Тема: Физическое развитие населения.
Методика изучениЯ
Цель занятия: научиться методике учета, статистической обработке и комплексной оценке данных физического развития. Освоить метод сигмальной оценки и центильный метод, метод корреляции и регрессии.
Физическое развитие является одним из объективных показателей здоровья населения. Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической и научно-исследовательской деятельности учреждений и органов здравоохранения.
Показатели физического развития наряду с показателями рождаемости, средней продолжительности жизни, дают прямую характеристику здоровья населения.
На больших медико-статистических материалах доказано, что чем выше показатели физического развития общий уровень здоровья населения в целом или его отдельных возрастно-половых, профессиональных и других групп.
Динамика физического развития за опредеделенный период представляет в наиболее концентрированном виде общий итог основных изменений в процессах заболеваемости, болезненности, нетрудоспособности, инвалидности и т. д., которые происходили за этот период.
При оценке физического развития не следует смешивать понятия «физическое развитие человека» (индивидуума) и «физическое развитие коллектива» (качественно однородной группы населения). В первом случае речь идет о физическом развитии отдельно взятого человека, об особенностях его физического развития в связи с состоянием здоровья, работоспособностью, то есть о взаимоотношении формы и функции.
Когда речь идет о коллективе, то физическое развитие рассматривается уже как один из объективных показателей общественного здоровья. Основу изучения в этом случае составляет уровень и динамика признаков физического развития конкретного коллектива (населения).
Под физическим развитием человека понимается комплекс признаков, характеризующих размеры, силу и гармоничность человеческого тела. В этот комплекс входят антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность груди), соматоскопические показатели (состояние слизистых, развитие подкожной клетчатки, мышечной и костной системы), физиометрические показатели (ручная и становая сила, жизненная емкость легких).
На физическое развитие влияют многие факторы эндогенного и экзогенного характера. Особенно следует выделить влияние социально-гигиенических и социально-экономических факторов. Отмечаются различия в физическом развитии людей, проживающих в разных экономико-географических зонах, людей разных национальностей. Физическое развитие детей связано со здоровьем матери, физическим состоянием родителей, медицинскими факторами (своевременная коррекция питания, профилактика ожирения и прочее) и другими моментами.
Контроль за физическим развитием начинается с момента рождения ребенка уже в родильном доме и в дальнейшем осуществляется путем систематического наблюдения за развитием ребенка в детских консультациях и яслях, в детских садах и школах, в детских поликлиниках.
Изучение физического развития предусматривает:
1. Анализ физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;
2. Динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;
3. Разработку региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития;
4. Оценку эффективности оздоровительных мероприятий и учебно-воспитательной работы.
Данные физического развития ребенка заносят на медицинскую карту ребенка (ф. № 26/у) и на вкладной лист для подростка к медицинской карте (ф. № 025-1/у), в историю развития ребенка (ф. № 112) и в медицинскую карту амбулаторного больного (ф. № 025/у). Кроме того, для установления стандартов физического развития, а также для различных социально-гигиенических исследований может использоваться специально составленная для этой цели карта физического развития (см. приложение).
Статистическая обработка материалов физического развития начинается с составления вариационных рядов и сводится к вычислению средней величины, ее ошибки, среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации по каждому изучаемому признаку. Наряду с этим, при построении стандартов физического развития рассчитываются коэффициенты корреляции и регрессии.