Анализ современного рынка оздоровительного туризма Республики Адыгея

Оздоровительный туризм – направление туризма, демонстрирующее высокие темпы роста во всем мире. Динамика развития оздоровительного туризма характеризуется экспертами как опережающая по сравнению с другими сегментами индустрии путешествий. По данным SRI International, представленным в докладе по развитию оздоровительного туризма в мире в конце 2015 года, на оздоровительный туризм приходится 6% всех международных и внутренних туристских поездок и 14% всех расходов на внутренние и международные поездки [28, с.6].

ООО «Маяк», являющаяся объектом нашего исследования, активно работает на рынке оздоровительного туризма Республики Адыгея. Поэтому все тенденции развития этого рынка в РА представляют значительный интерес для руководства предприятия с целью формирования эффективной стратегии туроперейтинга на рынке оздоровительного туризма региона.

По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) в России на оздоровительный туризм в 2013 году приходилось 7% поездок. Наиболее популярным видом туризма в России, как и во всем мире, является пляжный туризм, на него приходится 38% туристских потоков, затем следует культурный и образовательный туризма (20%) и деловой (18%). Оздоровительный туризм находится на 5-й позиции (7%) после горнолыжного туризма (8%). На остальные виды туризма – сельский, паломнический, событийный, экологический и другие приходится 1-2%.

Россия обладает значительным потенциалом для развития оздоровительного туризма. Кроме того, развитие оздоровительного туризма в регионах России способно стать настоящим драйвером социально-экономического развития регионов, способствовать созданию рабочих мест высокой квалификации и рядового звена.

Созданная в Республике Адыгея Республике Адыгея инфраструктура оздоровления и отдыха может быть использована как в ходе туристско-рекреационного обслуживания, так и для местных жителей, которые получат возможности для формирования здоровых привычек и здорового образа жизни (терренкуры, купальни, водолечебницы, СПА-центры и т.д.)

Анализ развития оздоровительного туризма и результатов исследований в сфере оздоровительного туризма в Республике Адыгея демонстрирует положительную динамику на этом сегменте туристского рынка как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Это изменения являются следствием изменений в менталитете, образе жизни современного человека, пересмотра отношения к своему здоровью. Концептуальные подходы потребителей к организации и качеству отдыха, набору услуг в составе турпродукта, выбору дестинации для отдыха кардинально меняются. Можно сделать вывод, что все эти изменения и тенденции ведут к росту интереса к оздоровительному отдыху в чистом виде, а также к стремлению потребителя включить элементы оздоровления в туристские поездки с другой целью.

Частые поездки являются неотъемлемой частью жизни современного человека, значительной частью его профессиональной деятельности и карьеры. Ранее путешествия однозначно рассматривались как элемент рекреации, отдыха, восстановления жизненных сил и энергии, то современные путешествия, зачастую сопряженные с напряжением и стрессами в аэропортах и на транспорте, недостатком сна, нарушением режима, избытком еды, напитков и солнечных ванн, могут приводить к ухудшению состояния здоровья. Многие эксперты заключаю, что сегодня путешествие может плохо отразиться на здоровье туриста. Как это ни парадоксально звучит, но после путешествия человек может чувствовать себя еще более напряженным и уставшим, чем до него. Все зависит от организации поездки, набора услуг, типа туристского продукта и выбранной дестинации.

Сравнение характеристик традиционного путешествия и оздоровительной поездки представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Сравнение характеристик традиционного путешествия и оздоровительной поездки

Традиционное путешествие Оздоровительная поездка
  • Нездоровая пища и переедание
  • Стрессы во время путешествия
  • Чрезмерное употребление алкоголя
  • Недостаток сна
  • Недостаток физической активности
  • Трудности высокого сезона – традиционного периода отпусков
  • Напряженный график поездки и его независимость от состояния здоровья
  • Отсутствие рекреационной и оздоровительной инфраструктуры
  • Здоровое диетическое питание
  • Поддержание здорового образа жизни
  • Омоложение и релаксация
  • Физическая активность
  • Целенаправленность и осознанность
  • Собственный опыт оздоровления
  • Отсутствие жесткого графика поездки
  • Профилактика заболеваний
  • Развитая рекреационная и оздоровительная инфраструктура
  • Дестинация, как правило, курорт


