Обязанности руководителя практики.
1. Руководитель перед началом практики знакомит студентов с задачами практики, методикой ее прохождения, ведением отчетной документации, календарным планом прохождения практики (работа в отделении, поликлинике, график дежурств, формой отчета, датой и местом проведения дифференцированного зачета), проводит беседы по деонтологии, врачебной этике, медицинской экономике и т.д. Дает тему и ставит задачи по УИРС.
2. В период практики руководитель постоянно организует и контролирует прохождение практики студентами, своевременно устраняет возникающие затруднения в прохождении практики, контролирует заполнение историй болезни и дневников (с соответствующей пометкой в проверенном дневнике), осуществляет консультативную помощь студентам в обследовании и лечении курируемых ими больных, контролирует трудовую дисциплину студентов. По окончании практики руководитель пишет отзыв на работу студента.
3. Совместно с коллективом больницы вовлекает студентов в общественную работу, проводит воспитательную работу, руководит исследовательской работой студентов.
4. Совместно с преподавателем участвует в проведении зачета по производственной практике.
СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ СТУДЕНТ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ V КУРСА
Студент должен уметь:
1.Поставить диагноз заболеваний, предусмотренных программой по хирургическим болезням, при типичной картине болезни; составить план обследования больного с данным заболеванием и определить профиль лечебных учреждений, куда должен быть направлен больной для дальнейшего обследования и лечения.
2.Собирать жалобы и анамнез:
- проводить физикальное обследование больного;
- составлять план лабораторного и инструментального обследования;
- формулировать развернутый клинический диагноз;
- вести больных в послеоперационном периоде, проводить реабилитацию после операции;
- заполнять историю болезни (амбулаторную карту).
3. Оценить результаты следующих лабораторных методов:
- анализ крови общий, анализ мочи общий, биохимический анализ крови, проба по Зимницкому и Ничепоренко, анализ кала, анализ дуоденального содержимого, анализ желудочного сока, посевы крови, мочи, мокроты.
3.Выявлять признаки и проявляения основных хирургических заболеваний:
- на рентгенограммах грудной клетки, брюшной полости, костей скелета, ангиограммах и т.д.;
- на снимках УЗИ;
- на сканограммах печени и щитовидной железы;
- на электрокардиограммах;
- на реовазограммах;
- на компьютерных томограммах.
4.Выполнить следующие манипуляции:
- подкожные и внутримышечные инъекции;
- внутривенное вливание жидкостей;
- переливание крови и кровезаменителей;
- венесекция;
- определение группы крови и резус-фактора экспресс методом, пробы на совместимость;
- остановка кровотечения в ране (артериального и венозного);
- первичная хирургическая обработка ран, наложение и снятие швов;
- вскрытие и дренирование поверхностных гнойников (абсцесс, фурункул, подкожный панариций, паронихия);
- перевязка ран;
- пункция плевральной полости;
- пункция брюшной полости при асците;
- катетеризация мочевого пузыря мягким катетером;
- промывание желудка, кишечника;
- пальцевое исследование прямой кишки;
- местная анестезия (регионарная, инфильтрационная, проводниковая), новокаиновые блокады;
- транспортная иммобилизация;
- восстановление проходимости дыхательных путей;
- искусственное дыхание;
- закрытый массаж сердца;
- ассистенция при типовых операциях вторым ассистентом.
6.Оказать экстренную врачебную помощь на догоспитальном этапе и в стационаре, определить тактику оказания дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях:
- внезапная смерть;
- шок (анафилактический, гиповолемический, травматический);
- острая кровопотеря и кровотечения;
- открытый и клапанный пневмоторакс;
- травмы (ранения, переломы, вывихи и т.д.);
- острый живот;
- ожоги, отморожения;
- укусы насекомых и животных
- острая задержка мочеиспускания.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ХИРУРГИИ
Производственная практика продолжается 16 рабочих дней по 6 часов (96 часов) в отделениях хирургического профиля. В хирургическом отделении студент знакомится с организацией и работой всего хирургического блока.
Практическая работа слагается из ежедневной (6 часовой) работы в стационаре (палатах, перевязочной, операционной, отделении реанимации), поликлинике, оказании совместно с врачом внебольничной помощи (помощь на дому).
В стационаре (12 дней) студент работает в качестве помощника палатного врача, ведя 8-10 больных, проводит их обследование, выписку, ежедневно делает обходы, заполняет истории болезни на вновь поступивших, ведет дневники, назначает лечение, выполняет диагностические и лечебные манипуляции (измеряет АД, делает внутривенные инъекции, переливает кровь и ее компоненты). Производит некоторые хирургические операции с разрешения и при ассистенции заведующего отделением. Активно участвует во всех срочных и эктренных оперативных вмешательствах (при ущемленной грыже, остром аппендиците, перитоните, непроходимости кишечника и т.д.), вправлении вывихов, репонировании переломов, наложении скелетного вытяжения, гипсовых повязок и т.д. Обязательно присутствует и по возможности участвует во всех операциях отделения. Оказывает первую помощь при несчастных случаях, в частности, при бытовой травме (раны, переломы, вывихи), участвует в неотложных операциях (особенно в ночное время), обращая особое внимание на показания к операции и объем хирургического вмешательства, сущность предоперационной подготовки и комплекс мероприятий по ведению послеоперационного периода. Участвует в рентгенологических, ультразвуковых и эндоскопических обследованиях. Несет 2 суточных дежурства по хирургическому отделению под руководством дежурного врача. На утренней конференции (пятиминутке) дежурный студент отчитывается за дежурство в присутствии врачей и студентов.
