Особенности психич-го развития детей раннего возраста с наруш-ие слуха.
Речь УО.
Наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, кот-ые обнаруживаются на различных уровнях речевой деят-ти. Наруш-ие речи начинается со слова. Слово явл-ся звеном, кот-оетсвязывает сенсомоторные процессы и мышление. Слово имеет звуковую форму, обозначает конкретный предмет, отображает смысловое значение. УО реб-ка нарушены все компоненты слова, что приводит к наруш-ию речевой функции в целом. Для УО характерно ЗРР: позднее понимание обращенной, обобщенной речи, трудности в ее самостоятельном использовании. Наблюдаются наруш-ие звукопроизношения(более сложные в акустическом плане). Словарь беден, значение слов не точное, редко используют обобщенные значения, пассивный словарь накапливается медленно. Наруш-ие фразовой речи, граммат-ой категории, предл-ия бедные и примитивные, не правильно используют части речи, наруш-ся построение фразы- аграматичны. УО редко становятся инициаторами диалога(связано с ограниченным кругом их интересов, не умеют слушать, не всегда отвечают на ?, молчат либо отвечают невпопад. Построить монолог крайне сложно, они не умеют планировать высказывание, органичен словарный запас.
43. Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологические варианты развития личности, в основе кот-ых лежит дизонтогенез эмоц-но-волевой сферы. Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана либо с генетическими, наследственными факторами, экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Характерные психопатий черты: 1)повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость поведения, 2)преобладание примитивных потребностей и влечений.
Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. В этиологии - неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:1) закреплению патологических реакций, представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию. Фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности;2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером. К дисгармоническому развитию можно отнести и невропатию -особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций (склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительны к погоде и т.д.) Это вызывает отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной ее составляющей. Дети повышенно впечатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают неврозы страха, заикание, тики, энурез и т.д. Особым видом дисгармонического развития является аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Нарушение вегетативно-эндокринной регуляции приводит, в одних случаях к замедлению темпа полового созревания (недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы), а в других – к ускорению (пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость).
Особенности психич-го развития детей раннего возраста с наруш-ие слуха.
В 1-ые мес. Жизни глухой реб-к мало отличается от детей с N(может быть более спокойный, чес с N). Психическое развитие глухого реб-ка на 1-ом году очень важно, как взрослые организуют его знакомство с предметами ближайшего окружения и действия с этими предметами. При правильном воспитании взрослые произносят отдельные слова или слоги близко к уху реб-ка, привлекают внимание к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами(добиваются чтобы реб-к подражал). Реб-к пользуется указательными жестами ко взрослому. 2-3го года жизни зависит от того как строиться его жизнидеят-ть, как овладевает умениями самообслуживания (одевание, умывается, туалет). Очень важно, чтобы реб-к занимался конструктивной деят-тью(постройки из различных материалов) и рисование. Дети отличаются от N по развитию речи. Глухой реб-к к 3-м годам может овладеть словами для общения и обозначения предметов и явлений ближайщего окружения. Дети овладевают жестовой речью (выполняет роль средства и способа соц-го общения), что способствует психич-му развитию. Развитие психики зависит от сурдопедагогической помощи.
47. патологические формы, связанные с нарушением деят-ти ЦНС под влиянием сочетания биологич-ой ее недостаточности и неправильных форм воспитания. В основе нарушений поведения лежат органические расстройства ЦНС (они проявляются не только в той микросоциальной среде, в которой возникли переживания, но и за се пределами). При патологических формах нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания и т. п. и обычно имеют место проявления социальной дезадаптации. При патологических реакциях пассивного протеста реб-к не только отказывается посещать школу, но даже при напоминании о необходимости их посещения у него возникают невротические реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение, повышенная потливость. Настроение у такого реб-ка обычно подавленное, сон нарушен. При патологических реакциях активного протеста у ребенка часто устанавливается привычное агрессивное поведение в отношении окружающих. Реб-к становится грубым, непослушным, упрямым в отношениях с взрослыми, старается все делать назло. Это также сопровождается пониженным настроением, нарушениями сна, аппетита. Наиболее частыми патологическими формами поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям.
73. Особенности становления разных видов деят-ти у детей с ДЦП. Игровая деят-ть (4-5лет) замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразит-ти, отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом»(предметные действия приобретают характер отобразительных и ролевых игр). (5-6лет) становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер, возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. (6-7лет) появляется формирование самостоят-ых творческих коллективов, сворачивается планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Проблема трудового обучения для детей с нарушениями ОДА явл-ся важной. В дошк. возрасте можно начать формир-ие трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деят-ти специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. Эта деят-ть важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Нарушения формирования изобразительной деятельности у детей, страдающих различными формами ДЦП, связаны с двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Овладение рисованием детьми с такими нарушениями в развитии будет затруднено. Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации.
71.Особенности эмоц-но-волевого и личностного ДЦП.Эмоц-ые расстр-ва проявляются в виде повыш-ой эмоц-ой возбудимости, повыш-ой чувствит-ти к обычным раздражителям окруж-ей среды, склонности к колебаниям настроения, может сочетаться с радостным, приподнятым настроением. Эта возбудимость может сопровождается страхами(страх высоты); может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигат-ой расторможенности, аффективных взрывов(может с агрессивными проявлениями), с реакциями протеста по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формир-ия патологического хар-ра. Специфические нарушения деят-ти и общения при ДЦП могут способствовать своеобразному формированию личности. Наблюдается достаточное интелл-ое развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоят-ти, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У реб-ка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоят-ой практической деят-ти; так, реб-к с сохранной ручной деят-тью долго не осваивает навыки самообслуживания.
55. Представления слепых и слабовидящих.Представления—это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Характерной чертой представлений слепых и слабовидящих явл-ся резкое сужение их круга за счёт полного или частичного выпадения зрительных образов. Направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм их представлений. Выпадение большого числа значимых объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия препятствуют образованию общих представлений, в которых отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов и явлений. Невозможность целостного восприятия объектов и их отдельных свойств. Несмотря на эти особенности, природа представлений у слепых и слабовидящих не изменяется. Все эти недостатки преодолеваются в процессе компенсации, и возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир. При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
75. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей.В процессе речевого развития формируются высшие формы познав-ой деят-ти, способ-ти к понятийному мышлению. Значение слова явл-ся обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Но в процессе психич-го развития реб-ка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деят-ть.Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих соц-ых контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действит-ти, совершенствуются формы ее отражения.Овладение реб-ом речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведени-я. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деят-ти и участия в коллективном труде.Нарушения речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деят-ти, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познав-ой деят-ти, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью соц-ых, в частности речевых, контактов, в процессе кот-ых осуществляется познание реб-ом окружающей действит-ти.
76. Влияние речевых нарушений на формирование личности. В процессе речевого развития формируются высшие формы познав-ой деят-ти, способ-ти к понятийному мышлению. Значение слова явл-ся обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Но в процессе психич-го развития реб-ка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деят-ть.Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих соц-ых контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действит-ти, совершенствуются формы ее отражения.Овладение реб-ом речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деят-ти и участия в коллективном труде.Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
52.Компенсаторные возможности слепых детей, роль деят-ти в процессе компенсации слепоты. Компенсация(возмещение, уравновешивание) - сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторные возможности организма реб-ка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей. В компенсации дефектов зрения огромную роль играет деят-ть. Для детей с глубокими наруш-ями зрения характерно замедленное формир-ие различных форм деят-ти. При этом требуется специально направленное обучение ее элементом и особенно исполнительной ее стороны. В связи с этим развивающее влияние ведущей деят-ти растягивает во времени. В дошкольном- сосуществующими формами ведущей деят-ти явл-ся предметная и игровая, а в млад.школьном- игровая и учебная.
54.Особенности деят-ти и личности слепых. В компенсации дефектов зрения огромную роль играет деят-ть. Для детей с глубокими наруш-ями зрения характерно замедленное формир-ие различных форм деят-ти. В дошкольном- сосуществующими формами ведущей деят-ти явл-ся предметная и игровая, а в млад.школьном- игровая и учебная. Замедленный темп формир-ия предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деят-ти и наруш-ие исполнительной функции, а также расхождение м/у пониманием назначения предмета и возможность выполнить действие с предметом( они примитивны и однообразны). Самообучение предметным действиям в раннем и дошк-ом возрасте явл-ся использование игрушек. Дети с наруш-ем зрения в дошкол-ом возр-те явл-ся игра. Игра повышает абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефекта, связанного со слепотой. У детей с наруш-ем зрения отмечается: бедность сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий. Дефект зрения усложняет деловое общение: характерен уход от контакта с окруж-ми, ориентация на свой внутр.мир, пассивность и позиция изоляции. Формир-ие учебной деят-ти- длительный и сложный процесс.(в млад.школьном- неосознанное овладение данными процессами, неадекватная мотивация, приобладание игровой деят-ти). 3 блока структуры личности:1)формир-ие психич-их процессов, как мышление, речь- находится в опосредованной зависимости от наруш-ия зрения, так как развития компенсаторных процессов они развиваются до N. 2)психич-ие состояния испытывают влияния дефекта, хотя влияние имеет временный хар-р, сюда входят эмоции, возникающии при осознании или появлении своего дефекта; 3)психич-ие свойства личности- темперамент, хар-р, способности, направленность личности. Т.О глубокие нарушения зрения, оказывают влияние на форм-ие всей психики и личности чел-ка.
