Каналы невербальной коммуникации человека
Оптический канал: поза, жесты, мимика лица, походка, одежда,косметика,украшения,прическа,пантомимика,нервно-мускульный грим.
Акустический канал: громкость голоса, темп речи, высота, тембр голоса, интонация, паузы, плач, причитания, смех, хохот, кашель аплодисменты.
Тактильно- кинестетический канал: рукопожатие, поцелуй, поглаживания, объятия, похлопывание.
Контакт глаз:направление взгляда, частота, ритм.
Ольфакторныи канал: запах тела, запах косметики, запахи окружающей среды.
Пространственно-временной канал: пространство, барьеры, взаимное расположение, временная точность
Диагностический процесс для врача начинается уже с момента появления больного: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Во-вторых, невербальные характеристики общения (поведения) могут помочь определить акцентуацию характера пациента, составить развернутую характеристику личности. В-третьих, невербальные сигналы могут дать информацию о культурной среде и образе жизни, которые оказали формирующее влияние на личность пациента. В-четвертых, ориентировка в сигналах невербальной коммуникации позволяет более надежно ориентироваться в состояниях пациента, фиксировать признаки скрываемого волнения, пессимизм в отношении перспектив лечения, неверие в свои силы и прочее.
Правила считывания невербальных сигналов.
Не принимайте реакции мимики на внешние раздражители за проявление внутренних психологических состояний
Не делать выводов на основании одной детали, а рассматривать проявления человеческого тела только в системе
Не принимать проявления, сформированные привычкой, за показатель состояния человека в данной ситуации.
Чем больше человек утверждает, что у него есть определенное качество, или пытается его продемонстрировать, тем меньше оно ему присуще в действительности.
Не путать последствия физических недостатков с внешними проявлениями психических состояний.
Различают две главные функции речи, теснейшим образом связанные между собой. Первая - осуществление процессаобщения между людьми, во второй функции речь выступает как средство выражения мыслей.
В коммуникативной функции, в свою очередь различают функции сообщения и побуждения к действию. При сообщении человек может указывать на какой-либо предмет (указательная, или индикативная функция) и высказывать свои суждения по какому-нибудь вопросу (предикативная функция). Речь становится средством, формой выражения мыслей благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления, действия, качества и т.п. В этой связи говорят о семантической или сигнификативной функции речи.
Требования к речи: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность.
Нерефлексивное слушание является по существу простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным.
Рефлексивное слушание является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного.
Приемы рефлексивного слушания:
Выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями (Уточните, пожалуйста, ……)
Перефразирование – передача говорящему его же сообщения словами слушающего. (Как я понял вас ……)
Отражение чувств – отражение слушающим чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.
Резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего (Если подытожить сказанное вами, то …..).
Открытые вопросы подразумевают многозначный или риторические ответы. Закрытые вопросы - однозначных или конкретных ответов.
Требования к конструированию вопросов:
Вопрос не должен | Вопрос должен |
Содержать возможность односложного ответа «да» или «нет». | Быть открытым, предполагать развернутый ответ |
Быть оценочным | Быть безоценочным |
Содержать возможность эмоционального присоединения к психологу | Исключать возможность манипуляции |
Быть риторическим | Служить осмысленной цели, а е быть средством эмоциональной разрядки врача |
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Умение анализировать состояния по вербально-невербальным признакам
Рекомендации по выполнению УИРС.
1. Возрастные особенности общения.
2. Особенности общения от акцентуации характера.
3. Профессиональные виды общения.
7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.