Семинар 5. Эмоциональное состояние

Цель семинара: Овладение студентами основными понятиями, связанными с

эмоциональными состояниями человека.

Форма проведения: групповое обсуждение, презентации студентов, тренинг.

Ключевые понятия: агрессия, тревога, тревожность, страх, меланхолия, острое

горе, счастье, радость, стресс, эмоциональная напряженность.

План занятий:

1. Значение агрессии в адаптации. Различные подходы к агрессии.

2. Фрустрация и способы реакции на нее.

3. Тревога как личностная черта и ситуативное проявление. Особенности тревоги.

4. Позитивная психология, изучение радости, удовольствие и неудовольствие.

5. Реакция острого горя, стадия переживания потери (утраты).

6. Стресс и эмоциональная напряженность.

Вопросы к занятию:

1. В чем смысл изучение отдельных эмоциональных состояний? Какие эмоциональные

состояния вы знаете?

2. Какие эмоциональные состояния имеют определенные закономерности динамики?

3. Каковы эти закономерности?

4. Как связаны предметы и методы исследования эмоциональных состояний с теми школами, в которых возникли эти исследования? Какие эмоциональные состояния начали изучать в рамках физиологии и этологии, в психоанализе, в гештальт ‐ психологии, в когнитивной психологии, в гуманистической?

5. Какое практическое значение имеет изучение эмоциональных состояний?

Приведите примеры.

Практическое задание:

Изучив представления о различных психологических состояниях в эмоциях,

постарайтесь привести примеры на основании личного опыта или произведений искусств «вредоносного» и «положительного» влияния различных эмоций на жизнь человека. Что такое психоэмоциональная гигиена?

Семинар 6. Зарубежные теории эмоций

Цель семинара: Знакомство с основными теоретическими подходами к изучению

эмоций в зарубежной психологии

Форма проведения: групповое обсуждение, доклады

Ключевые понятия: страсти, душевные волнения, катарсис, аффективный

комплекс, фрустрация, когнитивный диссонанс, депривация.

План занятий:

1. Философские учения об эмоциях (Б.Спиноза, Р.Декарт)

2. Иследования эмоций в ассоцианизме (психология душевных волнения В.Вундта)

3. Подход к эмоциям в психоаналитической теории.

Вопросы к занятию:

1. Каковы принципиальные различия в подходах к изучению эмоций в разных

направлениях (школах) психологии?

2. В чем разница подходов к динамике эмоциональных процессов у Вундта, Фрейда,

Левина?

3. Каково значение изучения эмоций для психотерапевтической практики?

Семинар 7. Отечественные теории эмоций

Цель семинара: Знакомство с основными отечественными теоретическими

подходами к изучению эмоциональной сферы

Форма проведения: групповое обсуждение, дискуссия

Ключевые понятия: адаптация, информация, деятельность, переживание,

личностный смысл, ценность.

План занятий:

1. Физиологические (адаптационные) теории эмоций (П.В.Симонов, П.К.Анохин),

сопоставление с зарубежными когнитивными теориями.

2. Представления об эмоциях в психологической теории деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

3. Современные подходы к изучению эмоциональности в отечественной психологии, развитие деятельного подхода. Психология переживания (Ф.Е. Василюк), эмоция как ценность (Б.И. Додонов), эмоции и деятельность (В.К. Вилюнас), личностный смысл (Д.А. Леонтьев).

Вопросы к занятию:

1. Как связаны отечественные исследования эмоций с западными исследованиями?

Что общего, каковы различия?

2. Как эмоции связаны с деятельностью? Каковы функции эмоций?

3. Каковы критерии различения эмоций, чувств, аффектов? Для чего необходимо

такое различение?

4. Что такое личностный смысл и как он связан с эмоциями?

Наши рекомендации