Какую стратегию необходимо избрать психотерапевту и почему.
3. Какую\какие психотерапевтическую теорию использовать?
Сопротивление. Стратегия «здесь и сейчас». Гуманистическая теория (гештальт-терапии).
«Здесь и сейчас» относится к непосредственным событиям терапевтического сеанса, к тому, что происходит здесь (в этом кабинете, в этих отношениях, в пространстве между мной и вами) и сейчас, в этот непосредственный момент. По существу, это исторический подход, который помогает уделять меньше внимания историческому прошлому пациента или событиям его или ее внешней жизни, не опровергая их важности.
К консультанту обратился клиент, у которого не складываются взаимоотношения с сотрудниками в рабочем коллективе. Клиент хочет сменить работу, несмотря на то, что во всех других отношениях она его полностью устраивает.
Вопрос: Каковы действия консультанта?
Различные жалобы на проблемы общения - одна из наиболее распространенных причин обращения в психологическую консультацию.
Возможно у пациента имеются личностные черты мешающие успешной адаптации (алекситимия,шизоидность),либо недостаток социальных навыков (Навыки социальной компетенции).
Социально-личностная компетентность - это интегративная характеристика личности, отражающая систему знаний, умений и навыков, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве; умения адекватно воспринимать окружающую действительность; строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации
Умение строить межличностные отношения, работать в группе, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу.
В ходе терапии прорабатывать:
выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
· восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
· открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
· сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
· формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
· идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс
Работа направленная на социальную адаптацию. Работа в группах, Треннинг общения.
Проигрывание роли
Еще один вариант задания клиенту состоит в том, чтобы предложить ему сыграть роль другого в процессе общения, лучше всего того человека, который является моделью и образцом в общении, того, на кого он хочет быть похожим или "победить". Сыграть роль - это значит вести себя по возможности сходно, употреблять те же слова и выражения, хмуриться и смеяться так же, как и он, и т.д. Такая игра совсем не обязательно должна происходить в той компании, где человек встречается со своим идеалом. Лучше всего, чтобы это было среди других людей, тогда перевоплощение может быть более полным. Клиенту можно предложить рассказывать то, что обычно рассказывает о себе его модель от первого лица. Мотивировать, объяснить, зачем дается такое задание, можно следующим образом: "У каждого человека в глубине души таятся актерские способности, и если уж вам самому не дано стать другим, попробуйте сыграть роль другого, пережить то, что испытывает он (она). Опыт, полученный таким образом, поможет вам понять самого себя, и к тому же вы сможете точно решить, стоит ли вам быть таким, как ваш идеал. Возможно, что у вас самого есть какие-то способности, которые вам стоит попробовать использовать в процессе общения, а проигрывая роль другого, вы сможете с большей легкостью их в себе обнаружить". Эта техника направлена прежде всего на расширение представления человека о себе и на дискредитацию возможностей и образа идеала. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколько ценными для него являются собственные качества, проявляемые в общении.
К консультанту обратился клиент, который жалуется на чувство тревоги, одиночества, ощущение бессмысленности существования.