5. Олигофренопсихология— раздел психологии специальной, изучающий развитие психическое и возможности его коррекции у людей умственно-отсталых с тяжелыми формами недоразвитости мозга головного. Выявляет причины их отсталости умственной (врожденные дефекты системы нервной, результат болезни или травмы), изучает их психологические особенности, формы и степень выраженности дефекта, способствует созданию программ и методик их обучения во вспомогательных школах. УО- сборная группа аномальных состояний для кот-ых характерно органическое поражение гол.мозга, приводящее к стойкому нарушению познав-ой деят-ти. В первую очередь- мышление. Формы: Олигофрения- сборная группа аномальных состояний для кот-ых характерно органическое поражение гол.мозга, приводящее к стойкому нарушению познав-ой деят-ти(возникает внутриутробно или до 2,5-3х лет); Деменция- приводящее к стойкому нарушению познав-ой деят-ти(возникает после 3х лет); Лубовский выделил 3-ю форму Слабоумие- непрогридиентная резидуальная деменция.
51. Общие и специфические закономерности (зрение). Общие закономерности развития прослеживаются как у N и нар-ем зрения.. К ним относятся: 1)определенная последовательность стадий развития психики; 2)наличие сензитивных периодов в развитии психических функций; 3)последовательность развития психических процессов; 4)роль деят-ти в психическом развитии, речи -- в формировании высших психических процессов;5)ведущая роль обучения в психическом развитии. Детей при различных типах аномалий, выделяют общие специфические закономерности, проявляющиеся при различных типах нарушений.
23. Особенности деят-ти детей ЗПР.Страдает произвольная деят-ть- часты необдуманные импульсивные ответы; действуют, не дослушав задания учителя; нет ориентировочной фазы; не учитывают условий выполнения заданий; при выполнении обращают внимание на признаки явления, предмета, но воспроизводят их неполно. В условиях задания путаются, принятие и выполненияе задания, происходит на фоне недостаточной целенаправленности, неорганизованности, непоследовательности. При выполнении заданий отмечается большое кол-во лишних действий, не формир-ся обобщенный способ действия(перенос действий в др. условия). Оценку дают быстро, необдуманно, вне связи с образцом. Делают ошибки при выполнении многозвеньевой инструкции это обусловлено недостаточной регулирующей функции речи. Это находит отражение в нарушении построения плана действия. Характерен низкий контроль за собств-ыми действиями. Все это влияет на снижение уровня продуктивности деят-ти(всех видов деят-ти, и игровая, трудовая, изобразительная)
7. Особенности ВНД у УО детей.Своеобразие ВНД УО детей обусловлено органич-ким поражением гол.мозга. Органич-ое поражение м/б по типу недоразвития структур гол.мозга или их повреждения. Особенности: 1)слабость замыкательной функции коры г.м, что проявл-ся в затруднении и замедлении новых, особенно сложных, условных связей. Именно это объясняет крайне замедленный темп обучения; 2)затруднение дифференцировки при выработки условных связей. В основе всякого обучения лежит не только процесс формир-ия условных связей, а также процесс их и уточнения, т.е не только формироваться должна условная связь, но и дифференцироваться; 3)нарушение баланса м/у процессами возбуждения и торможения; 4)наблюдается явление «охранительного торможения»; 5)нарушение взаимодействия м/у 1 и 2-ой сигнальной системой, это связано с недоразвитием 2-ой сигнальной системы. Т.О особенностью ВНД УО детей явл-ся слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность, склонность к частому охранительному торможению, недоразвитие 2-ой сигнальной системы(речь).
