Развитие общения и речи в норме и при нарушении психического развития
Наруш развития речи включают в себя все отклонения в речевом развитии
Классификация: 1 группа. Нарушение средств общения: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. 2 группа: Нарушение применения средств общения: заикание
Клинико-пси классификация речевых расстройств: включает 9 патологий относящихся к устной речи и 2 к письменной:
1. Дизартария - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
2. Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.
3. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.
4. Алалия - полное отсутствие или достаточно выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), не обусловленные дефектами интеллекта и слуха.
5. Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. (развитие интеллекта при этом нормально)
6. Дислексия - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Осевым нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения.
Общее недоразвитие речи – недостаточность коммуникативной способности, нарушение речевого взаимодействия в процессе совместной игровой, учебной и трудовой дея-ти. Речевые нарушения приводят к развитию эмоц-волевых нарушений, кот могут стать причиной патологических форм поведений. У таких детей наблюдается агрессия из-за невозможности высказаться, негативизм, сопротивление требованиям. Конфликт между тем, что хочет ребенок и неуверенностью в себе. Недооценка своих возможностей, конформность, неуверенность в своих силах, искаженное восприятие себя и окружающего мира.
При заикании задерживаются отдельные психич функции, может наблюдаться импульсивность или наоборот заторможенность. Отмечается низкая самооценка, тревожность, немотивированные страхи, страх речи. Своеобразие индивидуально-личностного развития зависит от соц-пси условий.
При различ вариантах дизонтогенеза наблюд-ся различные нарушения речи:
#УО: становление речи такого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Позднее вступает в эмоц контакт с матерью, звуковые комплексы на первых годах жизни бедны, эмоц не окрашены. Звучащая речь мало интересует ребенка. Однако постепенно в разные сроки, все же овладевают элементарным речевым общением. направленность на речевое общение снижена. Там где возможно предпочитают пользоваться указательными жестами, чем речью.
ЗПР: дети с ЗПР к началу школьного возраста не испытывают трудностей на уровне элементр бытового общения со взрослыми и сверстниками. Владеют повседнев обиходным словарем и грамматич формами. Однако расширение словаря обращенной речи за рамки бытовой тематики приводит к тому, что возникает непонимание у ребенка. Это мб из-за довольно часто наблюдаемых недостатков в их произношении, и в следствие этого непонимание этими детьми и некоторых частей речи произносимой другими. Приводит к отставанию в формировании языковых обобщений. Значит кол-во ошибок, аграмматизмов в их речи. Недостаток словаря. Но наблюдается правильное словообразование, чем они отличаются от УО.
У слепого ребенка огромный скачок в развитии слепого происходит в тот момент, когда речевое общение включается во взаимодейтсвие с предметами и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываютс в центре активности слепого. Интенсивно развивающаяся речь слепого ребенка, активно использующего ее в основном как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слепого. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать.