Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7.

Научиться диагностировать поражения ОВТВ (АОХВ) (данной группы), определять необходимый объем медицинской помощи и осуществлять медицинскую сортировку и лечение пораженных в химическом очаге и на ЭМЭ.

Учебно-целевые задачи:

1. Знать:

- Основные физико-химические и токсические свойства ОВТВ и АОХВ.

- Механизм токсического действия и патогенез интоксикации.

- Ведущие симптомы клиники поражения.

- Принципы оказания и обеспечения медицинской помощи пораженным.

- Объем медицинской помощи в химическом очаге и на ЭМЭ.

- Принципы медицинской сортировки пораженных и их эвакуационную характеристику.

2. Уметь:

- На основании анамнестических, клинических данных и сведений химической разведки распознавать поражение ОВТВ и АОХВ, обосновывать развернутый диагноз поражения.

- Устанавливать степень тяжести поражения.

- Определять и обосновывать необходимый объем помощи пораженным в очаге и на ЭМЭ.

- Проводить медицинскую сортировку пораженных.

Для более глубокого понимания роли медицинской сортировки и лечебно-эвакуационных мероприятиях рекомендуется следующий материал:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ СОРТИРОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

Медицинская сортировка, как доказал Н.И.Пирогов и подтвердила военно-медицинская практика является одним из важ­нейших организационных мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию принятой системы лечебно-эвакуационных мероприятий «Сортировка ложится как фундаментальный камень в основу всей постройки» (В.А.Оппель).

Так как в военно-полевых условиях, как правило, нет возможности сразу оказать необходимую помощь всем раненым и больным и обеспечить их одномоментную эвакуацию, целесообразно сортировать «не по описательным причинным признакам, а по нуждаемости контингентов в том или ином виде санитарного обеспечения, сопоставить, что нужно в данных условиях сделать, с теми средствами и возможностями, которые для этой цели имеются» (Б.К.Леонардов).

Общепризнанно, что при применении противником современных видов оружия ОМП и на этапах медицинской эвакуации (ЭМЭ) часто будет возникать несоответствие между потребностью в различных лечебно-эвакуационных мероприятиях (ЛЭМ) и возможностями своевременного их выполнения из-за:

а) массовости и интенсивности поступления раненых и
больных;

б) увеличения их нуждаемости в медицинской помощи и
возрастании трудоемкости в ее оказании.

Следовательно, обстановка заставит постоянно осуществлять маневр объемом помощи и вносить корректив в порядок эвакуации. Реализация этого возможна лишь посредством медицинской сортировки. Отсюда – возрастание требования к медицинской сортировке.

Успех сортировки во многом зависит от возможностей выявления сортировочных признаков и определяется подготовкой персонала и условиями, в которых она проводится. В большинстве случаев медицинская сортировка проводится врачами, которые должны четко представлять себе место данного этапа в общей системе ЛЭМ, знать, какие мероприятия раненому и больному должны быть выполнены до поступления на этап, непосредственно на нем, а также в следующем медицинском учреждении.

Далее врачи должны хорошо знать этиопатогенез, клинику и этапное лечение современных боевых болезней, уметь быстро и правильно выявить признаки, на основе которых может быть осуществлена нужная группировка раненых и больных, обладать хорошими организаторскими способностями.

К медицинской сортировке предъявляются требования: непрерывность, преемственность, конкретность.

В медицинских пунктах и лечебных учреждениях медицинская сортировка производится по следующим основаниям:

- исходя из опасности для окружающих;

- нуждаемости в медицинской помощи;

- очередности ее оказания;

- эвакуационным признакам

- целесообразности и возможности дальнейшей эвакуации;

- очередности и способу транспортировки по эваконазначению.

         
  Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru
 
  Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru  
1. подлежат дальнейшей эвакуации по виду транспорта, очередности, способу эвакуации 2. остаются на данном этапе 3. подлежат возвращению в строй

Какова же последовательность проведения этой «групповой диагностики» – «медицинской сортировки».