Среди наиболее характерных черт традиционной поездки, ведущей к усилению усталости, можно отнести недостаток сна, нездоровое питание, напряженный график поездки, стрессы, связанные с частыми переездами. Оздоровительный туризм является отличной альтернативой такому отдыху, путешествием, направленным на поддержание и улучшение здоровья человека. В последние годы важной тенденцией развития туризма, которую отмечают отечественные и зарубежные профессионалы в области туризма и гостеприимства, является значительное увеличение числа комбинированных поездок, в которых путешественники стараются сочетать традиционные цели поездки с оздоровлением. Вот почему мы наблюдаем бурное развитие SPA- и wellness-инфраструктуры на курортах и индустрии гостеприимства.

Сегодня в Республике Адыгея рынок и экономику оздоровительного туризма активно исследуют специалисты и представители органов власти. Причины интереса к рынку оздоровительного туризма Республики Адыгея можно назвать следующие:

ü оздоровление и оздоровительный туризм – это стабильное направление потребительского спроса и крупный сегмент туристского рынка РА;

ü темпы роста оздоровительного туризма в РА выше, чем индустрии туризма в целом;

ü оздоровительный туризм РА - это высокодоходная сфера, которая имеет большое экономическое влияние, в среднем «оздоровительные» туристы тратят на 130% больше, чем «средние» [12];

ü оздоровительный туризм РА способствует поддержанию и сохранению традиционной культуры и природных ресурсов, а также стимулирует развитие малого предпринимательства;

ü развитие оздоровительного туризма приносит доходы бюджету РА, создает рабочие места и способствует улучшению благосостояние населения республики в широком смысле, как в регионе туристской дестинации, так и в регионе происхождения туристов.

Поэтому можно заключить, что сфера оздоровительного туризма Республики Адыгея находится на пересечении популярного стиля жизни и растущей индустрии. На рисунках 2.1 и 2.2 эти данные об объемах мирового туристского рынка и мирового рынка оздоровительного туризма в 2015 году (по расходам на поездки) проиллюстрированы.

Анализ современного рынка оздоровительного туризма Республики Адыгея - student2.ru

Рисунок 2.1 – Объемы мирового туристского рынка в 2015 году, расходы на поездки

Эксперты считают, что велнес-путешественники, отправляясь в оздоровительный тур, стремятся достичь гармонии и совершенства в следующих сферах жизни и состояниях: физическое и психическое состояние, духовная, эмоциональная, экологическая и социальная сферы.

Анализ современного рынка оздоровительного туризма Республики Адыгея - student2.ru

Рисунок 2.2 – Объемы мирового рынок оздоровительного туризма в 2015 году, расходы на поездки

Для достижения указанных видов гармонии оздоровительный турист осуществляет определенные виды деятельности, потребляя продукты и услуги и становясь клиентов предприятий индустрии оздоровления и туризма.

Таблица 2.2

Основные виды деятельности в сфере оздоровления и оздоровительного туризма

Цели и направления деятельности Достигается гармония в сфере Что человек делает Что человек посещает
Здоровье (Health) Физическое состояние o лечение o диагностика o медосмотры o профилактика хронических заболеваний o медицинские центры o диагностические центры o wellness-центры
SPA и красота (SPA&Beauty) Физическое состояние o массаж o ванны o уход за телом o уход за лицом o уход за волосами и ногтями o Spa-центры o салоны красоты o бани, банные комплексы o минеральные источники, аква-комплексы o центры талассотерапии
Гармония души и тела (Mind-Body) Психическое состояние o йога o медитация o тай чи (tai chi) o цигун (qigong) o студии йоги o специализированные студии, кружки, школы, мастерские o школы боевых искусств