Все манипуляции больным студенты выполняют под контролем врача. Листы назначений больным обязательно согласовываются с заведующим отделением или лечащим врачом.
Присутствует при патологоанатомических вскрытиях.
В перевязочной студент под руководством врача делает перевязки, снимает швы, дренирует раны, накладывает гипсовые повязки, шины, производит вытяжение при переломах, анестезию, знакомится с подготовкой перевязочного стола, заготовкой материала, со стерилизацией материала и инструментов. Лично производит перевязки своим больным, делает внутривенные вливания лекарственных веществ, накладывает гипсовые повязки, скелетное лейкопластырное вытяжение, плевральные пункции и т.д.
В операционной студент ассистирует при операциях, делает под руководством врача операции, преимущественно по малой хирургии (вскрытие гнойников, хирургическая обработка ран, удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей). Практически знакомится с процессом подготовки операционного и перевязочного стола, заготовки материала, со стерилизацией материала и инструментов. Овладевает методикой местной инфильтрационной, проводниковой анестезии, помогает в проведении эндотрахеального ингаляционного наркоза.
При вызовах скорой помощи студент сопровождает врача в качестве непосредственного помощника, оказывая помощь ургентным хирургическим больным, участвует в реанимационных мероприятиях при критических состояниях.
Работа в поликлинике продолжается в течение 4 дней в качестве помощника врача-хирурга под непосредственным контролем его и руководством заведующего отделением. Рабочий день складывается из приема больных и обслуживании визитов на дому. За этот период студент выполняет следующую работу:
- знакомиться с устройством, организацией и работой хирургического отделения поликлиники, в том числе специализированных кабинетов (травматологического, урологического, онкологического);
- проводит прием больных;
- выполняет под руководством врача операции (вскрытие гнойников, ПХО ран, удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей и т.д.);
- проводит активно-пассивную профилактику столбняка;
- посещает больных на дому;
- проводит диспансеризацию больных на дому и путем вызова больных в поликлинику.
Обращается внимание на правильное ведение и оформление документации (амбулаторных карт, больничных листов, посыльных на МРЭК), вопросы диспансеризации и особенности диагностики в амбулаторных условиях, показания к госпитализации хирургических больных.
Кроме того, студенты принимают участие в больнично-поликлинических производственных совещаниях, научных и клинико-анатомических конференциях.
САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Студенты проводят санитарно-просветительную работу по плану отделения: в палатах - беседы с курируемыми больными, в поликлинике (амбулатории) - индивидуальные и групповые беседы. Прочитать 2 лекции на актуальную тему, обращая особое внимание на роль и влияние алкоголя в возникновении травмы и повреждений, как бытовых, так и производственных; его роль в возникновении и усугублении течения таких хирургических заболеваний, как панкреатиты, холециститы, язвенная болезнь и ее осложнения. О влиянии курения на возникновение и осложненное течение облитерирующих заболеваний сосудов нижних конечностей (эндартерииты, атеросклероз, тромбофлебиты, тромбозы и эмболии), заболеваний органов грудной клетки и т.д.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Учебно-исследовательская работа (УИР) способствует повышению качества подготовки студента, расширению его кругозора, совершенствует навыки работы с литературой, медицинской документацией.
Студенты выполняют УИРС, проводят анализ историй болезни по определенным нозологическим единицам.
Тематика, которая может быть рекомендована для написания докладов:
1. Осложнения после аппендэктомии (грыжесечений и пр.) в хирургическом отделении больницы.
2. Анализ причин внутрибольничной инфекции по данным базовой больницы и пути их устранения.
3. Анализ причин позднего поступления больных с острыми хирургическими заболеваниями органов брюшной полости в базовую больницу.
4. Дифференциальный диагноз при желудочно-кишечном кровотечении и т.д.
Кроме предложенной тематики, студент может проанализировать другую актуальную тему по хирургии, в которой используется материал больницы.
В конце хирургического цикла материалы УИРС докладываются на конференциях (один доклад готовит не более 3 студентов) и предоставляются в виде рефератов и дифференциально-диагностических таблиц курирующей кафедре. Данные о проведенной работе по УИРС отражаются в дневнике практики и визируются руководителем практики. Руководитель практики должен контролировать выполнение студентами всех необходимых положений программы.