Чем характеризуется «минус» цепь РНК?

А) обладает инфекционной активностью

Б) несет наследственную функцию

В) способна встраиваться в хромосому клетки

Г) не обладает функцией информационной РНК

У каких микроорганизмов материальной основой наследственности является РНК?

А) у бактерий

Б) у спирохет

В) у РНК – содержащих вирусов

Г) у ДНК – содержащих вирусов

Д) у микоплазм

Что такое трансформация?

А) восстановление поврежденной ДНК

Б) передача генетической информации при контакте бактериальных клеток разной «половой» направленности

В) передача генетической информации с помощью фрагмента ДНК

Г) передача генетической информации от клетки донора клетке реципиента с помощью бактериофага

Какие различают формы генетических рекомбинаций?

А) репарация;

Б) трасформация;

В) трансдукция;

Г) конъюгация;

Д) все ответы правильные;

Е) все ответы неправильные.

Что такое трансдукция?

А) передача генетического материала при помощи бактериофага

Б) необходим контакт клеток донора и реципиента

В) передача генетического материала с помощью РНК

Г) передача генетического материала с помощью полового фактора

Что изучает генетика микроорганизмов?

А) Ультраструктуру микроорганизмов;

Б) Вопросы наследственности и изменчивости микроорганизмов;

В) Процессы метаболизма микроорганизмов;

Г) Все ответы правильные;

Д) Все ответы неправильные.

Чем характеризуется «плюс» цепь РНК?

А) несет наследственную функцию

В) способна встраиваться в хромосому клетки

Г) обладает функцией информационной РНК

Д) не обладает функцией информационной РНК

Е) все ответы правильные.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Тема: Симбиоз и антибиоз. Резидентная и патогенная микрофлора. Факторы вирулентности микробов. Синергизм и антагонизм у микробов. Антибиотики, механизм действия и методы определения чувствительности к антибиотикам.

Тестовый контроль.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. История открытия антибиотиков, принципы получения и применения антибиотиков (исследования А.Флеминга, Г.Флори, Э.Чейна, З.Ермольевой, С.Ваксмана и др).

2. Место антибиотиков в современной медицине. Основные принципы антибиотикотерапии.

3. Классификация по химическому строению, характеру и механизму противомикробного действия, происхождению и спектру действия на микробную клетку..

4.Демонстрация антибиотиков с различным механизмом и спектром действия. Принципы рациональной антибиотико- и химиотерапии.

5.Третий и четвертый этапы выделения чистой культуры аэробов.

6.Выделение чистой культуры анаэробов (продолжение).

7.Дисбактериоз, эубиотики.

8.Определение чувствительности к антибиотикам методом индикаторных дисков.

9.Генетический контроль резистентности к антибиотикам у бактерий.

II.Целевые задачи:

Студент должен знать: Литература:
· основные принципы антибиотикотерапии; · классификацию антибиотиков по механизму действия, спектру и конечному результату действия на микробную клетку; · сравнительную характеристику основных групп антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины); · Выполнение 3 и 4-го этапов исследования выделения чистой культуры аэробов и анаэробов. · Чувствительность методом индикаторных дисков.   1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 5. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009. 6. Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикотерапия. - М., 1082. 7.Яковлев С.В., Яковлев В.П. Краткий справочник по антибиотикотерапии. - М., 1998. 8.Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М, 2000.
Студент должен уметь: · Определить биохимическую и протеолитическую активность выделенной чистой культуры. · Описать характеристику чувствительности чистой культуры к антибиотикам. · Запротоколировать. Литература: 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1.Заполните таблицу:

Характеристика чувствительности культур к антибиотикам Диаметр зоны угнетения роста бактерий
Высокочувствительная культура  
Средне чувствительная  
Слабо чувствительная  
Культура устойчива  

2. Заполните протокол исследования:

№№ п/п Исследуемый материал Результаты исследования Графическое изображение
       

САМОКОНТРОЛЬ

Укажите правильные ответы:

3. Укажите антибиотик, обладающий наибольшей антианаэробной активностью:

а) Ампициллин

б) Гентамицин

в) Цефоперазон

г) Метронидазол

д) Ципрофлоксацин

4. Принципами рациональной антибактериальной терапии являются:

а) Начало лечения с минимальных доз антибактериальных препаратов

б) Начало антибактериальной терапии после идентификации возбудителя

в) Учет предшествовавшей антибактериальной терапии

г) Учет возраста и сопутствующей патологии

д) Обязательный забор биоматериалов для бактериологического исследования до начала лечения

5. Выберите антибактериальные препараты, активные в отношении внутриклеточных возбудителей (микоплазмы, хламидии, легионеллы):

а) Левофлоксацин

б) Кларитромицин

в) Амоксициллин

г) Доксициклин

д) Клиндамицин

6.Укажите антибиотик, являющийся препаратом выбора при лечении инфекций, вызванных метициллинрезистентным стафилококком (MRSA):

а) Клиндамицин (далацин)

б) Метронидазол (трихопол, флагил)

в) Ванкомицин (эдицин)

г) Ампициллин/сульбактам (уназин)

д) Меропенем (меронем)

7. Укажите антибактериальный препарат, неактивный в отношении Streptococcus pneumoniaе:

а) Азитромицин (сумамед)

б) Бензилпенициллин

в) Цефтриаксон (лонгацеф)

г) Ципрофлоксацин

д) Клиндамицин (далацин)

