Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.

У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются глухим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха. Письменная речь. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное.

65. Особенности речевого развития с нар-ем слуха. В 1-ые месяцы жизни не легко отличить глухого от слышащего реб-ка. Как и слышащий, он издает рефлекторные звуки, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие игрушки, но не слышит речи окружающих, не понимает, что ему говорят, не может подражать речи, поскольку у него не образуются ассоциативные связи между словом как сигналом действительности и предметом. И чем старше ребенок, тем больше он отстает в речевом развитии от слышащего. Можно заметить, что глухой в возрасте 6-8 месяцев не реагирует на речь, не фиксирует внимание на предмете при произнесении слова, вопроса. Без специального обучения речь у глухого не развивается. По разному идет у глухого и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение У.речью, опережает овладение П.речью, у глухого эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки П.речи усваиваются быстрее, нежели устной. Словесная речь- при овладении ею дети испытывают трудности, связанные с особенностью усвоения словарного состава языка, грамм.строя и рече-двигательных навыков. Развитие наглядных форм мышления опережает развитие речи, что существенно помогает реб-ку усваивать речь. Дактильная речь.Глухие, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи м/у звуковым и дактильным образом слова. Но в тех случаях, когда произношение слова расходится с его написанием, дактилология может оказывать «-»-ое влияние на усвоение звукового состава речи. Дактильная речь явл-ся вспомогательным средством при овладении П. речью, при чтении с губ речи окружающих глухими. Мимико-жестовая речь. Мимико – жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира. Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам). Эмоциональный оттенок в мимическом знаке выражен ярче, чем в слове.

6.Олигофрения как психическое недоразвитие.Наиболее типичной моделью психического недоразвития является олигофрения-сборная группа аномальных состояний, для кот-ых характерно органическое поражение гол.мозга, приводящее к стойкому нарушению позновательной деят-ти, дефект возникает внутриутробно или до 2.5-3х лет. Две группы: 1)эндогенную: патология хромосомного набора, врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов, а также наследственные факторы, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, сердечно-сосудистой систем, органов зрения и слуха; 2)экзогенную: поражение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами во внутриутробном и родовом периодах, а также в раннем детстве. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры. Два основных клинико-психологических «закона» олигофрении (Г.Е. Сухарева): 1.Тотальность. В состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции, начиная от врожденной несформированности ряда внутренних органов, недоразвития роста, костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом; 2.Иерархичность, кот-ая выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. Мышление -основной дефект при олигофрении, его недостаточность влияет на развитие всех других функций.Деменция- возникает после периода Nразвития (после 3х лет).1)резидуальная (непрогридиентная). При данном состоянии распад психики связан с действием одномоментной травмы. Пр: ЧМТ возможно обучение; 2)прогридиентная- возникает вследствие текущих заболеваний гол.мозга, в =>чего повреждаются все новые участки мозговых структур, чел-к постепенно деградирует, его УО нарастает. Пр: -опухоль, менингит.



Наши рекомендации