58.Общие и специфические закономерности. Общие:1)у детей с нар-ным слухом и для др. нар-ний сущ-ет сложная стр-ра дефекта; 2)трудности соц-ой адаптации: не способность реч.общение и нет достат-ых знаний об окр-щих их действительности; 3)патологич-ое формир-ие личности: наличие депривации речевой, соц-ой, моторной, эмоц-ой и осознание собств-го дефекта; 4)снижение объема приема и переработки информации. Специфические: 1)асинхрония или иерархичность в развитии познават-ой деят-ти(сначала П.речь-картина- ниже слова); 2)своеобразие темпа развития, кот-ое прояв-ся: на 1-х этапах развития нет отличий от слышащих, постепенно они возрастают, далее сглаживается под влиянием сурдолог.помощи.
44.Посттравматическое стрессовое расстройство-(ПТСР) возникает вслед за травмирующими событиями, выходящими за рамки норм-го человеч-го опыта. Эти события должны быть настолько травмирующими, что оказались бы серьезным потрясением для любого чел-ка. Событие сопровождается реальной угрозой жизни: несчастный случай, природная катастрофа, нападение, изнасилование, участие в военных действиях, неожиданная потеря жилья или другого важного имущества. ПТСРможет развиться как у непосредственной жертвы травмы, так и у свидетеля, наблюдавшего смерть, ранение или физическое насилие над другими людьми. Симптомы: Нарушения сна,проявляются повторяющимися кошмарными сновидениями, причем эти сновидения могут воспроизводить пережитые события (просыпаться в поту, крики, нападая на своих партнеров в постели); Постоянное переживание травматического события.Это симптом может проявляться в повторяющихся больным тягостных воспоминаниях о происшедшем; Избегающее поведение.Больной всеми силами стремится избегать любых стимулов, которые могли бы напомнить ему о травмирующем событии. Он может испытывать затруднения при попытках вспомнить обстоятельства пережитой психической травмы, даже если все это произошло совсем недавно. Повышенная напряженность.Чел-к может испытывать ощущение тревожной напряженности или психологической неустойчивости. Это может проявляться и в беспричинной раздражительности и во вспышках гнева по незначительному поводу.
26. СДВГ- одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга. СДВГ – это распространенное расстройство поведении, которое проявляется в детском возрасте, иногда даже может сохраниться и у взрослых. В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур характеризуется «триадой» признаков: Нарушение внимания – реб-к не способен удерживать внимание на деталях, допускает много глупых ошибок; с трудом сохраняет внимание при выполнении задания; часто теряет вещи, необходимые дома и в школе; часто проявляется забывчивость в повседневных ситуациях;Гиперактивность- наиболее типична в дошкольном и младшем школьном возрасте. Реб-к часто совершает беспокойные движения руками и ногами, вертится, крутится на стуле; проявляет бесцельную двигательную активность; обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься; часто находиться в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикреплен моторчик»; бывает очень болтлив; Импульсивность- реб-к часто действует не подумав; начинает выкрикивать ответ, не дослушав его до конца; обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях; не подумавши совершает разные поступки (сломать чужую игрушку, убежать от мамы или воспитателя и т.д.); мешает заниматься или играть другим детям. Проблемы диагностики: специалисты мало информированы, создается иллюзия простоты диагностики СДВГ.
42. Акцентуации характера- это, в сущности, те же индивид-ые черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Основные типы: 1.гипертимный характ-ся приподнятым настроением, жаждой деят-ти, повышенной словоохотливостью, неугасимым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах; 2.циклоидный- свойственно смена гипер- и дистимических состояний, происходящая без видимого повода или связи с теми или иными событиями, наблюдается вялость, упадок сил, снижение настроения, аппетита и сна; 3.лабильный- носители реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных; 4.астеноневротический- повышенная утомляемость, раздражительность, слезливость; 5.сенситивный- чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности; 6.психастенический- нерешительные, долго колеблются при начале любого дела, ищут подтверждения в успешности будущей активности, сомневаются. Они мнительны, боятся всего нового; 7.шизоидный- для оценки этого типа важнее собственные представления , чем восприятия и ощущения. Он создает картину окруж.мира в соответствии с собственными суждениями и на основе жизненного опыта; 8.эпилептидный- стремление к эффективной разрядке, взрывчатости, импульсивности, решению конфликтов физич-ой силой; 9.истероидный- капризность, потребность в знании, самовосхвалением, оговорами др. людей; 10.неустойчивый- стремятся к получению удовольствий, праздности, развлечениям, внушаемы и беззаботны.
