Оцените эмоциональное состояние пациента. Для каких заболеваний оно характерно?
Ответ:Имеет место эмоциональная лабильность. Она характерна для астенических состояний или может быть чертой характера у эмоционально-лабильных личностей.
3. Больной тихий, малообщительный, большую часть времени лежит в постели или сидит на кровати, согнувшись. Выражение лица печальное, углы рта опущены. Аппетит почти отсутствует, страдает запорами. Жалуется на угнетенно-подавленное настроение. Говорит, что он, по-видимому, никогда не поправится и болен тяжелой, неизлечимой болезнью, «на душе тяжесть». Мысли текут медленно, не может заставить себя чем-либо заняться.
Определите эмоциональное состояние больного.
Ответ:Депрессивное состояние.
4. 1)Студент получил отличную оценку на экзамене. 2)Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.
Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их
Ответ: 1 - эмоция гордости, возникает в ситуациях, когда человек оказывается на высоте нравственно-эстетических требований. Он переживает свою значительность, важность, достойность и т.п. и стремится продемонстрировать это другим людям.
2 - эмоция презрения, возникает только по отношению к людям, когда их поведение, мысли, поступки или какие-то личностные качества не соответствуют нравственным требованиям субъекта. При этом он испытывает чувство превосходства, гордости и желание отстраниться от презираемого лица или группы лиц.
5. 1)Человек просит прощения. 2)Человек впервые прыгает с парашютом.
Дайте название эмоциям, возникающим в этих ситуациях, охарактеризуйте их
Ответ:1 – эмоция вины возникает в ситуациях, когда человек осознает свою причастность или ответственность за какой-либо ущерб, страдания, неудачи, неудобства и невзгоды других людей. При этом он испытывает чувство раскаяния и осуждения самого себя, желание как-то искупить свою вину. 2 – эмоция страха возникает в ситуации опасности и угрозы физическому или личностному существованию человека. В зависимости от степени этой угрозы она может переживаться как состояние неуверенности, тревоги, предчувствия беды, незащищенности, опасности, сильного ужаса, переходящего в неконтролируемый аффект. Способность преодолеть свой страх расценивается как сила и смелость человека.
6. Хорошо известно, что в то время, когда человек учится езде на велосипеде, ему бывает достаточно подумать, что сейчас он упадет, как он действительно падает.
Какие волевые механизмы проявляются в данном случае?
Ответ:В данном случае наблюдается простой волевой акт, когда побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически.
7. Больной Ж., 42 г., недостаточно активен, малоподвижен и малоразговорчив, залеживается в постели при отсутствии необходимости соблюдать постельный режим. В общении с психологом ограничивается только конкретными ответами на вопросы, скудно и невыразительно излагает жалобы, мало интересуется результатами исследования. При расспросе отмечает утрату прежних интересов, отсутствие внутренней активности, желания действовать.
Оцените волевой потенциал больного.
Ответ: У больного ослабление воли (гипобулия), недостаток энергии, побуждений, интересов.
ЗАНЯТИЕ 6
1. Тема:«Личность»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическому занятию.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Проведение психологического исследования личности, оформление протоколов исследования и составления заключения по результатам.
- Подготовка материалов по УИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.
1. Индивид, индивидуальность, личность: соотношение объема и содержания данных понятий.
2. Что такое индивидуальность и каковы ее внешние проявления?
3. Какие уровни индивидуальности вы знаете?
4. Что такое личность?
5. Структура личности.
6. Что понимается под направленностью личности?
7. Перечислить качества направленности личности.
8. Назвать и охарактеризовать формы направленности.
9. Классификация современных теорий личности.
10. Этапы развития личности по теории Э.Эриксона.
11. Что такое темперамент?
12. Дайте характеристику 4 типам темперамента по Гиппократу.
13. Что такое свойства темперамента? Какие свойства темперамента вы знаете?
14. Типы нервной системы по И.П. Павлову и как они соотносятся с типами темперамента?
15. Какие типы (склады) личности выделил И.П. Павлов?
16. Что такое характер?
17. Назовите 4 основные группы черт характера.