ВНИМАНИЕ!

Предлагается алгоритм медицинской сортировки в приемно-сортировочном подразделении ЭМЭ.

       
    Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru
 
  Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru


Тема №2: «Отравляющие и высокотоксичные вещества раздражающего действия»

Задание 1.

Уясните цель и учебно-целевые задачи практического занятия (стр.8)

Задание 2.

Ознакомьтесь с требованиями к базисным знаниям и, если они недостаточны, проработайте соответствующие разделы учебников:

1) Глазные болезни.

2) Болезни лор-органов.

3) Внутренние болезни.

Задание 3.

В часы самоподготовки изучить и законспектировать:

1. «Указания по военной токсикологии», М., 2004.

2. Куценко С. А. «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита», СПб., 2000.

Дома изучить и законспектировать:

1. Каракчиев Н. И. «Токсикология ОВ и защита от ядерного и химического оружия», Ташкент, 1988.

2. Бадюгин И. С. «Токсикология синтетических ядов», 1974.

3. «Военно-полевая терапия», М., 1973.

4. Учебное пособие для студентов «Особенности медицинской сортировки и объем медицинской помощи пораженным отравляющими и аварийно опасными химическими веществами», Самара: СамГМУ, 2005.

5. Лекция по теме №2

Задание 4. Контрольные вопросы.

1. Физические и химические свойства, токсикологическая характеристика CS, CN, SR и адамсита.

2. Выводы из анализа свойств ОВТВ.

3. Механизм действия ОВТВ данной группы.

4. Патогенез поражения ОВТВ раздражающего действия.

Стойкость Защита Нуждаемость в ЧСО Способы и средства применения

5. Особенности клиники поражения лакриматорами (CN, CS, CR).

6. Особенности клиники стернитами (адамсит).

7. Антидотная и симптоматическая терапия.

8. Особенности сортировки на ЭМЭ.

9. Состав групп пораженных ОВТВ в ходе медицинской сортировки.

10. Медико-тактическая характеристика очага ОВТВ раздражающего действия.

11. Объем первой помощи в очаге.

12. Объем доврачебной помощи пораженным.

13. Объем первой врачебной помощи.

14. Объем квалифицированной помощи пораженным ОВТВ раздражающего действия.

ЛДС темы №2.

Физические свойства Химические свойства Токсикологическая характеристика
Агрегатное состояние. Цвет. Запах. Гидролиз Пути поступления
Температура кипения
Температура замерзания
Плотность паров по воздуху
Растворимость в воде Дегазация Токсичность
Летучесть
Растворимость в жирах, органических растворителях
Сорбционная/ десорбционная способность
Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru ВЫВОДЫ

I. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru токсический агент:
CS, CN, CR,
адамсит
химическое название


II. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru токсический агент:
CS, CN, CR,
адамсит
химическое название


III. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Механизм действия Точки приложения

IV. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Патогенез поражения Звенья патогенеза

V.

осложнения
Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru
патологоанатом-ческая картина
стадии
Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru
тяжелая
средняя
легкая
Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Клиника отравления Формы Особенности клиники внутри группы

Динамика формирования
санитарных потерь


VI. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Принципы терапии
Патогенетическая Симптоматическая

направления направления

средства

VII. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Лечебно-эвакуация Очаг МПБ МПП ОМедБ
мероприятия
Медицинская сортировка
Объем медицинской помощи

VIII. Цель занятия по темам №2, №3, №4, №5, №6, №7. - student2.ru Медико-тактическая характеристика очага

IX.

Тема №3 «Отравляющие и высокотоксичные вещества пульмонотоксического действия»

Задание 1.

Уясните цель и учебно-целевые задачи практического занятия (стр.7)

Задание 2.

Ознакомьтесь с требованиями к базисным знаниям необходимым для изучения темы:

1) Знать строение легочной мембраны.

