Каналы невербальной коммуникации человека

Оптический канал: поза, жесты, мимика лица, походка, одежда,косметика,украшения,прическа,пантомимика,нервно-мускульный грим.

Акустический канал: громкость голоса, темп речи, высота, тембр голоса, интонация, паузы, плач, причитания, смех, хохот, кашель аплодисменты.

Тактильно- кинестетический канал: рукопожатие, поцелуй, поглаживания, объятия, похлопывание.

Контакт глаз:направление взгляда, частота, ритм.

Ольфакторныи канал: запах тела, запах косметики, запахи окружающей среды.

Пространственно-временной канал: пространство, барьеры, взаимное расположение, временная точность

Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Во-вторых, невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности. В-третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и прочее.

Правила считывания невербальных сигналов.

Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний

Не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе

Не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.

Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.

Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.

Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая - осуществление процессаобщения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.

В коммуникативной функции, в свою очередь различают функции сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет (указательная, или индикативная функция) и высказывать свои суждения по какому-нибудь вопросу (предикативная функция). Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т.п. В этой связи говорят о семантической или сигнификативной функции речи.

Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность.

Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.

Приемы рефлексивного слушания:

Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями (Уточните, пожалуйста, ……)

Перефразирование – передача говорящему его же сообщения словами слушающего. (Как я понял вас ……)

Отражение чувств – отражение слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего (Если подытожить сказанное вами, то …..).

Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы - однозначных или конкретных ответов.

Требования к конструированию вопросов:

Вопрос не должен Вопрос должен
Содержать возможность односложного ответа «да» или «нет». Быть открытым, предполагать развернутый ответ
Быть оценочным Быть безоценочным
Содержать возможность эмоционального присоединения к психологу Исключать возможность манипуляции
Быть риторическим Служить осмысленной цели, а е быть средством эмоциональной разрядки врача

Перечень практических умений по изучаемой теме.

1. Умение анализировать состояния по вербально-невербальным признакам

Рекомендации по выполнению УИРС.

1. Возрастные особенности общения.

2. Особенности общения от акцентуации характера.

3. Профессиональные виды общения.

7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Наши рекомендации