ОРУ – открытое распределительное устройство
ОТП – отделение пожаротушения
ОУВД – отдел управления внутренних дел
ОЭ - объект экономики (предприятие, объединение, учреждение или организация сфера материального производства или непроизводственной сферы хозяйства, расположенное на единой площадке)
ПМ - первоочередные мероприятия
ПМ-1- первоочередные мероприятия ГО 1 группы
ПМ-2 – первоочередные мероприятия ГО 2 группы
ПРУ – противорадиационное укрытие
ПРЗ – противорадиационная защита
ПРХ – противохимическая защита
ПРХН - пункт радиационно–химического наблюдения
ПСС – поисково-спасательная служба
ПСО – поисково-спасательный отряд
ПТМ-1 – противопыльные тканевые маски
ПУ – пункт управления
ПЭС – противоэпидемическая станция
РВ – радиоактивные вещества
РВК – районный военкомат
РГ – разведывательная группа
РПСО – региональный поисково-спасательный отряд
РС – руководящий состав
РСО – региональные спасательные отряды
РСУ - ремонтно-строительное управление
РСЧС – Единая Государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
РТС – районная тепловая станция
РХБЗ - радиационной, химической и биологической защиты
РХН МУ – радиационно-химическое наблюдение муниципального участка
РХР – радиационно-химическая разведка
РЦ – региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
РЭУ – ремонтно-эксплуатационный участок
СвГ – сводная группа
СГ – спасательная группа
СД – санитарная дружина
СИЗ – средства индивидуальной защиты
СНБ стационар для нетранспортабельных больных
СОП – санитарно–обмывочный пункт
СП – санитарный пост
ССП – современные средства поражения
ССК – сводная специализированная команда
СЭП – сборный эвакуационный пункт
СЭС – санитарно-эпидемиологическая станция
ТЭЦ – теплоэнергоцентраль
УГОЧС – органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республик, краев, областей
ЦАМО – Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд
ЦДП – центральный диспетчерский пункт
ЦПСООР – Центр по проведению спасательных операций особого риска
ЧС – чрезвычайная ситуация
Приведенные в разделах специфические сокращения и обозначения не раскрываются.
В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».
Последствия ЧС природного и техногенного характера могут быть весьма значительными и, как показывает анализ, в ряде случаев парализуют нормальное функционирование объектов экономики и существенно нарушают жизнедеятельность населения на обширных территориях. Для наглядной характеристики данного положения достаточно вспомнить аварии на Чернобыльской АЭС, Севезо (Италия), Бхопале (Индия), катастрофические наводнения в Якутии (Ленск) и Южном федеральном округе, крупные землетрясения на Сахалине в Турции и т. д.
В связи с этим важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление ряда крупных мероприятий по предупреждению и заблаговременной подготовке к ликвидации возможных последствий ЧС, а в идеале их существенного снижения. Данная система мероприятий охватывает все уровни управления страной и все системы и подсистемы экономики. Это и повышение устойчивости объектов и технических систем, разработка и внедрение современных технологий, создание систем мониторинга и прогнозирования, разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ, создание резервов финансовых и материальных ресурсов, накопление в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, подготовка населения и многое, многое другое.
Важное значение отводится в данной проблеме эффективному функционированию РСЧС. Потому что именно эта система и ее органы управления заблаговременно обязаны планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения, а также проведения АСДНР.
Учитывая сложность и объемность всех мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, в Методических рекомендациях основной упор сделан на порядке разработки, структуре и содержании плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и плана гражданской обороны.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера разрабатываются в городах, сельских районах, других административно-территориальных образованиях и на объектах экономики.
Они предусматривают объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяют привлекаемые для этого силы и средства.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера состоит из текстуальной части и пяти приложений. Текстуальная часть включает два раздела. Для района и объекта разделы носят наименования:
первый – краткая географическая и социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки на территории;
второй – мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
структура и содержание плана гражданской обороны для территорий И ОБЪЕКТОВ
План гражданской обороны для территорий и объектов определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение зашиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.
В структурных подразделениях объекта планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта и документы, определяющие порядок действий по сигналу о воздушной опасности ("Воздушная тревога") и получения средств индивидуальной защиты, состав и задачи невоенизированных формирований ГО, а также схемы оповещения персонала и расчеты на проведение эвакуации.
Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы обеспечения служб, в которых отражают вопросы обеспечения основных мероприятий гражданской обороны.
Текстовая часть Плана гражданской обороны включает три раздела:
Раздел I. Краткая оценка возможной обстановки на территории и объекте в результате воздействия противника;
Раздел II. Выполнение мероприятий гражданской обороны на территории и объекте при планомерном приведении ее в готовность;
Раздел III.Выполнение мероприятий гражданской обороны на территории и объекте при внезапном нападении противника.
Примерный перечень документов по вопросам ГОЧС, рекомендуемых для разработки в районах и на объектах (организациях, учреждениях, предприятиях) приведен в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
1. Макет Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для муниципальных образований и объектов