41. Проблемы дифференциальной диагностики РДА– это отдельное заболевание, имеющее более благоприятный прогноз при лечении и последующей адаптации больных этим расстройством в отличие от невозможности лечения олигофрении и ограничениях в лечении шизофрении. Проблема диагностики РДА представляет большую актуальность. Дифференциация с УО. В этих случаях альтернативный подход неправомерен. При тяжелых формах РДА, обусловленных церебрально-органической недостаточностью, может формироваться и УО. В неблагоприятных условиях среды интелл-ое недоразвитие аутичного реб-ка, обусловлено «наложением на его аутистическую самоизоляцию явлений социальной депривации. При этих двух вариантах речь идет о так называемом «олигофреническом плюсе». Но относительно часты и случаи, когда постановка вопроса о дифференциации РДА с УО правомерна. Многочисленные наблюдения, когда ошибочное впечатление УО создается самими аутистическими особенностями поведения и деятельности. Сходство со 2-й группой РДА проявл-ся в трудностях привлечения внимания, сложностях обучения бытовым навыкам, в манипулятивности игры, неразвернутости речи, задержке в развитии тонкой моторики. Сходство с 4-й группой РДА – в пассивности, безынициативности, бедности речи, слабости психической активности. Различие: при умственной отсталости и сохраняются зрительный контакт, стремление к общению вообще; витальные потребности нередко усилены. Отсутствуют типичные для РДА особенности речи, интерес к знаку, эмоциональная хрупкость. Дифференциация с первичными нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, дизартрией). Сходство этих нарушений речи с 1-й и 2-й группой РДА – в «непонимании» речи окружающих, невыполнении словесных инструкций, отсутствии речи; с 4-й группой РДА – в невнятности произношения, частых запинках. Различие: при органическом недоразвитии речи – сохранность невербальных коммуникаций (жестов, мимики), зрительного контакта, наличие возгласов с целью привлечь внимание; отсутствие разницы в «понимании» речи и внятности произношения в аффективно индифферентных или значимых для ребенка ситуациях, «прорывов» в аффекте слов или фраз, а также эффективность логопедического вмешательства. Дифференциация с глухотой. Внешнее сходство глухоты с 1-й и 2-й группами РДА – в отсутствии отклика на обращение, оборачивания на источник звука. Различие: в данных объективной аудиометрии; при глухоте – отсутствии реакции на звук, голос и в аффективно значимой ситуации, отсутствии слежения за движениями губ собеседника. Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от сходных состояний имеет большое значение для определения эффективных путей коррекции и прогноза развития ребенка.
40.Для детей с РДА характерны нарушения двигательной сферы. У них неуверенная ходьба, слабая дифференцированность мелкой моторики, неуклюжая походка. Часто отсутствуют содружественные движения, а уже на втором году жизни ребенка появляются комплексы стереотипных движений, подпрыгивания, потряхивание кистями рук, вращения вокруг себя. Речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3 лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. У детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Личные местоимения повторяются, как слышатся, длительное время отсутствуют ответы "да" или "нет". В речи детей не редки перестановки звуков, неправильное употребление предложных конструкций. Возможности понимания речи ограничены у детей с аутизмом. Дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени реб-к не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя. Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как "деревянная", "скучная", "механическая". Нарушены тон и ритм речи. Т.О, независимо от уровня развития речи, при аутизме в первую очередь страдает возможность использования ее с целью общения.
64. Предметная, игровая и изобразительной деят-ти детей с нарушение слуха. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии, ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми. Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при условии наглядно представленного условия. Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх, отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы-заместители, воображаемые ситуации и др. Развитие изобразительной деятельности дошкольников связано с обучением рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребенка. Обучение рисованию направлено на умение передавать в рисунке свои впечатления; уметь обследовать предметы сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; отражать свойства предметов; умение радоваться рисункам и лепным поделкам. Важнейшим элементом работы по рисованию является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Важное значение придается развитию творчества в процессе рисования, аппликации, конструирования.
66.Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы: 1)дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично; 2)дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы; 3)дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.
78. Особенности психического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями.Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности реб-ка, на формирование всех психических процессов. Особенности речевой деят-ти отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы - недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
72.Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом.В структуре дефекта у детей с ЦП значимое место занимает расстройство речи. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении. Формы речевых нарушений разнообра