Итак, приступая к исследованию, какую стратегию выбрать?

Сказанное выше можно теперь в более сжатой форме представить в схеме, которая иллюстрирует различия двух стратегий по отдельным компонентам исследовательской стратегии. Здесь с небольшими изменениями приводится схема из книги К. Пламера «Документы жизни» [105].

Итак, качественный и количественный подходы существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. В зависимости от целей и исследовательских задач, а также фокуса интереса исследователь избирает ту или иную тактику, но при этом должен четко следовать избранной логике.

Схема 1

Различия в стратегиях исследования при качественном и количественном подходах

Количественный подход Качественный подход
Теоретико-методологическая база:
Реализм Достоверное, объективное знание Описание логических связей между отдельными параметрами Феноменология Релятивизм Описание общей картины события или явления
Фокус анализа:
Общее, генеральное, макроанализ Классификация путем отождествления событий, случаев В центре внимания структуры; внешнее, объективное Особенное, частное, микроанализ Описание событий, случаев В центре внимания человек; внутреннее, субъективное
Единицы анализа:
- Факты, события - Субъективные значения, чувства
Исследовательские цели, задачи:
Дать причинное объяснение Измерить взаимосвязи Интерпретировать, понять наблюдаемое Концептуализировать
Стиль:
Жесткий, холодный Систематизация Мягкий, теплый Воображение, представление о...
Валидность (надежность):
- Достоверное повторение установленных связей - Реальное насыщение информации
Логика анализа:
- Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем операцио-нализации понятий - Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям

Для эмпирического исследования повседневной практики человеческого взаимодействия используется качественный подход. Как исследовательская стратегия это:

· открытая, свободная на входе стратегия, которая аналитически описывает объект на выходе;

· базируется на естественном (натуралистическом) изучении объекта в естественных для него условиях;

· выявляет и интерпретирует субъективные смыслы, значения;

· многомерно исследует объект;

· концентрируется на частном, особенном в его жизнедеятельности;

· концептуализирует социальные смыслы и значения в понятиях и терминах социального знания.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В данном параграфе мы рассмотрим качественный подход как «другую» методологию социологического познания с точки зрения исследовательской практики. На отдельных примерах рассмотрим, какие аспекты и какие проблемы являются прежде всего наиболее значимыми для исследователей?

Каков ракурс интереса?

С точки зрения системного анализа можно изучать и объяснять общие условия жизни современного российского общества для различных социальных групп: например, солдат, воевавших в Чечне; одиноких матерей, воспитывающих двоих детей; военнослужащих, вынужденных преждевременно уйти на пенсию. Всех их можно рассматривать в целом, скажем, как людей одного возраста, например, 30-40 лет, проживающих в среднестатистическом городе; как группу тех, кто «переживает трудности реформируемого общества».

Но если принять точку зрения качественной социологии (к примеру, при изучении «социального опыта переживания периода социальных потрясений»), то окажется, что каждая из таких человеческих ситуаций по-своему уникальна. Каждая группа помимо схожего социального опыта имеет свои особые переживания и страдания, которые в совокупности складываются в их специфический «жизненный мир». Этот мир именно как «особое» может стать объектом исследования. Прошлый опыт, практика каждодневных забот и переживаний могут быть поняты только через изучение индивидуальных судеб представителей этих групп, особенностей в восприятии, ситуации и поведении на фоне общего социального контекста данного социально-исторического времени. Соответственно, ракурсом интереса в таком случае становится общее и особенное в опытах и действиях конкретных людей.

С другой стороны, опыт каждой группы является как бы особым «фрагментом» общего социального опыта. Совокупность таких частных практик как мозаика позволяет представить социальную картину общества в целом.

Именно в этом состоит фокус интереса в качественном исследовании: концентрация внимания на частном, особенном для более полного и подробного описания целостной картины социальной реальности.

Наши рекомендации