10 лет =63+3 (n-10), где 63 см – средняя ОГК ребенка в 10 лет; n – возраст ребенка в годах.

Наиболее распространенным методом при оценке физического развития является оценка по показателям центильных таблиц. В основу метода положен принцип вариабельности, учитывающий процентное распределение частоты встречаемости величины данного признака. При этом в шкале для каждого исследуемого признака выделяются центильные интервалы («коридоры», «зоны»). За норматив принимается 50% всех значений анализируемой выборки – показатели в пределах с 25 по 75-й центиль (4-й интервал). Величины ниже средних распределяются по центильным интервалам: 1-й включает данные по центильной вероятности равной 3% (очень низкие), во 2-й входят величины между 3-м и 10-м центилем (низкие), 3-й интервал включает показатели между 10 и 25 центильными границами (ниже средних). Соответственно, распределяются величины, превышающие средние значения: 5-й интервал включает показатели между 75 и 90 центилями (выше средних), в границах 90-97 центильных вероятностей (6-й интервал) будут находиться высокие показатели, а 7-й интервал включает величины после 97 центиля – очень высокие.

Оценка уровня физического развития начинается с определения соответствия длины тела возрастным нормативам. Аналогично оценивается масса тела и другие соматометрические величины.

Следующим шагом для оценки уровня физического развития является определение по таблицам гармоничности соотношения длины и массы тела ребенка. Детей, у которых показатель массы тела находится в интервале от 25 до 75 центиля для данной длины тела, относят в группу детей с гармоничным физическим развитием. Если значение массы тела менее 25 центиля для данной длины тела, то физическое развитие ребенка дисгармоничное, ухудшенное за счет дефицита массы тела; если более 75 центиля – дисгармония обусловлена избыточной массой тела. В случае, когда разность номеров интервалов между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии; если разность между двумя крайними показателями составляет 2 – развитие следует считать дисгармоническим; а если разность составляет 3 и более – резко дисгармоническое развитие.

4. Составить рацион питания ребенку первого года жизни:

Новорожденный –кормление грудью матери по требованию.

Месяцев

7 час грудь матери

11 час овощное пюре 130-150,0 (кабачок, цветная капуста, морковь, тыква)

масло слив. (растительное)3-4 г, творог15-10 г,

сок фруктовый (фруктовое пюре 40-50,0),

или грудь матери

15 час грудь матери

19 час грудь матери

23 час грудь матери

Месяцев

7 час грудь матери

11 час каша молочная (рис, греча, кукуруза) 140-150,0,

масло слив. 3-4 г, желток 10-15 г, фруктовое пюре (сок) и/или грудь

матери

15 час суп/пюре овощной 120-130г

мясной фарш – --20-25г

фруктовое пюре (сок) – 40-50 г и/или грудь матери

19 час грудь матери

23 час грудь матери

Месяцев

7 час грудь матери

11 час каша молочная (рис, греча, кукуруза,) 140-150,0

яичный желток 15-20,0, масло слив.4-5 г

фруктовое пюре (сок) 40-60,0 и/или грудь матери

15 час суп/пюре 100 г.

мясное пюре (фрикадельки, котлета) 40-50,0

фруктовое пюре (сок) 40-50 г и/или грудь матери

19 час адаптированная кисломолочная смесь

(или адаптированная молочная смесь - 2) 150-170,0

творог 20-30,0 или грудь матери

23 час грудь матери

При невозможности грудного вскармливания (по различным показаниям) дают адаптированную молочную смесь

Творог ребенку дается по показаниям.

5. Оценить данные клинических анализов крови в зависимости от возраста:

Новорожденного (0-3 дня)

Эр. 5,5- 6,0 х 1012/л, Нв 180-200 г/л, ц.п. 1,2-1,3

Лейк. 13 х 109/л нейтр. 67-68%, лимф.22-23% СОЭ- 2 мм/час

Месяц

Эр. 5,4 - 4,7 х 1012/л, Нв 145 -147 г/л, ц.п. 0,85 - 1,0, СОЭ –7-5 мм/час,

Лейк.8-10х109/л, нейтор.22 - 23%, лимф.67 - 68%

Год

Эр.4,3 – 4,7 х 1012/л, Нв 116-120 г/л, ц п 0,85 – 1,0 СОЭ 8-7 мм/час,

Лейк. 6-8 х 109/л нейтр.33%, лимф. 57%.

Лет

Эр. 4,5-4,7х1012/л, Нв 120-128 г/л, ц. п. 0,85-0,9, Лейк. 8-9х109/л, нейтр.45%, лимф. 45, СОЭ 8-10 мм/час.

6. Оценить данные клинических анализов мочи:

Здорового ребенка -моча прозрачная, светло-желтая, реакция кислая, относительная плотность мочи 1010-1020.

Протеинурия – отсутствует.

Единичные лейкоциты при микроскопии мочевого осадка:

У девочек: 3-5, у мальчиков: 1-2;

При пиелонефрите: моча мутная, светло-желтая, реакция щелочная, относительная плотность до 1005 до 1028.

Протеинурия до 1 г в сутки. Лейкоцитурия от 5-10 до большого количества (массы) в поле зрения. Эритроциты - микрогематурия. Бактериурия от (+) до (++++)

При гломерулонефрите– моча красно-бурая (цвет «мясных помоев»), от 1-до 2 г/сутки, Эритроциты от микро- до макрогематурии, лейкоцитурия- может быть.

7.Читать рентгенограммы детей раннего возраста:

7.1.Особенности:

· остеопороз;

· наличие ядер окостенения в зависимости от возраста;

· открытые зоны роста трубчатых костей;

Интерпретация рентгенограммы легких:

7.2. При пневмонии: инфильтративные очаги, усиление легочного рисунка между участком инфильтрации и корнем, снижение структурности корня легкого.

7.3. При бронхите: усиление сосудисто-интерстициального рисунка в прикорневых зонах, сочность корней, краевая эмфизема.

7.4. При бронхиолите: резкая эмфизема, усиление интерстициального и

сосудистого рисунка в прикорневых зонах, перибронхиальные

уплотнения и сосудистые тени.

8. Проводить дородовую профилактику заболеваний периода новорожденности и детей раннего возраста:

· правильное ведение беременной женщины, на участке профилактика генитальной и экстрагенитальной патологии;

· своевременная диагностика внутриутробных инфекций (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, ОРВИ) для предупреждения аномалий развития;

· профилактика гемолитической болезни путем своевременной диагностики, возможной сенсибилизации к Rh-фактору беременной женщины;

· ведение антиалкогольной пропаганды;

· профилактика вредных привычек (курение, в том числе и пассивное, наркомании и т.д.) и соблюдение условий труда (исключение проф. вредности, физического и психо - эмоционального напряжения);

· правильная организация питания беременной женщины (для предупреждения развития анемии, врожденной гипотрофии, рахита, диатезов);

· правильное ведение родов.

9. Дать рекомендации матери по уходу за ребенком раннего возраста:

9.1. Научить мать уходу за новорожденным ребенком в домашних условиях:

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· уход за глазами новорожденного ребенка заключается в ежедневной обработке их кипяченой охлажденной водой. Промывание глаз осуществляется стерильными ватными шариками по направлению от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используется отдельный ватный шарик.

При отсутствии отделяемого из глаз для профилактики гнойно-воспалительных заболеваний слизистой оболочки глаз возможно после промывания глаз кипяченой водой закапывания материнского молока. При наличии серозно-гнойного отделяемого в углах глаз материнское молоко применять нельзя, так как оно является прекрасной питательной средой для микрофлоры. В данной ситуации уместнее промыть глаза раствором фурациллина (1:5000), свежеприготовленными отварами дуба, ромашки, череды, крепко заваренным чаем. Не рекомендуется применять борную кислоту для обработки глаз новорожденного.

При отсутствии эффекта в течение 2-3 дней - консультация педиатра, окулиста.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· Уход за слизистой носовой полости должен быть ежедневным и тщательным. Новорожденный ребенок дышит только через нос, поэтому чистота и проходимость носовых ходов определяют хороший, спокойный сон у ребенка и активный процесс сосания.

