Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и дефектологии
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и дефектологии
Предмет специальной психологии
Разветвленная система научных дисциплин современной психологии,находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами.
Отрасли специальной психологии: тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения), сурдопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха), олигофренопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта), патопсихологию (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека).
Развиваются новых дисциплин на современном этапе: психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с нарушениями речи, психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология детей со сложными недостатками развития и др.
Объект специальной психологи – психологические закономерности специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
Предмет специальной психологии – особенности психического развития лиц с проблемами в развитии.
Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (ограниченными возможностями здоровья), например, в сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д..
2. Задачи специальной психологии:
1. Определение природы и сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Анализ причин аномального развития.
3. Обоснование и разработка психологических закономерностей принципов организации и развития сети специальных учреждений для детей с проблемами в развитии.
4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса в коррекционных учреждениях.
5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения ребёнка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии.
7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития.
3. Междисциплинарные связи специальной психологии:
Первый блок: биологические и медицинские науки:
анатомия и физиология человека;
общая генетика;
невропатология;
психиатрия;
ортопедия;
отоларингология;
офтальмология и т. д.
Второй блок – психологические науки:
общая психология;
возрастная психология;
педагогическая психология;
социальная психология;
психодиагностика и т. д.
Третий блок – педагогические науки:
общая педагогика (теория обучения, теория воспитания);
социальная педагогика;
частные методики;
специальные методики и т. д.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Тема 2. Методы исследования в специальной психологии
1. Основные принципы исследования:
объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования) и гуманности, следование генетическому или историческому принципу изучения психических фактов, практичности задач исследования, индивидуального подхода, комплексности в исследовании, учета динамики развития.
Основные методы.
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений. Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях. Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя. Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение).
Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия. Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя. Отрицательная сторона утрата естественности поведения испытуемых. Виды эксперимента: естественный (в обычных жизненных условиях, где эксперимент практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте); лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому; варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры); констатирующий; формирующий.
3.Вспомогательные методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности.
Опрос – ответы на вопросы исследователя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.
Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Дефект как недостаток.
Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
План
Дефект как недостаток.
Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому).
Литература
1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2011.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.
Дефект как недостаток
Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому)
Виктор Васильевич Лебединский обобщил все исследования, проведенные до него, и дал классификацию вариантов дизонтогении в своей монографии «Нарушения психического развития у детей» (МГУ, 1985).
Лебединский Виктор Васильевич 19 июня 1927 - 25 августа 2008 |
Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва - 25 августа 2008, Москва) - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.
Обучение:
- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1946-1951 гг.)
Дипломы, звания:
- 1967 – кандидат психологических наук (медицинская психология 19.00.04). Диссертация «Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга».
- 1972 – звание доцента.
- 1997 – Лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность.
Деятельность:
- с 1970 г. – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1970-1966 – ассистент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1966-1962 – младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1955-1960 – учитель истории старших классов в школе г. Москвы
- 1952-1955 – аспирант Московского городского педагогического института;
Область научных интересов:
- клиническая психология
- психология аномального развития
- детская и подростковая психиатрия
- патопсихология
Публикации:
Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.
Нарушения письменной речи
подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).
1. Дислексия(от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и Iego - читаю) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
2. Дисграфия(от греч. dis–приставка, означающая расстройство и graрho - пишу) – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения.
Дисгармоническое развитие
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2006.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология, - М.: Академия, 2002.
4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.
5. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
8. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.
10. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта / Сост. И.М. Бгажнокова. – М. – Ярославль, 1998.
11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.П. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2006. – С. 234 – 240.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
13. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2005.
14. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
15. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М, 2006.
16. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.
17. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004. – С. 44 – 63.
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и дефектологии