Продолжение таблицы 2.2

Цели и направления деятельности Достигается гармония в сфере Что человек делает Что человек посещает
Духовное единение (Spiritual & Connection) Духовная o религия o волонтерство o общение с семьей и друзьями o наедине с собой o святые места o практики йоги и духовные практики o центры волонтерства o ашрамы – обители мудрецов и святых
Развитие личности (Personal Growth) Эмоциональная o уединение o тренировки (life coaching) o избавление от стресса o чтение o музыка и искусство o занятия с тренером o оздоровительные центры o центры развития o учреждения культуры (музеи, театры и т.д.)
Экологический туризм (Eco&Adventure) Экологическая o хайкинг (ходьба по тропам) o походы o велосипедные прогулки o пешие прогулки o выезды на природу o активный отдых o парки o национальные парки o заповедники o природные объекты (водопады, озера, леса, реки и т.д.)
Фитнес (Fitness) Физическое состояние o физкультура и спорт o тренировки o занятия по фитнесу o стречинг o пилатес o спортзалы o тренажерные залы o спортплощадки o спортивные центры и клубы o фитнес-центры
Здоровое питание (Healthy Eating) Физическое состояние o правильное питание o управление весом o очищение организма o кулинарные эксперименты o диеты o рестораны с натуральной и органической кухней o магазины здорового питания o магазины биопродуктов (органических продуктов) o фермерские хозяйства

В ходе нашего исследования на базе ООО «Маяк» были изучены предложения компании оздоровительных путевок в санатории, пансионаты и отели Республики Адыгея, а также оздоровительные турпродукты других туроператоров и предприятий, в результате чего были выделены следующие особенности турпродукта в оздоровительном туризме:

ü основными дестинациями оздоровительного туризма являются курорты и курортные местности, обладающие необходимыми ресурсами и инфраструктурой для организации оздоровительного отдыха (на примере ООО «Маяк» - это курорт Республики Адыгея, а также и другие курорты Краснодарского края и г.Сочи);

ü оздоровительный турпродукт включает в себя комплекс услуг, направленных на получение оздоровительного эффекта, или оздоровительную программу, в практике ООО «Маяк» такая программа может быть включена в цену турпродукта или предлагаться клиенту за дополнительную плату на выбор;

ü оздоровительный турпродукт имеет более короткую по сравнению с классическим санаторно-курортным лечением продолжительность, как правило, 7, 10, 12 или 14 дней, а также экспресс-программы продолжительностью от 2-3 дней для туров выходного дня, по данным ООО «Маяк», интерес к оздоровительному отдыху в Республике Адыгея в общем сегменте лечебно-оздоровительного и курортного отдыха за последние 2-3 года существенно вырос, многие предпочитают приобретать отдельные процедуры уже на месте в санатории после консультации с врачом;

ü оздоровительная путевка предполагает большую самостоятельность туристов в выборе набора услуг или программ, что обеспечивает гибкое ценообразование, в ООО «Маяк» стараются предоставить максимальные возможности выбора услуг клиентам при реализации оздоровительного турпродукта;

ü включает услуги размещения уровня не ниже 3*, наиболее востребованным в мировой и отечественной практике является размещение уровня 4*;

ü включает двухразовое или трехразовое питание, часто оздоровительное или диетическое, при реализации тура через ООО «Маяк» уделяют важное значение описанию типа и особенностей организации питания в каждом объекте размещения;

ü по ценовым характеристикам относится к продуктам средней и высокой ценовой категории;

ü высоким спросом пользуются уникальные оздоровительные турпродукты или турпродукты с наилучшим соотношением «цена-качество» (в предложении ООО «Маяк» это путевки санаториев и пансионатов Республики Адыгея, курорта Сочи и Краснодарского края;

ü высокий процент возвратности и постоянных клиентов в оздоровительном туризме, по данным ООО «Маяк» доля постоянных клиентов составляет порядка 30%, есть клиенты, которые более 10 лет покупают путевки в Сочи через компанию, большая часть турагентов также работают с турагенством ООО «Маяк» более 5-7 лет.

Наши рекомендации