Чем характеризуется «минус» цепь РНК?
А) обладает инфекционной активностью
Б) несет наследственную функцию
В) способна встраиваться в хромосому клетки
Г) не обладает функцией информационной РНК
У каких микроорганизмов материальной основой наследственности является РНК?
А) у бактерий
Б) у спирохет
В) у РНК – содержащих вирусов
Г) у ДНК – содержащих вирусов
Д) у микоплазм
Что такое трансформация?
А) восстановление поврежденной ДНК
Б) передача генетической информации при контакте бактериальных клеток разной «половой» направленности
В) передача генетической информации с помощью фрагмента ДНК
Г) передача генетической информации от клетки донора клетке реципиента с помощью бактериофага
Какие различают формы генетических рекомбинаций?
А) репарация;
Б) трасформация;
В) трансдукция;
Г) конъюгация;
Д) все ответы правильные;
Е) все ответы неправильные.
Что такое трансдукция?
А) передача генетического материала при помощи бактериофага
Б) необходим контакт клеток донора и реципиента
В) передача генетического материала с помощью РНК
Г) передача генетического материала с помощью полового фактора
Что изучает генетика микроорганизмов?
А) Ультраструктуру микроорганизмов;
Б) Вопросы наследственности и изменчивости микроорганизмов;
В) Процессы метаболизма микроорганизмов;
Г) Все ответы правильные;
Д) Все ответы неправильные.
Чем характеризуется «плюс» цепь РНК?
А) несет наследственную функцию
В) способна встраиваться в хромосому клетки
Г) обладает функцией информационной РНК
Д) не обладает функцией информационной РНК
Е) все ответы правильные.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.
Тема: Симбиоз и антибиоз. Резидентная и патогенная микрофлора. Факторы вирулентности микробов. Синергизм и антагонизм у микробов. Антибиотики, механизм действия и методы определения чувствительности к антибиотикам.
Тестовый контроль.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. История открытия антибиотиков, принципы получения и применения антибиотиков (исследования А.Флеминга, Г.Флори, Э.Чейна, З.Ермольевой, С.Ваксмана и др).
2. Место антибиотиков в современной медицине. Основные принципы антибиотикотерапии.
3. Классификация по химическому строению, характеру и механизму противомикробного действия, происхождению и спектру действия на микробную клетку..
4.Демонстрация антибиотиков с различным механизмом и спектром действия. Принципы рациональной антибиотико- и химиотерапии.
5.Третий и четвертый этапы выделения чистой культуры аэробов.
6.Выделение чистой культуры анаэробов (продолжение).
7.Дисбактериоз, эубиотики.
8.Определение чувствительности к антибиотикам методом индикаторных дисков.
9.Генетический контроль резистентности к антибиотикам у бактерий.
II.Целевые задачи:
Студент должен знать: | Литература: |
· основные принципы антибиотикотерапии; · классификацию антибиотиков по механизму действия, спектру и конечному результату действия на микробную клетку; · сравнительную характеристику основных групп антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины); · Выполнение 3 и 4-го этапов исследования выделения чистой культуры аэробов и анаэробов. · Чувствительность методом индикаторных дисков. | 1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 5. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009. 6. Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикотерапия. - М., 1082. 7.Яковлев С.В., Яковлев В.П. Краткий справочник по антибиотикотерапии. - М., 1998. 8.Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М, 2000. |
Студент должен уметь: · Определить биохимическую и протеолитическую активность выделенной чистой культуры. · Описать характеристику чувствительности чистой культуры к антибиотикам. · Запротоколировать. | Литература: 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002. |
Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.
III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1.Заполните таблицу:
Характеристика чувствительности культур к антибиотикам | Диаметр зоны угнетения роста бактерий |
Высокочувствительная культура | |
Средне чувствительная | |
Слабо чувствительная | |
Культура устойчива |
2. Заполните протокол исследования:
№№ п/п | Исследуемый материал | Результаты исследования | Графическое изображение |
САМОКОНТРОЛЬ
Укажите правильные ответы:
3. Укажите антибиотик, обладающий наибольшей антианаэробной активностью:
а) Ампициллин
б) Гентамицин
в) Цефоперазон
г) Метронидазол
д) Ципрофлоксацин
4. Принципами рациональной антибактериальной терапии являются:
а) Начало лечения с минимальных доз антибактериальных препаратов
б) Начало антибактериальной терапии после идентификации возбудителя
в) Учет предшествовавшей антибактериальной терапии
г) Учет возраста и сопутствующей патологии
д) Обязательный забор биоматериалов для бактериологического исследования до начала лечения
5. Выберите антибактериальные препараты, активные в отношении внутриклеточных возбудителей (микоплазмы, хламидии, легионеллы):
а) Левофлоксацин
б) Кларитромицин
в) Амоксициллин
г) Доксициклин
д) Клиндамицин
6.Укажите антибиотик, являющийся препаратом выбора при лечении инфекций, вызванных метициллинрезистентным стафилококком (MRSA):
а) Клиндамицин (далацин)
б) Метронидазол (трихопол, флагил)
в) Ванкомицин (эдицин)
г) Ампициллин/сульбактам (уназин)
д) Меропенем (меронем)