Туалет носовой полости осуществляется обязательно утром и в течение дня по мере необходимости (перед каждым кормлением ребенка, а при необходимости и в промежутках между кормлениями). Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). При наличии сухих корочек допустимо для их размягчения использовать несколько капель грудного молока. При наличии серозно-гнойного отделяемого из носовых ходов грудное молоко использовать нельзя.

· Уход за кожей новорожденного включает:

1. утренний туалет

2. подмывание после дефекации

3. гигиеническую ванну

Утренний туалет:

· умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой;

· обработать глаза ребенка;

· прочистить носовые ходы;

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

· вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде, для каждого слухового прохода использовать отдельный жгутик (уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости);

· обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле или специальных маслах для ухода за детской кожей малыша, обработка ведется в определенной последовательности: заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные, паховые, ягодичные складки. Можно использовать детский крем и детскую присыпку, которую мать должна высыпать себе на ладонь и затем обработать ей кожу малыша.

Подмывание новорожденного ребенка производится после дефекации и по мере необходимости (после каждого мочеиспускания ребенка подмывать нет необходимости). Снять с ребенка запачканную одежду, положить его на левое предплечье и кисть руки, подмыть под проточной водой (температура 370С), используя марлевые салфетки. Девочек подмывают только движениями спереди назад с целью предупреждения попадания инфекции в мочеполовую систему девочки восходящим путем. Уложить ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу, обработать естественные складки.

Обработка пупочной ранки:

Тщательно вымытыми с мылом руками растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки и внимательно осмотреть её. При наличии корочки и выделений капнуть из пипетки в рану 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода, удалить образовавшуюся в пане «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток). Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 700 этиловым спиртом движением изнутри кнаружи. Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движением от центра к периферии (сбросить палочку в лоток). Обработать пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия или 2% спиртовым раствором бриллиантовой зелени. В номе у новорожденных детей пупочная ранка закрывается к 7-10-14 дню жизни.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru 9.2.Купание ребенка следует ежедневно (после 6 месяцев допустимо – через день). При незажившей пупочной ранке купание проводят в кипяченой воде (температура воздуха в комнате не ниже 22-24 0С, воды – 36,5-37 0С). Ванночку наполнить на 1/2 или на 1/3 охлажденной кипяченой водой, долить кипятка до нужной температуры, набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка, на дно положить пеленку.

Распеленатого и подмытого ребенка медленно погрузить в воду, поддерживая одной рукой за спину и затылок, другой ягодицы и бедра (вода должна доходить до линии сосков). Намыленной марлевой или фланелевой салфеткой помыть ребенка в той же последовательности, как при обработке естественных складок кожи. Детское мыло можно использовать 2-3 раза в неделю. Голову лучше вымыть в последнюю очередь в направлении ото лба к затылку. Затем приподнять ребенка над водой, перевернуть лицом вниз и ополоснуть малыша водой из кувшина, вымыть чистой водой лицо, накинуть полотенце. На пеленальном столике осушить кожные покровы промокательными движениями, обработать естественные складки кожи.

9.3. Пеленание новорожденного: одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла, не стеснять его движений. Способ пеленания зависит от зрелости новорожденного, времени года и от температуры окружающей среды:

Основные моменты пеленания новорожденного: на пеленальном столе расстилают фланелевую пеленку, затем тонкую хлопчатобумажную и подгузник; одетого в распашонку ребенка укладывают на подгузник.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: нижний конец подгузника проводят между ножками

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: левый и правый концы подгузника обертывают вокруг туловища.

Основные моменты пеленания новорожденного: вокруг туловища обертывают правый конец тонкой пеленки.

Основные моменты пеленание новорожденного: вокруг туловища обертывают левый конец тонкой пеленки, нижний конец её расправляют, загибая вверх

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: нижний конец тонкой пеленки завертывают назад.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: вокруг туловища обертывают правый конец фланелевой пеленки.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: вокруг туловища обертывают левый конец фланелевой пеленки, нижний конец ее расправляют, загибают вверх.

Оценить нервно-психическое и физическое развитие ребенка - student2.ru

Основные моменты пеленания новорожденного: нижний конец фланелевой пеленки, расправив, загибают вверх и завертывают назад.

Наши рекомендации