2) Знать механизм отека легких.

Если знания недостаточны, проработайте соответствующие разделы учебников:

1) Патологическая физиология

2) Внутренние болезни

Задание 3.

В часы самоподготовки изучить и законспектировать:

1. «Указания по военной токсикологии», М., 2000.

2. Куценко С. А. «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита», СПб., 2004.

Дома изучить и законспектировать:

1. Каракчиев Н. И. «Токсикология ОВ и защита от ядерного и химического оружия», Ташкент, 1988.

2. Бадюгин И. С. «Токсикология синтетических ядов», 1974.

3. «Военно-полевая терапия», М., 1973.

4. Лекция по теме №3.

5. Учебное пособие для студентов «Особенности медицинской сортировки и объем медицинской помощи пораженным отравляющими и аварийно опасными химическими веществами», Самара: СамГМУ, 2005.

Задание 4. Контрольные вопросы.

1. Физические и химические свойства, токсикологическая характеристика фосгена, дифосгена и других АОХВ данной группы.

2. Выводы из анализа свойств фосгена (согласно 1-го блока1
ЛДС по теме № 3).

3. Механизм действия фосгена и других АОХВ.

4. Теории развития токсического отёка лёгких.

5. Звенья патогенеза токсического отёка лёгких.

6. Клиническая картина поражения фосгеном лёгкой степени (клиника токсического острого бронхита).

7. Клиническая картина поражения фосгеном средней степени (токсическая пневмония, токсический бронхит).

8. Клиническая картина поражения фосгеном тяжёлой степени (по стадиям развития).

9. Диагностика скрытого периода токсического отека легких.

10. Признаки и причины «синей» и «серой» гипоксии.

11. Ранние осложнение и отдалённые последствия.

12. Направления и средства патогенетической терапии.

13. Симптоматическая терапия.

14. Объём медицинской помощи при поражении ОВТВ и АОХВ удушающего действия в очаге и на ЭМЭ (МПБ, МПП, ОМедБ).

15. Ориентировочные сроки оказания медицинской помощи в химическом очаге и на ЭМЭ и факторы, их определяющие.

16. Особенности осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий поражённым ОВ и АОХВ удушающего действия.

17. Направления медицинской сортировки на ЭМЭ и порядок
проведения.

18. Состав групп, на которые делятся поражённые ОВТВ и АОХВ удушающего действия в ходе медицинской сортировки.

19. Медико-тактическая характеристика очага химического заражения ОВТВ удушающего действия (фосгеном).

20. Особенности механизма действия, клиники, лечения при
поражении азотной кислотой и её солями.

21. Особенности поражение хлором, клиника, патология, лечение.

22. Особенности поражение аммиаком, клиника, патология, лечение.

Тема №4 « Отравляющие и высокотоксичные вещества общеядовитого действия»

Задание 1.

Уясните цель и учебно – целевые задачи практического занятия (стр. 7)

Задание 2.

Ознакомьтесь с требованиями к базисным знаниям, необходимым для изучения темы:

1). Знать схему биологического окисления.

2). Знать физиологию дыхания.

Если занятия недостаточны, проработайте соответствуыщие разделы учебников:

1). Патологическая физиология.

2). Биологическая химия.

Задание 3.

В часы самоподготовки изучить и законспектировать:

1). «Указания по военной токсикологии», М., 2000.

2).«Куценко С. А. «Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита», СПб., 2004.

Дома изучить и законспектировать:

1). Каракчиев Н. И. «Токсикология ОВ и защита от ядерного и химического оружия», Ташкент, 1988.

2). «Военно-полевая терапия», М., 1973.

3). Лекция по теме №4.

4). Учебное пособие для студентов «Особенности медицинской сортировки и объем медицинской помощи пораженным отравляющими и аварийно опасными химическими веществами», Самара: СамГМУ, 2005.

Наши рекомендации