8. Основным отличием цефалоспоринов II поколения от препаратов III поколения является более высокая активность в отношении:

а) Полирезистентной Гр ( – ) флоры

б) Полирезистентной Гр ( + ) флоры

в) Анаэробных возбудителей

г) Внутриклеточных возбудителей

д) Энтерококков

9. Установите соответствие:

Показание Препарат

1. Цефазолин Б а) Высокая Гр.(+), Гр.(–) и антианаэробная активность

2. Цефуроксим Д б) Гр.(+) флора

3. Цефтриаксон Г в) Гр.(–) флора, внутриклеточные возбудители

4. Цефепим А г) Высокая Гр.(–) и умеренная Гр.(+) активность

5. Ципрофлоксацин В д) Умеренная Гр.(+) и Гр.(–) активность

10. На какие 4 группы по происхождению делятся антибиотики:

1. животного

2. растительного

3. микробного

4. синтетические и полусинтетические

5. широкого спектра действия

6. противогрибковые

7. узкого спектра действия

8. противотуберкулезные

11.Приведите 2 примера антибиотиков животного происхождения:

1. лизоцим

2. экмолин

3. грамицидин

4. полимиксин

12. Представители каких трех групп микроорганизмов являются продуцентами антибиотиков:

1. актиномицеты

2. грибы

3. бактерии

4. микоплазмы

5. риккетсии

6. спирохетты

13. Приведите 2 примера антибиотиков вырабатываемых бактериями:

1. полимиксин

2. грамицидин

3. стрептомицин

4. эритромицин

14.На какие 5 групп по антимикробному спектру действия делятся антибиотики:

1. действующие на грамположительные и грамотрицательные кокки

2. активные на большинство грамположительных и грамотрицательных бактерий

3. противотуберкулезные

4. противомикозные

5. активные в отношении простейших

6. кишечные

7. бактериоцидные

8. бактериостатистическое

9. нарушение синтез клеточной стенки

10. нарушающие функции цитоплазматической мембраны

15.Назовите 2 метода определения чувствительности бактерий к антибиотикам:

1. метод бумажных дисков

2. метод серийных разведений

3. методом флокуляции в агаре

4. методом дифузии в агар



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема: Серологический метод диагностики. Механизмы неспецифической резистентности человека. Фагоцитоз, система комплемента, лизоцим и т.д. Антигены и антитела. Серологические реакции: агглютинация, преципитация, лизис, гемолиз и связывания комплемента. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ в диагностике инфекционных болезней.

Мотивационная характеристика темы: Изучение физиологических механизмов иммунитета. Строение, свойства антигена и антител.

Необходимый исходный уровень знаний: Неспецифическая резистентность организма человека.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Неспецифические факторы защиты организма;

2.Иммунная система человека;

1. Иммунокомпетентные клетки, иммуногенез;

2. Что такое антигены?

3. Что такое антитела?

II. Целевые задачи:

Студент должен знать:

1.Определение иммунитета, виды иммунитета.

2. Органы иммунной системы человека.

3. Иммунокомпетентные клетки. Иммуногенез.

4. Антигены. Гаптены. Антигены бактерий.

5. Физиологические механизмы иммунитета. Кооперация иммуноком-петентных клеток.

6. Гуморальный и клеточный иммунный ответ.

7. Антитела. Структура иммуноглобулинов, основные классы, функции антител.

8. Иммунологическая память.

9. Иммунологическая толерантность.

Студент должен уметь:

Определять концентрацию иммуноглобулинов разных классов в сыворотке методом радиальной иммунодиффузии по Манчини

Литература:

Основная литература:

1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред.

2. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. - Санкт-Петербург, 1989.

3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004.

4. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.

5. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, A.M. Рыбаковой. - М., Медицина, 2003.

6. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009.

7. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. - М., 1984.

8. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.

Дополнительная литература:

1. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога. / Под ред. Ю.А. Овчинникова. - М.: Ан СССР, 1989.

2. Основы медицинской биотехнологии. /Под ред. А.А. Воробьева. - М., 1990.

3. Внутрибольничные инфекции. / Под ред. В.П. Венцела. - М., 1990.

4. Основы биотехнологии. - СПБ.: Изд-во фирма «Наука». - 1995.

5. Экологическая иммунология. /Под ред. P.M. Хаитова, Б.В. Пинегина, Х.И. Истамова.- М.:Изд-во ВНИИРО, 1995.

6. Иммунология для врача. / Под ред. С.А. Кетлинской, Н.М. Калининой. -СПБ., 1998.

7. Клиническая иммунология. / Под ред. А.В. Караулова. - М., 1999.

8. Медицинская микробиология (учебное пособие) / Под ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова. - СПб., 1999.

9. Микробиология для врачей / Под ред.А.Н. Маянского.-Н.Новгород., 1999.

III. Задание для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1. Дополнить схему:

ВИДЫ ИММУНИТЕТА

ИММУНИТЕТ

 

Естественный Приобретенный

(видовой)

2. Формы иммунитета (перечислить).

3. Заполнить таблицу.

СВОЙСТВА АНТИГЕНА (описать)

Антигенность  
Специфичность  

4. Заполнить таблицу

Антигены бактерий Антигены вирусов
   

5. Заполнить таблицу

Центральные органы иммунной системы Периферические органы иммунной системы
   

6. Заполнить таблицу

Наши рекомендации