7. Укажите антибактериальный препарат, неактивный в отношении Streptococcus pneumoniaе:
а) Азитромицин (сумамед)
б) Бензилпенициллин
в) Цефтриаксон (лонгацеф)
г) Ципрофлоксацин
д) Клиндамицин (далацин)
8. Основным отличием цефалоспоринов II поколения от препаратов III поколения является более высокая активность в отношении:
а) Полирезистентной Гр ( – ) флоры
б) Полирезистентной Гр ( + ) флоры
в) Анаэробных возбудителей
г) Внутриклеточных возбудителей
д) Энтерококков
9. Установите соответствие:
Показание Препарат
1. Цефазолин Б а) Высокая Гр.(+), Гр.(–) и антианаэробная активность
2. Цефуроксим Д б) Гр.(+) флора
3. Цефтриаксон Г в) Гр.(–) флора, внутриклеточные возбудители
4. Цефепим А г) Высокая Гр.(–) и умеренная Гр.(+) активность
5. Ципрофлоксацин В д) Умеренная Гр.(+) и Гр.(–) активность
10. На какие 4 группы по происхождению делятся антибиотики:
1. животного
2. растительного
3. микробного
4. синтетические и полусинтетические
5. широкого спектра действия
6. противогрибковые
7. узкого спектра действия
8. противотуберкулезные
11.Приведите 2 примера антибиотиков животного происхождения:
1. лизоцим
2. экмолин
3. грамицидин
4. полимиксин
12. Представители каких трех групп микроорганизмов являются продуцентами антибиотиков:
1. актиномицеты
2. грибы
3. бактерии
4. микоплазмы
5. риккетсии
6. спирохетты
13. Приведите 2 примера антибиотиков вырабатываемых бактериями:
1. полимиксин
2. грамицидин
3. стрептомицин
4. эритромицин
14.На какие 5 групп по антимикробному спектру действия делятся антибиотики:
1. действующие на грамположительные и грамотрицательные кокки
2. активные на большинство грамположительных и грамотрицательных бактерий
3. противотуберкулезные
4. противомикозные
5. активные в отношении простейших
6. кишечные
7. бактериоцидные
8. бактериостатистическое
9. нарушение синтез клеточной стенки
10. нарушающие функции цитоплазматической мембраны
15.Назовите 2 метода определения чувствительности бактерий к антибиотикам:
1. метод бумажных дисков
2. метод серийных разведений
3. методом флокуляции в агаре
4. методом дифузии в агар
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
Тема: Серологический метод диагностики. Механизмы неспецифической резистентности человека. Фагоцитоз, система комплемента, лизоцим и т.д. Антигены и антитела. Серологические реакции: агглютинация, преципитация, лизис, гемолиз и связывания комплемента. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ в диагностике инфекционных болезней.
Мотивационная характеристика темы: Изучение физиологических механизмов иммунитета. Строение, свойства антигена и антител.
Необходимый исходный уровень знаний: Неспецифическая резистентность организма человека.
I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:
1. Неспецифические факторы защиты организма;
2.Иммунная система человека;
1. Иммунокомпетентные клетки, иммуногенез;
2. Что такое антигены?
3. Что такое антитела?
II. Целевые задачи:
Студент должен знать:
1.Определение иммунитета, виды иммунитета.
2. Органы иммунной системы человека.
3. Иммунокомпетентные клетки. Иммуногенез.
4. Антигены. Гаптены. Антигены бактерий.
5. Физиологические механизмы иммунитета. Кооперация иммуноком-петентных клеток.
6. Гуморальный и клеточный иммунный ответ.
7. Антитела. Структура иммуноглобулинов, основные классы, функции антител.
8. Иммунологическая память.
9. Иммунологическая толерантность.
Студент должен уметь:
Определять концентрацию иммуноглобулинов разных классов в сыворотке методом радиальной иммунодиффузии по Манчини
Литература:
Основная литература:
1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред.
2. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. - Санкт-Петербург, 1989.
3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004.
4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.
5. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, A.M. Рыбаковой. - М., Медицина, 2003.
6. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009.
7. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. - М., 1984.
8. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.
Дополнительная литература:
1. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога. / Под ред. Ю.А. Овчинникова. - М.: Ан СССР, 1989.
2. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.
3. Внутрибольничные инфекции. / Под ред. В.П. Венцела. - М., 1990.
4. Основы биотехнологии. - СПБ.: Изд-во фирма «Наука». - 1995.
5. Экологическая иммунология. /Под ред. P.M. Хаитова, Б.В. Пинегина, Х.И. Истамова.- М.:Изд-во ВНИИРО, 1995.
6. Иммунология для врача. / Под ред. С.А. Кетлинской, Н.М. Калининой. -СПБ., 1998.
7. Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. - М., 1999.
8. Медицинская микробиология (учебное пособие) / Под ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - СПб., 1999.
9. Микробиология для врачей / Под ред.А.Н. Маянского.-Н.Новгород., 1999.
III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:
1. Дополнить схему:
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
ИММУНИТЕТ
Естественный Приобретенный
(видовой)
2. Формы иммунитета (перечислить).
3. Заполнить таблицу.
СВОЙСТВА АНТИГЕНА (описать)
Антигенность | |
Специфичность |
4. Заполнить таблицу
Антигены бактерий | Антигены вирусов |
5. Заполнить таблицу
Центральные органы иммунной системы | Периферические органы иммунной системы |
6. Заполнить таблицу