18. Что такое акцентуации характера?
19. Степени выраженности акцентуаций характера.
4. Основные понятия и положения темы:
Личность –это высший, наиболее интегративный уровень индивидуальности, который характеризуется неповторимым типом взаимоотношений с социальной действительностью и высокой степенью самосознания – сознания своей общественной принадлежности.Именно личность как высшее проявление индивидуальности обеспечивает сложнейшую систему взаимосвязей человека с действительностью, взаимоотношений в разных, меняющихся обстоятельствах общественной среды и адаптацию к ней.
Для того, чтобы ее проанализировать и выделить основные свойства, рассмотрим это понятие в ряду «человек - индивид — индивидуальность — личность».
Человек –это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, и общественно-исторического опыта.
Индивид– биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.
Под индивидуальностью в современной психологии понимается неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека.
Структура индивидуальности
Индивидуальные свойства организма | Индивидуальные психологические свойства (особенности протекания познавательных процессов) |
Индивидуальные психофизиологические особенности (свойства темперамента) | Индивидуальные социально-психологические свойства (черты характера и личности) |
В.С. Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств организма) биохимические, общесоматические и нейродинамические особенности. Клинически различия на этом уровне проявляются в соматической конституции (морфофенотипе) и в типе высшей нервной деятельности.
Психическую индивидуальность человека можно представить как переплетение психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств. При этом они, также как и индивидуальность в целом, построены по иерархическому принципу, т.е. на более низшие (ранние) наслаиваются более высшие (поздние) психические образования. Ядром психической индивидуальности считается темперамент(психофизиологическая составляющая индивидуальности). На его основе формируется характер (психологическая составляющая индивидуальности), а затем происходит становление личности (социально-психологическая составляющая индивидуальности)
Анализируя свойства личности, прежде всего, необходимо выделить ее социальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта.
Наиболее важными составляющими субъектной, личностной структур человека являются конституциональные, нейродинамические особенности, темперамент, характер.
Конституция человека. Связь между конституциональными особенностями и психикой человека была подмечена еще Гиппократом, который описал два резко отличающихся типа людей: habitus apoplecticus — плотный, мускульный, сильный и habitus phitisicus — тонкий, изящный, слабый. В настоящее время насчитывается более 20 классификаций типов телосложения. Понятие конституции шире, чем тип телосложения. Под общей конституцией понимают совокупность наиболее существенных индивидуальных особенностей и свойств, закрепленных наследственно и определяющих специфику реакций организма на воздействие среды.
Помимо общей конституции выделяют два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.
В современных исследованиях конституциональная структура телосложения рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Кречмер выделил 3 типа конституции:
Лептосоматический (астенический): хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо.
Пикнический: тучность, значительные жировые отложения, малый или средний рост, большой живот, округлая голова на короткой шее.
Атлетический: крепкое тело, хорошо развитая мускулатура, высокий или средний рост, широкие плечи, выпуклые лицевые кости
Нейродинамические свойства человека. Нейродинамические свойства включаются в структуру индивидных характеристик человека, их основу составляют основные свойства нервной системы.
Свойствами нервной системыназываются природные врожденные особенности нервной системы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера человека. В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.
Вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы впервые в физиологии был поставлен Павловым. Им были открыты такие свойства нервной системы, как сила, подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.
Сила нервной системы определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность.
Подвижность нервной системы — это свойство понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность.
Лабильность нервной системы — быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность.
Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.
Темперамент
Понятие темперамент означает смешение частей, относится к природно обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его деятельности, такие как интенсивность (энергетический аспект поведения) и время (темпоральный аспект поведения). Таким образом, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента являются наследуемость, проявление в раннем детстве, устойчивость проявления их в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека. Теорий, объясняющих механизмы темперамента, насчитывается очень много, но все их можно условно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические.
Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик («хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis — кровь). Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке.
Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон, которые устанавливали связь между телосложением и темпераментом.
Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельности, был Павлов. Он считал, что сочетание 3 основных свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности и темперамент, как проявление этого типа в поведении